Иранские эксперты о политической ситуации в Ливане и отношениях между Ираном и Саудовской Аравией. Часть 1

Последние по времени события на Ближнем Востоке, в частности политический кризис в Ливане, связанный с отставкой премьер-министра Саада Харири, и чистки в Саудовской Аравии, вызвали пристальное внимание со стороны иранских экспертов и политологов. В последние несколько лет ирано-саудовские отношения находятся в состоянии конфронтации. Возрастающее иранское влияние в Сирии, Ираке, Ливане воспринимается в Эр-Рияде в качестве угрозы национальной безопасности КСА. Особенную и преувеличенную тревогу в саудовском истеблишменте вызывает якобы имеющее место иранское присутствие в Йемене. Тезис о враждебном иранском окружении давно стал общим местом в дискурсе саудовской элиты. Одновременно в Тегеране также все больше воспринимают КСА в качестве угрозы национальной безопасности ИРИ. Об этом недавно написал в одной из своих статей бывший заместитель министра иностранных дел ИРИ Сайед Хоссейн Мусавиян. Он, в частности, отметил, что еще десять лет назад КСА не воспринималось в Иране в качестве серьезной угрозы. Наиболее беспокоящими факторами в области безопасности в Иране считали США, Израиль и салафитские экстремистские организации, такие как «Аль-Каида» (запрещена в России). Однако после поддержки со стороны Эр-Рияда джихадистов в Сирии и Ираке и ряда враждебных саудовских демаршей, КСА в Иране также занесли в список угроз. Интересно, что С.Х.Мусавиян по иранским меркам считается вовсе не «ястребом», а «голубем». В 1990-е годы он приложил немало усилий к нормализации ирано-саудовских и ирано-египетских отношений, лично встречался и вел переговоры с тогдашним саудовским кронпринцем и будущим королем Абдаллой бен Абдель Азизом.

На сайте «Дипломасийе ирани» («Иранская дипломатия») было опубликовано интервью с  исследователем проблем Ближнего Востока Джафаром Гандбаши под названием «Отставка Саада Харири является показателем его эгоизма. Обвинения Харири в адрес Тегерана являются результатом заговора Вашингтона, Эр-Рияда и Тель-Авива с участием Лондона» (1). Оговоримся, что статья была опубликована неделю назад, когда С.Харири еще не вернулся в Ливан и не дезавуировал свою отставку. Автор поясняет, что «неожиданность» отставки С.Харири объясняется давлением, оказанным на него в Эр-Рияде. По мнению эксперта, Саудовская Аравия в последнее время сталкивается с политическими поражениями в Ираке, Сирии и Йемене. На фоне поражений такфиристских и джихадистских группировок Эр-Рияд решил взять реванш в Ливане, но у него это вряд получится. Журналист портала «Дипломасийе ирани» задал Д.Гандбаши вопрос, почему отставка С.Харири сопровождалась обвинениями в адрес Ирана и «Хизбаллы». Иранский политолог ответил на это, что последние победы «оси сопротивления», а именно взятие под контроль провинции Дейр эз-Зор в Сирии и города Эль-Каим в Ираке очень встревожили альянс США и Израиля, к которому стремится присоединиться и Саудовская Аравия. Одновременно в саудовских шагах по дестабилизации обстановки в Ливане просматривается и намерение ослабить позиции движения «Хизбалла», укрепившиеся за последние два года. Союзники «Хизбаллы» впервые получили большинство в правительстве, движение установило прекрасные отношения с ливанской армией, совместно с которой проводилась борьба с террористами в Арсале. Врагам Ливана понадобилось подорвать достигнутую с таким трудом стабильность.

На том же сайте была опубликована статья Насратуллы Таджика «Война по заместительству Эр-Рияда в Ливане». Автор статьи является видным иранским политиком и дипломатом. Он принимал активное участие в Исламской революции 1979 года, был послом ИРИ в Иордании и губернатором провинции Хормозган. По мнению Н.Таджика, в политике КСА проявляется определенная двойственность. С одной стороны, в Саудовской Аравии наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом проводятся реформы, что, вроде бы должно диктовать Эр-Рияду необходимость проведения благоразумной и осторожной внешней политики. С другой стороны, в королевстве идет борьба за власть, что подтверждается недавними чистками в высшем эшелоне власти. В этих условиях Мухаммед бен Сальман, по мнению иранского аналитика, хочет отвлечь внимание саудовского народа и элиты в сторону «внешнего врага», то есть Ирана. Что касается С.Харири, то   иранский комментатор отмечает уязвимость его позиции, учитывая наличие большого бизнеса в КСА. «Чтобы понять смысл поступка Харири, не надо быть Платоном, — пишет Насратулла Таджик, -Харири продал свое политическое будущее за налоговые льготы и решение проблем своего бизнеса в Саудовской Аравии» (2).

Иранский политолог, специалист по проблемам Ближнего Востока Феридун Маджлес опубликовал на портале www.fararu.com статью под названием «Мухаммед бен Сальман привержен созданию Арабской империи». В ней он пишет о  сложном процессе политических и культурных преобразований, который в настоящее время переживает Саудовская Аравия. По его словам, Мухаммед бен Сальман прилагает усилия для того, чтобы его страна сделала скачок из средних веков в двадцать первый век. С одной стороны, реформаторский посыл саудовского наследника престола оправдан тем, что 80% населения КСА в настоящее время живет в городах. В стране появилась большая прослойка людей, особенно среди молодежи, знающей английский язык и получившей образование в европейских и американских университетах. Все они желают перемен и составляют группу поддержки молодого принца. О реформаторстве Мухаммеда бен Сальмана свидетельствует, по мнению политолога, разрешение саудовским женщинам водить автомобили и стремление ввести их в совещательные органы власти, такие как Шура при короле. Именно молодежь и женщин Мухаммед бен Сальман видит своими сторонниками (3).

В то же время на пути реформ в КСА имеется немало препятствий. Во-первых, племенные пережитки. Даже в городах немало саудовцев сохраняют племенную психологию. Во-вторых, опасность ваххабитского реванша. В-третьих, борьба за власть, которую ведет Мухаммед бен Сальман. Принц стал наследником престола в июне с.г. в результате государственного переворота. Нынешний этап чисток также представляет собой государственный переворот. В этих условиях политика Мухаммеда бен Сальмана страдает, по мнению иранского эксперта, недостатком легитимности. В этих условиях он пытается, отказавшись от ваххабизма, сплотить народ КСА на основе арабского национализма.

На том же сайте опубликовано интервью с депутатом иранском Меджлиса Хисматуллой Фаляхтом под названием «Саудовская Аравия – причина нестабильности в регионе» (4). В нем автор обвиняет Саудовскую Аравию и ОАЭ в поддержке в прошлом террористических организаций, таких как «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России). Сейчас когда ИГ перестало существовать, заливные монархии выбрали другую тактику, и вместо поддержки джихадистов пытаются дестабилизировать страны региона такими актами как отставка Саада Харири. Антитеррористическая коалиция, созданная США под предлогом борьбы с ИГ, вовсе не собиралась, по мнению Х.Фаляхта, бороться с терроризмом. Ее целью было закрепить военное присутствие США в регионе Ближнего Востока.

  1. http://www.irdiplomacy.ir/fa/page/1973003
  2. http://www.irdiplomacy.ir/fa/page/1973102
  3. http://fararu.com/fa/news/336185
  4. http://fararu.com/fa/news/336322
52.23MB | MySQL:103 | 0,489sec