Турция препятствует новой стратегии США по Сирии

Президент Реджеп Тайип Эрдоган считает, что власти США хотят наказать Турцию за отказ следовать навязанным американским сценарием. Об этом турецкий лидер заявил в воскресенье, выступая перед членами правящей Партии справедливости и развития (ПСР), сообщает телеканал Эн-ти-ви. «Америка пытается наказать нас, судить нас, дискредитировать нас, потому что мы не следуем ее сценарию. Схема понятна. Они [власти США] делают это через сообщников в нашей стране, совместно с ФЕТО («Террористическая организация фетхуллахистов», которую обвиняют в организации госпереворота в Турции в июле 2016 года — прим. ТАСС), — сказал президент. «Все эти нападки, обман, клевета служат одной цели — поставить Турцию на колени, внести разлад в наше общество. Они стараются изо всех сил, но не добьются успеха», — добавил он. Ранее Эрдоган заявил, что американские суды не имеют права выносить обвинения против Турции. В судебном процессе над бизнесменом ирано-турецкого происхождения Резой Заррабом, заявившим о взятке турецкому экс-министру экономики Заферу Чаглаяну, по мнению турецкого президента, были предоставлены «фальшивые улики», чтобы «нанести ущерб его стране». Ярость Р.Т.Эрдогана понятна. Он в качестве премьер-министра Турции (2003 — 2014 гг.) санкционировал начало перевода денежных средств, касающихся Ирана. Об этом заявил в четверг на судебном процессе в Нью-Йорке ирано-турецкий предприниматель Реза Зарраб, которого обвиняют в нарушении санкций против Тегерана, передает агентство Рейтер. «Я говорю, что Тайип Эрдоган, занимавший в то время пост премьер-министра, отдал распоряжение начать эту торговлю. Он направил соответствующие инструкции банкам приступить к таким переводам», — приводит агентство показания бизнесмена. Другими словами, действующий президент Турции стал основным обвиняемым и организатором «преступной схемы» по торговле с Ираном. Это в общем-то интересный прецедент и похоже американцы собираются довести это расследование до логического конца, то есть предъявления обвинения непосредственно Р.Т.Эрдогану. Все это в общем лишь подтверждает наши предыдущие  выводы о том, что турецкий президент является для Запада фигурой бесперспективной с точки зрения прежде всего долгосрочного партнера. Причем это мнение единодушно для  руководства США и ЕС. И все возможные переговоры или компромиссы со стороны Р.Т.Эрдогана эту ситуацию кардинальным образом не изменят. Нынешнее судебное расследование в США в принципе является классической схемой попытки «подвесить» неудобного себе регионального игрока в рамках «убеждения» его принимать предлагаемые Вашингтоном решения. Это безусловно не экономика или взаимоотношения Анкары с ЕС. В данном случае американцы стремятся превратить турецкое руководство в послушного или хотя бы нейтрального партнера с точки зрения выстраивания своей стратегии в Сирии. Два основных момента этой стратегии в общем-то уже определены.

  1. Это дислоцирование американского контингента на севере Сирии на долгосрочную перспективу с созданием в этой зоне альтернативных структур управления, которые будут автономными от Дамаска. Можно рассуждать, насколько такие планы можно реализовать в принципе, но они сейчас у США есть и приняты как руководство к действию. Это означает помимо заигрывания с местными суннитскими племенами долгосрочный ориентир в рамках поддержки курдов из Партии демократического союза (ПДС). Несмотря на все заявления президента США Д.Трампа о скором прекращении материально-технической поддержки, и попытки американских военных каким-то образом объяснить такие заявления на фоне продолжения поставок оружия курдам, эта глобальная поддержка будет продолжена.  Именно по той причине, что  альтернативы этому в рамках нынешней политики США на севере Сирии нет. Оружия при этом может поступать меньше, чем сейчас, но фундаментальная поддержка включает в себя не только этот компонент. И это непреодолимое разногласие между Вашингтоном и Анкарой при, рискнем сказать, любом турецком президенте. Курдская проблема для турецкого общества вне всех идеологических разногласий внутри его носит характер общенационального консенсуса. Или, по крайней мере, для абсолютного его большинства. Это делает вариант серьезного альянса на сирийском направлении  между Р.Т.Эрдоганом и американским руководством ничтожно малым. Помимо этого в случае с Р.Т.Эрдоганом это еще и проблема Ф.Гюлена, что является для турецкого президента личным моментом и обсуждению не подлежит. Отсюда попытки Вашингтона сдержать его возможные негативные шаги по препятствованию  американской стратегии на сирийском направлении через «подвешивание» его лично путем судебного преследования. Другими словами, активизация процесса над Р.Заррабом и склонение его к даче свидетельских показаний против лично Р.Т.Эрдогана означает окончательное убеждение американской администрации в том, что договориться с Анкарой в принципе нереально, а значит — необходимо ее запугать. Для того, чтобы она сохраняла на сирийском направлении, как минимум, нейтралитет. Понимая всю импульсивность Р.Т.Эрдогана, надо понимать, что такой нейтралитет будет очень условным.  Прокуратура Стамбула выдала ордер на задержание бывшего сотрудника Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Грэма Фуллера, который подозревается в причастности к попытке госпереворота в июле 2016 года. Об этом в пятницу сообщает телеканал Эн-ти-ви. Г.Фуллеру могут быть предъявлены обвинения в нарушении конституции, попытке свержения действующей власти и шпионаже. Прокуратура намерена установить, были ли у экс-сотрудника ЦРУ связи с ФЕТО — «Террористической организацией фетхуллахистов» исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, проживающего в США. Анкара обвиняет его в организации попытки госпереворота. Смеем надеется, что это не последний случай ареста «американского шпиона» в Турции. Для России такой расклад сил вполне устраивает.
  2. Это курс США на аннулирование любых переговорных форматов за исключением женевского, на котором теперь пытается играть единственный игрок со стороны оппозиции и союзник Вашингтона в лице Эр-Рияда. Таким образом предпринимается попытка нивелировать роль Москвы, Тегерана и Анкары в вопросе мирного решения сирийского конфликта. Министр обороны США Джеймс Мэттис полагает, что проведение международных встреч в Астане по урегулированию ситуации в Сирии не является продуктивным процессом, поскольку в него была вложена масса усилий, однако результатов почти нет. С соответствующим заявлением глава Пентагона выступил перед журналистами во время перелета в Египет. «Астана не была продуктивной. В него была вложена масса усилий, однако мало чего получилось. Теперь все переходит в Женеву, где ведущие усилия предпринимаются спецпосланником ООН Стаффаном де Мистурой. Сейчас мы меняем наш подход, чтобы поддерживать [действия] дипломатов», — сказал Дж. Мэттис, стенограмму высказываний которого распространил в субботу Пентагон. Такие откровения главы Пентагона в общем-то не оставляет Москве иного варианта действий сейчас, кроме как использования тактики тихого блокирования переговорного процесса в Женеве с одновременной активизацией усилий на астанинской площадке.
52.25MB | MySQL:103 | 0,578sec