К итогам саммита ССАГПЗ в Кувейте

Первый с начала дипломатического кризиса в Персидском заливе саммит шести аравийских монархий (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия) длился меньше часа. Его участники успели согласовать коммюнике из 37 пунктов, посвященных самым различным темам: от возможного переноса посольства США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим до ситуации в Сирии и Йемене. При этом заявлений по Катару так и не было сделано. Несмотря на заявленный уровень, на встрече присутствовали лидеры лишь двух государств. Из приглашенных на саммит в Эль-Кувейт прибыл только эмир Катара шейх Тамим бен Хамад Аль Тани. И это было сделано демонстративно, поскольку высшие руководители его антиподов в лице КСА, ОАЭ и Бахрейна не приехали. Главы бойкотирующих Доху стран не приняли участие в форуме, ограничившись представителями правительств. Эмиру Кувейта шейху Сабаху аль-Ахмеду аль-Джаберу ас-Сабаху формально удалось сохранить единство Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), несмотря на неурегулированные разногласия. Выступая перед началом сессии, он призвал создать механизм урегулирования внутренних споров, указав, что никакие противоречия между странами не могут помешать работе совета. Сразу отметим, что роль Кувейта в данном случае не настолько определяющая. Он работал в этом направлении в жесткой связке с ОАЭ и Оманом. В данном случае перед Абу-Даби и Эр-Риядом стояла очень простая альтернатива. Они либо приглашали Доху на этот саммит, либо сообщество ССАПГЗ фактически приказывало долго жить. Ни ОАЭ, ни КСА на такой сценарий пойти не могли ни при каких условиях, но форма компромисса была найдена. Отсюда усеченный вариант представительства саудовцев и эмиратовцев на этом саммите. Отсюда же и очень короткий срок заседания. Проведение саммита, завершившегося на сутки раньше запланированного срока, стало, по мнению главы делегации ОАЭ Анвара Гаргаша, «успехом Кувейта» и «положительным шагом в непростых условиях». Другие представители стран, разорвавших с Катаром отношения, воздерживались от каких-либо комментариев на протяжении всей работы саммита. Вместе с тем шейх Тамим в преддверии встречи выразил надежду, что саммит «позволит сохранить стабильность и безопасность» в Персидском заливе. Все произошедшее абсолютно не означает окончания кризиса в этом региональном объединении. Более того, это не будет означать начало некого этапа примирения и консультаций в этом направлении между Катаром, ОАЭ и КСА. Ситуацию лишь только удалось несколько подморозить, и не более того. При этом ситуация в Йемене и поляризация сил там в самом скором времени обострит ситуацию еще больше и в самом ССАПГЗ.
Особый интерес представляет фактически единодушно принятое на заседании  коммюнике. В финальном заявлении участники встречи подтвердили важность сохранения единства ССАГПЗ, укрепления оборонных и экономических связей (реализация введения единого НДС в 2018 году является основной причиной того, что ОАЭ и Кувейт стремятся сохранить сам формат ССАПГЗ любой ценой, а не исключительная любовь к Катару); призвали граждан Йемена объединиться против поддерживаемых Ираном мятежников-хоуситов (обычная призыв каждого саммита, которое ничего не решает. В этой связи отметим, что в условиях ликвидации экс-президента А.А.Салеха и репрессий его партии резко возрастает роль вице-президента Али Мохсена аль-Ахмара, который до сих пор находится в плотной орбите Дохи. Это само по себе может вскоре вызвать новый виток кризиса между Катаром и КСА. Не говоря уже про особую роль Омана в йеменском кризисе); предостерегли о последствиях изменения статуса Иерусалима (как мы и сообщали, это будет единственно возможной позицией всех арабских стран, вне зависимости от характера взаимоотношений между собой; тем самым американцы, кстати, дают большой козырь для тех же иранцев в рамках своей пропаганды. По другому лидеры арабских стран поступить не могут, их просто в противном случае убьют); заявили о приверженности борьбе с терроризмом и экстремизмом во всех его проявлениях и ликвидации его финансовых и информационных источников (это тоже ничего не означающий пункт, поскольку каждая страна самостоятельно делит всех террористов «на своих и чужих». Там не существует единого подхода, а значит все разговоры на эту тему надо полагать никчемными). Кроме того, все шесть стран повторили единую позицию относительно вмешательства Ирана в дела стран региона, потребовав от Тегерана «прекратить финансировать и вооружать террористические группировки». Это также традиция, и при этом мысли насчет этого у тех же Эр-Рияда, Абу-Даби и Маската в принципе различные.
Глава Пентагона Джеймс Мэттис, вопреки ожиданиям, не принял участия в работе саммита, однако провел встречу с эмиром Кувейта за несколько часов до прилета глав делегаций. Накануне саммита с кувейтским коллегой обсудил ситуацию в регионе госсекретарь США Рекс Тиллерсон. Детали переговоров не раскрывались, однако региональные наблюдатели уверены, что стороны сверяли часы в вопросе катарского урегулирования. В этой связи Кувейт подтвердил, что продолжит посреднические усилия в этом направлении, поддерживаемые всеми членами ССАГПЗ. В этой связи отметим главное — отсутствие Дж.Мэттиса на саммите, а он планировал там быть изначально, и очень сложные переговоры госсекретаря США свидетельствуют о том, что все посреднические усилия американцев в рамках разрешения конфликта «арабской четверки» с Катаром успехом не увенчались. Таким образом, напряжение по этой линии сохраняется и имеет все шансы только к обострению. По крайней мере, активизация прокатарских террористических группировок на Синае в последние месяцы говорит о том, что Доха ни к каким компромиссам не готова. Но сам факт ее приглашения на нынешний саммит свидетельствует прежде всего о ее тактической победе в этом противостоянии. Эр-Рияду не удалось блокировать участие Дохи, а на этом особенно настаивал наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман. И в конце концов ОАЭ за счет альянса с Кувейтом и Оманом удалось эту инициативу отклонить. И этот момент «постоянного осаживания» лично Мухаммеда бен Сальмана со стороны Абу-Даби при любом удобном случае также надо иметь ввиду, когда мы говорим от ситуации в ССАПГЗ.

62.82MB | MySQL:102 | 0,467sec