Об обострении обстановки вокруг Сектора Газа

Опорный пункт ЦАХАЛа в  и подразделение саперных войск, занимавшееся инженерными работами у пограничного забора в северном секторе зоны, прилегающей к сектору Газа, были обстрелян в четверг после полудня из минометов с территории контролируемого ХАМАСом Сектора. Пострадавших в результате этого обстрела не было. Незадолго до минометного обстрела была объявлена воздушная тревога в населенных пунктах израильского регионального совета Шаар га-Негев, однако, как выяснилось, эта тревога была ложной.

Из опасения перед усилением обстрелов, по указанию армейского командования, было прекращено движение поездов по железной дороге на участке Ашкелон – Сдерот. Это стало достаточно серьезным нарушением нормального распорядка жизни, поскольку затронуло десятки тысяч людей. Для доставки пассажиров в населенные пункты, железнодорожное сообщение с которыми было временно прекращено, на железнодорожные станции Ашкелона и Сдерота были направлены дополнительные автобусы. ЦАХАЛ также распорядился, чтобы израильские земледельцы покинули свои поля, прилегающие к границе с сектором Газа.

В ответ на упомянутый обстрел ЦАХАЛ сразу же нанес удар по позициям вооруженных формирований ХАМАСа в секторе Газа. Затем последовало еще несколько ударов по военным объектам Сектора.

На протяжение последних недель, с тех пор, как ЦАХАЛ уничтожил подземный тоннель, проложенный террористами организации «Исламский джихад» под пограничным забором из сектора Газа на территорию Израиля, в в этом районе сохранялась напряженная атмосфера. Израильтяне ожидали, что боевики «Исламского джихада» или ХАМАСа попытаются совершить те или иные акции возмездия за эту успешную операцию ЦАХАЛа, в результате которой у обеих исламистских организаций были потери. Уместно упомянуть о том, что тела пятерых боевиков «Исламского джихада» погибших при взрыве, до сих пор находятся в руках израильтян.

Напряженное ожидание попытки мести со стороны исламистов нашло свое выражение в том, что за прошедшие недели несколько раз в районах Израиля, прилегающих к сектору Газа, раздавались сигналы воздушной тревоги, однако каждый раз оказывалось, что эти тревоги были ложными. Ракетных обстрелов израильских населенных пунктов не было.

В связи с произошедшим в четверг инцидентом обращает на себя внимание тот факт, что утром того же самого дня в СМИ появились сообщения о том, что как представители ФАТХа, так и представители ХАМАСа признают, что достигнутое при посредстве Управления общей разведки Египта («Мухабарат аль-Амма») соглашение о примирении между двумя этими палестинскими организациями находится на грани срыва. Основным пунктом разногласий между ними стал вопрос о разоружении или переходе под контроль властей Палестинской национальной администрации (ПНА) военного крыла ХАМАСа – «Бригад Изз ад-Дин аль-Кассама», являющегося главной опорой его власти в секторе Газа. ХАМАС решительно отказывался пойти на этот шаг и даже угрожал усилить вооруженную борьбу против Израиля в Иудее и Самарии (на Западном берегу, пользуясь арабской терминологией). Первоначально предполагалось, что в пятницу на этой неделе ХАМАС передаст полномочия гражданской власти в секторе Газа представителям контролируемого ФАТХом правительства ПНА, местопребыванием которого является Рамалла. Однако этого не произошло, и уже в четверг было ясно, что этого не произойдет, во всяком случае, в назначенный срок.

В свете сказанного высказывались предположения о возможности того, что минометный обстрел израильских саперов, знаменующий новое обострение обстановки вокруг сектора Газа был вызван именно противоречиями между ХАМАСом и ФАТХом. Однако в итоге в Израиле пришли к выводу, что речь идет об акции «Исламского джихада», представляющей собой довольно запоздалый и весьма минорный ответ на взрыв тоннеля, несмотря на то, что «Исламский джихад» вопреки своему обыкновению, официально не взял на себя ответственности за этот обстрел.

Ответ ЦАХАЛа на упомянутый обстрел тоже был достаточно ограниченным. Удары были нанесены по шести объектам – три из них принадлежали «Исламскому джихаду», а еще три — ХАМАСу, который израильтяне всегда рассматривают как ответственного за все происходящее в контролируемом им секторе Газа. Ни «Исламский джихад», ни ХАМАС не ответили на эти удары. Более того, их официальные представители не стали делать никаких заявлений по поводу этих ударов, явно опасаясь дальнейшего обострения ситуации.

Комментаторы израильских СМИ считают в этой связи, что ХАМАС оказывал на протяжении всего месяца, прошедшего после взрыва тоннеля, построенного «Исламским джихадом», давление на эту террористическую организацию с тем, чтобы она воздержалась от попыток отомстить израильтянам за этот, несомненно, тяжелый удар. Обращается внимание и на то, что «Исламский джихад» обстрелял в четверг только военнослужащих ЦАХАЛа, находившихся сравнительно далеко от населенных пунктов. Никаких попыток подвергнуть обстрелу гражданские израильские объекты не предпринимались. Это выглядит в определенном смысле в качестве попытки исламистов ограничиться «абсолютно легитимными» целями.

Теперь вопрос о мести Израилю со стороны «Исламского джихада» за подрыв тоннеля как бы закрыт, причем закрыт самым минорным из всех возможных способов – обстрел был, но у израильтян не было жертв (это едва ли было преднамеренным), и обстреляны были только военные. Однако в случае окончательного провала процесса примирения между ХАМАСом и ФАТХом, который представляется неизбежным, можно ожидать нового и на этот раз действительно серьезного обострения ситуации вокруг сектора Газа. И следует иметь в виду, что такого обострения можно ожидать уже в самое ближайшее время.

Новый тур открытого вооруженного противостояния с ЦАХАЛом может послужить для ХАМАСа удобным поводом для того, чтобы уклониться от своих обязательств по передаче власти в секторе Газа представителям правительства ПНА, не говоря уже о том, чтобы объяснить сохранение «Бригад Изз ад-Дин аль-Кассама» необходимостью «оказывать сопротивление израильской агрессии». Однако при этом проблема исламистов состоит в том, что, судя по сравнительно недавним заявлениям министра обороны Израиля Авигдора Либермана («Наш дом – Израиль»), новый тур вооруженного противостояния с ЦАХАЛом может стать последним для исламистского режима, созданного ХАМАСом в секторе Газа и сохраняющегося там уже на протяжении десяти лет.

52.22MB | MySQL:103 | 0,568sec