Энергетическая политика в Восточном Средиземноморье и роль Турции. Часть 10

В конце сентября месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Роль Восточного Средиземноморья в становлении Турции в качестве центра энергетической торговли». Продолжаем рассмотрение второй части документа, озаглавленной как «Страны – обладательницы запасов природного газа в Восточном Средиземноморье».

Напомним, что предыдущий материал (часть 9) был посвящен положению дел в Израиле и Палестине. Здесь же начнем с ситуации на острове Кипр, разделенном между греческой и турецкой администрациями на Республику Кипр или, как её именуют в Турции, Греческую администрацию Южного Кипра (ГАЮК), а также Турецкую Республику Севереного Кипра (ТРСК) – частично признанное мировым сообществом государство.

Начинают свое рассмотрение турецкие авторы сравнением демографических и экономических показателей между двумя половинами острова. Греческая часть, по данным 2015 года, превосходит турецкую по населению в пять раз и по удельному ВВП на душу населения в два раза. Что делает и ту и другую часть острова похожими – топливно-энергетический баланс, в котором преобладают (до 90%) нефть и её производные в качестве первичного источника энергии. Остров Кипр окружен территориальными водами Турции, Сирии, Ливана, Греции и Египта, находясь в регионе чрезвычайно богатыми залежами природного газа. Однако, незмотря на все изыскательские работы, к настоящему времени, в 2011 году, удалось обнаружить лишь месторождение «Афродита», чьи запасы оцениваются в объеме 128 млрд куб. м. При этом Республика Кипр начала свои изыскательские работы почти уже 20 лет назад и, не признавая ТРСК, подписала соглашение об исключительных экономических зонах с Египтом (2003), Ливаном (2007) и Израилем (2010). В дальнейшем, вопреки международному праву, Республика Кипр приступила к изыскательским работам, не согласуя свои действия с Турецкой Республикой Северного Кипра. На торги, объявленные греческой администрацией, откликнулись ведущие мировые энергетические корпорации, прежде всего, европейские. Всего Республика Кипр разделила то, что она считает своей исключительной экономической зоной, на 13 блоков исследования.

В результате проведенных торгов разведывательные работы на 2, 3 и 9 блоках были поручены консорциуму из итальянской ENI и корейской KOGAS. На 10 и 11 блоке работает французский TOTAL. Месторождение «Афродита» было обнаружено на 12 блоке компанией Noble Energy.

Рис.6. Блоки, на которые разделена исключительная экономическая зона Республики Кипр, объявленная в одностороннем порядке.

Стоит обратить внимание, что по мнению турецкой стороны блок 1 находится в исключительной экономической зоне ТРСК, который поспешил выдать лицензию на разведку нефти и газа турецкой ТРАО. Также ТРСК выдали лицензии на аналогичные работы на блоках 2 и 3, однако, там, как было упомянуто выше, уже ведутся работы итальяно-корейским консорциумом. Лицензий на работы на блоках 4-8 вплоть до настоящего времени пока не выдано. Ситуация на блоке 9 также отмечена столкновениями между консорциумом ENI-KOGAS и турецким ТРАО. Аналогичная ситуация сложилась и на блоке 12, где было обнаружено месторождение «Афродита». Подобная ситуация, как пишут авторы документа, препятствует эффективной разработке месторождений данного района.

В этой связи Турецкая Республика подала ноты протеста в ООН в 2004 и в 2007 годах. В ответ на игнорирование ситуации со стороны греческой администрации, Совет министров Турции выдал в 2011 году разрешение на работы в регионе ТРАО. Работы начались в 2014 году и их проводило судно Barbaros Hayrettin Paşa, впрочем, вплоть до настоящего времени безуспешные.

2017 год был отмечен подписанием соглашения между ГАЮК и консорциумом Exxon Mobil и Qatar Petroleum по работам на 10 блоке с предварительными сроками их начала в 2018 году.

С другой стороны, обнаружение газа на месторождении «Афродита» к настоящему времени не конвертировано в коммерческую добычу. Потребный объем инвестиций, даже без строительства трубопроводной системы для доставки газа на «материк», оценивается в размере 4 млрд долл. Окончательное решение об инвестициях пока только ожидается, что позволяет говорить о предварительных сроках начала добычи, самое ранее, лишь в 2020 году. Немаловажным вопросом при этом является то, для удовлетворения каких именно нужд (внутреннего или внешнего рынков) будет использоваться добываемый газ, поскольку и для того, и для другого одновременно его запасов недостаточно.

В этой связи известно о планах ГАЮК по строительству в районе Василикос терминала по сжижению газа. При этом для его функционирования одного лишь газа с месторождения «Афродита» будет недостаточно, нужен ещё один источник поставки, допустим, из Израиля. Складывающаяся негативно экономическая ситуация сама по себе торопит Грецию, которая рассчитывает на доходы от газовой торговли. С другой стороны, использование газа для удовлетворения внутренних нужд Республики Кипр, очевидно, будет затруднительным с точки зрения возможности привлечения зарубежных инвестиций необходимого объема. С другой стороны, одним из наиболее перспективных рынков сбыта для газа с греческой части Кипра является Турция. Однако, препятствием тому является неурегулированный конфликт между двумя частями острова.

52.27MB | MySQL:108 | 0,680sec