К вопросу о будущем арабских пригородов Иерусалима

Проблема статуса Иерусалима в палестино-израильском урегулировании помимо вопроса о столичном статусе города для каждого из государств имеет еще одно измерение – демографическое. Желая сохранить его за собой единым и неделимым, правительство Израиля предпринимает различные шаги, направленные на то, чтобы возрастание численности арабского населения не привело к краху этой затеи. Одним из главных механизмов работы на данном направлении является обсуждение поправок к Основному закону об Иерусалиме – столице Израиля.

Еще в июле текущего года инициатива запретить решение о разделе города простым большинством обсуждалась в Кнессете с подачи группы депутатов во главе с представительницей партии «Еврейский дом» Шули Муалем-Рафаэли. Тогда 51 парламентарий одобрил проект поправки, в соответствии с которым такого рода шаг может быть предпринят только в том случае, если его поддержат 2/3, т.е. 80 из 120 членов Кнессета. Предложение вызвало массу споров среди присутствовавших на заседании, где громче всех звучал голос депутатов Объединенного арабского списка. Депутат фракции Джамаль Захалка сказал тогда: «Вы прекрасно знаете, что ни один палестинский лидер не согласится отказаться от Восточного Иерусалима – столицы Палестины … Тот, кто голосует за – голосует за вечную войну, погребение мечты о мире, которую многие на этой земле еще разделяют».

Вместе с тем у проекта поправки к Основному закону был еще один существенный элемент, значимость которого многие осознали только теперь. В целях сохранения демографического баланса города, да и страны в целом, документ предусматривает возможность трансформации его муниципальных границ. Другими словами территории, расположенные на окраинах Иерусалима могут быть выведены из его юрисдикции, по-прежнему оставаясь под контролем Израиля. Очевидно, что речь здесь идет о районах с преимущественным арабским населением, а поправка позволяет в будущем иметь возможность передать данные территории Палестинской национальной администрации без особых потерь и нужды обеспечивать поддержку квалифицированного большинства депутатов Кнессета.

Реагируя на предложенную меру, на том июльском заседании  сопредседатель блока «Сионистский лагерь» Ицхак Герцог сказал: «Неожиданно вы меняете границы: чего вы добиваетесь? Что еще вы хотите изменить? Вы превращаете Иерусалим в международное яблоко раздора». Министр по делам Иерусалима Зеэв Элькин (Ликуд) тогда инициативу поддержал. Мало того, в настоящий момент он счел целесообразным перейти к более активным действиям. В начале ноября на специальном заседании Кнессета по вопросам Восточного Иерусалима министр призвал создать для арабских пригородов Иерусалима, расположенных за израильской стеной безопасности и без оформленной границы с палестинскими территориями, а именно Кафр Акаб и Шуафат, отдельную административно-территориальную единицу.

Затем он повторил эти слова на заседании в Иерусалимском институте стратегических исследований, отдельно подчеркнув, что в эти районы нелегально проникают палестинцы, изменяя тем самым демографический баланс в городе и подрывая израильский суверенитет над ним. По словам З.Элькина: «Большинство людей, живущих в этих районах – палестинцы, которые получили свободный доступ сюда из-за отсутствия стены, которая могла бы их остановить». При этом под той самой стеной подразумевается  барьер между названными пригородами и палестинскими территориями, поскольку в сам Иерусалим, где большинство местного населения работает, они попадают через КПП. Демографическая угроза, в свою очередь, означает фактическую неспособность даже получить точный ответ на вопрос о численности жителей. Только по Кафр Акаб в зависимости от источника дынные варьируются от 16 до 50 тыс. человек.

Любопытно, но инициатива, которая могла бы показаться многим своевременной, учитывая спектр законопроектов, обсуждающихся в текущих условиях, столкнулась с критикой и слева и справа. Например, известный защитник израильского суверенитета над Храмовой горой Йегуда Глик рассматривает уже само предложение З.Элькина, как фактический раздел Иерусалима. Своеобразная борьба на страницах изданий Jerusalem Post развернулась между министром и мэром города Ниром Баркатом. Еще в начале ноября издание отмечало, что последний выступает против вмешательства в дела мэрии, которая лучше знает, как решать проблемы населения этих районов. В понедельник Н.Баркат отрыто заявил, что не поддержит проект, а будет настаивать на изменении акцентов в развитии города, которые могли бы снизить напряженность. К таковым он относит усовершенствование инфраструктуры и строительство новых единиц жилья. Один из таких проектов был согласован в начале месяца для пригорода Сур Бахир, также заслужив славу антисионистского шага Н.Барката.

Надо сказать, что ситуация развивается не без влияния США. С одной стороны, как уже отмечалось ранее, окончательный статус Иерусалима станет одним из последних вопросов, который американская администрация будет решать в рамках мирного процесса. С другой стороны, растет число заявлений и призывов, подталкивающих президента Д.Трампа выполнить данное Израилю предвыборное обещание и перенести посольство США из Тель-Авива в Иерусалим. На минувшей неделе с письмом к президенту, содержащим такую инициативу, обратилась группа конгрессменов-республиканцев во главе с Роном де Сантисом. Израильские эксперты также отмечают американское влияние в этом вопросе, причем далеко не все считают его положительным. Например, эксперт и публицист Надав Шрагай – внук Залмана Шрагая, являвшегося мэром Иерусалима в 1950-е, считает, что без давления США острые для города вопросы, включая обеспечение еврейского большинства, было бы решить значительно проще.

Неопределенность будущего Иерусалима, равно как и всего американского проекта палестино-израильского урегулирования заставляет ближневосточное государство самостоятельно искать пути демонстрации суверенитета над стратегически значимыми районами, куда, безусловно, относится Иерусалим в качестве единой и неделимой израильской столицы. В этой связи можно прогнозировать дальнейшее развитие внутриполитических шагов, направленных на то, чтобы обезопасить город от растущих претензий со стороны палестинцев и риска его раздела с подачи собственного правительства.

52.2MB | MySQL:103 | 0,450sec