О перспективах преодоления кризиса в отношениях между Израилем и Иорданией

Несмотря на то, что с 1994 года, когда был подписан договор о мире между Израилем и Иорданией, между двумя странами номинально существуют полные дипломатические отношения, с июня этого года израильское посольство в столице Иордании Аммане не функционирует. Это вызвано острейшими дипломатическим конфликтом, возникшим между двумя государствами после того, как израильский охранник застрелили двух иорданских граждан (один из них был напавшим на него террористом). Весь персонал израильского посольства покинул Иорданию через день после упомянутого инцидента и больше не возвращался. При этом инициатором фактического замораживания дипломатических отношений между двумя странами выступила иорданская сторона. Иорданцы выдвинули два условия для прекращения этого конфликта:

  1. Выдача иорданским властям стрелявшего израильского охранника для проведения суда по его делу или, хотя бы, суд над ним в Израиле.
  2. Смена израильского посла Иордании.

Нет никаких шансов на то, что израильтяне удовлетворят первое из этих требований. Во-первых, потому что упомянутый охранник имел дипломатическую неприкосновенность. Во-вторых, потому что и без дипломатической неприкосновенности никто в Израиле не станет выдавать израильского гражданина в арабскую страну, зная, что ему предстоит там предстать перед местным судом, который будет вестись на фоне крайне враждебного к Израилю и к евреям общественного мнения, с риском оказаться на долгий срок в тюрьме арабского государства.

Что касается возможности того, чтобы упомянутый охранник предстал перед уголовным или дисциплинарным судом в Израиле, то этот вопрос до сих пор не решен, несмотря на то, что обстоятельства инцидента, в результате которого были убиты два иорданских гражданина, уже изучены. Официальное полицейское расследование по данному вопросу идет крайне медленно, и можно ожидать, что даже если в ходе него будет доказано, что в действиях упомянутого охранника во время инцидента в Аммане были какие-то изъяны, в качестве оправдания ему послужит довод о том, что он вынужден был применить оружие для самообороны. Можно полагать, что такое решение израильского суда, если и когда оно последует, не удовлетворит иорданцев.

Что же касается второго требования иорданской стороны, то его Израиль, судя по всему, намерен выполнить. Как было сообщено недавно в израильских СМИ, сотрудники Моссада, которые в отсутствие дипломатических сотрудников в израильском посольстве в Аммане осуществляют все рабочие связи с иорданским королевским двором и с иорданским правительством, сообщили, что иорданские власти настроены в отношении данного пункта очень серьезно. Они не намерены позволять  Эйнат Шлаин, занимавшей до июня месяца и все еще формально занимающей пост израильского посла в Иордании, вернуться в Амман. При этом следует отметить, что ее работа в качестве посла (она находится в этой должности с сентября 2015 года) как таковая высоко ценилась как израильским, так и иорданским политическим руководством. Однако теперь иорданцы выдвигают в адрес посла Эйнат Шлаин два обвинения, которые, безусловно, не являются уголовными, но, по их мнению, не позволяют ей продолжать работать в качестве посла в Иордании:

  1. Посол Эйнат Шлаин воспользовалась поверхностным ранением стрелявшего охранника для того, чтобы заявить, что он нуждается в лечении в Израиле, и таким образом вывезла его из Иордании.
  2. В Израиле посол Эйнат Шлаин сфотографировалась вместе с этим охранником и с принявшим их в своей официальной канцелярии премьер-министром Биньямином Нетаньяху.

По поводу первого обвинения иорданцы готовы были бы уступить, поскольку необходимость проведения медицинских процедур — это вполне приемлемый прием в рамках дипломатической игры. Однако второй пункт обвинения вызывает их крайнее раздражение, поскольку упомянутая фотография вызвала в Иордании буквально взрыв общественного негодования.  Иорданцы видят этот так: израильских охранник, убивший двух иорданских граждан, был принят уже на следующий день после этого в качестве героя в канцелярии премьер-министра Израиля. По мнению иорданской стороны, подобный шаг полностью противоречит правилам и нормам дипломатической игры. В качестве иллюстрации справедливости своих доводов иорданская сторона приводит израильтянам гипотетическую зеркально противоположную ситуацию: иорданский охранник убил двух израильских граждан, оправдывая этот тем, что они напали на него, а после этого он был с почетом принят королем Абдаллой II. «Какова была бы реакция израильтян на это? – вопрошают они.

Точно так же, как в случае конфликта, возникшего двадцать лет назад, когда агенты Моссада совершили в 1997 году на иорданской территории неудавшееся покушение на одного из лидеров ХАМАСа Халеда Машаля (это покушение должно было стать ответом на террористический акт, совершенный ХАМАСом на иерусалимском рынке Махане-Иегуда, в результате которого погибли 16 и были ранены 169 человек), иорданские власти нуждаются сейчас в видимости какого-нибудь дипломатического достижения, которое могло бы ослабить ощущение их унижения и несколько успокоить крайне враждебную по отношению к еврейскому государству «арабскую улицу». В случае, когда на повестке дня находятся двусторонние отношения между Израилем и Иорданией,  продолжение карьеры посла — это мелочь. Достаточно вспомнить о том, что в 1997 году Израилю пришлось для преодоления дипломатического кризиса с Иорданией освободить из тюрьмы одного из лидеров ХАМАСа шейха Ахмада Ясина.

Решение относительно дальнейшей профессиональной судьбы посла Эйнат Шлаин официально еще не принято. Однако на этой неделе Министерство иностранных дел Израиля обнародовало заявление, касающееся усилий, прилагаемых им к преодолению нынешнего затянувшегося дипломатического кризиса в отношениях между Израилем и Иорданией. В этом заявлении в частности было сказано, что идет работа «над решением, которое вернет систему отношений в нормальное русло». Политические комментаторы израильских СМИ сделали на этом основании звучащий весьма правдоподобно вывод, согласно которому, Эйнат Шлаин уже не вернется в Амман, а вместо нее туда будет назначен другой посол. Ожидается, что при этом ей самой будет предложен более высокий пост, что с точки зрения израильтян послужит достойным оправданием досрочного окончания каденции Эйнат Шлаин в качестве израильского посла в Иордании. Среди прочего, это позволит израильскому политическому руководству, прежде всего, лично премьер-министру Биньямину Нетаньяху, занимающему одновременно пост министра иностранных дел, «сохранить лицо» и избежать нападок со стороны сограждан за чрезмерную уступчивость по отношению к претензиям иорданцев.

Следует помнить, что для Израиля чрезвычайно важны отношения с Иорданией. Хашемитское королевство в прямом смысле прикрывает восточную границу еврейского государства. Причем королю Абдалле II приходится действовать в крайне тяжелых условиях, подвергаясь постоянному давлению со стороны враждебно настроенной по отношению к Израилю «арабской улицы» и парламентариев. В Израиле это прекрасно понимают. Вместе с тем не будет преувеличением сказать, что если для Израиля отношения с Иорданией чрезвычайно важны, то для Иордании сохранение отношений с Израилем — это едва ли не вопрос жизни и смерти.

Говоря о продолжающемся уже полгода дипломатическом кризисе между Иорданией и Израилем, нельзя забывать о том, что, несмотря на него, отношения между двумя странами продолжают оставаться весьма тесными. Причем речь идет об отношениях как в экономической, так и в военной сфере. По данным за 2008 год, объем двусторонней торговли между Израилем и Иорданией составил порядка 400 млн долларов США. Однако это многократно заниженные данные, поскольку большая часть торгового обмена между Израилем и Иорданией осуществляется через третьи страны из-за уже упомянутой крайней враждебности весьма значительной части иорданцев к еврейскому государству. Тем не менее, даже имеющихся открытых данных хватает для того, чтобы сделать вывод о том, что денежное выражение экономических связей между Иорданией и Израилем весьма и весьма значительно. Достаточно упомянуть в качестве примера подписанный между двумя странами в 2014 году договор о поставках природного газа из Израиля в Иорданию на сумму порядка 15 млрд долларов США.

52.19MB | MySQL:103 | 0,795sec