Алжир: рост налоговых проблем

Министр финансов АНДР Абдеррахман Рауйя 7 декабря открыто признал рост налоговой задолженности алжирских физических и юридических лиц. По его признанию, в общей сложности она уже в 2016 году составляла 3.5 трлн динар (около 30 млрд евро).

Данное положение усугубляется тем, что алжирцы должны заплатить в казну еще 7.5 трлн динар (около 63 млрд евро). В эту сумму входят различные пени за просроченные выплаты налогов, кредитов и штрафы.

По данным же представителей налоговых органов, по состоянию на декабрь 2017 г. общая сумма задолженностей представляется еще большей.

По словам А.Рауйя, «не следует думать, что налоговые органы равнодушно наблюдают за дальнейшим процессом роста задолженности и ничего не делают».

Он ссылался на общее ухудшение финансово-экономической ситуации в стране и слабость правовой базы для осуществления контроля за налоговой составляющей и взиманием причитающихся средств в казну.

Учитывая подобное положение дел, он предложил властям провести санацию подобных долгов, указывая на физическую неспособность подчиненного ему ведомства в таких условиях осуществить не только сбор уже имеющихся долгов, но и новых налогов.

По его мнению, это необходимо осуществить, чтобы списать «мертвую задолженность» ввиду того, что значительная часть налогов, пени и штрафов приходится на «мертвые долги» (на уже умерших физических и несуществующих юридических лиц).

Правда, при этом министр, явно стремящийся тем самым «разгрузить» налоговые органы от дополнительной неблагодарной работы (да еще в условиях фактического отсутствия необходимой нормативно-правовой базы), не уточнил, каким образом (и за чей счет) возможно произвести подобную санацию.

Вместе с тем, причина подобного внимания к «старым долгам» на министерском уровне стало заметное усложнение финансово-экономической ситуации в стране из-за продолжающегося кризиса, обусловленного сохранением низких мировых цен на углеводороды, от продажи которых до сих пор в основном и зависело пополнение национальной казны.

В этих условиях власти вынуждены искать другие источники финансирования, в том числе и за счет усиления взимания налогов, пени и штрафов с собственных граждан.

Между тем, учитывая прежнее слабое внимание алжирских властей к этому вопросу, пока государственные органы АНДР явно не в состоянии эффективно справиться с поставленной им задачей, в том числе по причине отсутствия налаженной системы контроля и исполнения в данной сфере.

При этом складывается парадоксальная ситуация, при которой при наличии роста задолженности внутри страны одновременно алжирские налоговые органы совершенно упускают возможность пополнения бюджета за счет взимания налогов с продаж подержанных автомобилей (в условиях введенных властями ограничений на ввоз новых иностранных машин алжирцы проявляют повышенное внимание к авто, уже бывшим в употреблении), а также с покупок на предметы роскоши и с элитной недвижимости.

Их представители заявляют об отсутствии для этого необходимых законов. Примечательно, что при обсуждении бюджеты страны на 2018 г. (утвержден 26 ноября) депутаты национального парламента рассматривали законопроект о введении «налога с роскоши» (так называемый проект закона о «налоге с имущества»), но представители крупнейших прорежимных фракций в лице FNO (Фронта национального освобождения) и RND (Национальное движение за демократию) проголосовали против его введения.

За это они подверглись яростной критике со стороны оппозиции, как системной, так и несистемной. По их мнению, тем самым они открыто демонстрируют намерение власти переложить кризисные трудности на плечи алжирского народа.

По их мнению, там самым «правительство возлагает бремя жесткой экономии на простого гражданина, осуществляя усиленное налоговое давление на бедные социальные слои».

Это дало основание оппозиционным депутатам заявить о том, что премьер-министр Ахмед Уяхья, предлагая такой бюджет, тем самым закладывает под алжирский фундамент «бомбу замедленного действия».

Так, например, депутат от Трудовой партии Рамдан Таазиб утверждает, что принятый бюджет «не учитывает состояние страны и страданий народа Алжира. Он игнорирует положение нескольких секторов экономики и населения. Эта мера окончательно уничтожит покупательную способность алжирцев, которые уже разорены в последние три кризисные года. Она сеет отчаяние, потому что это еще один поворот в сторону жесткой экономии, способный вызвать хаос в стране».

Несмотря на эмоциональность подобных заявлений, доля правды в них действительно есть. В частности, отказавшись от введения налога на роскошь (в том числе под предлогом властей относительно невозможности отследить подобные покупки за рубежом), алжирские власти, например, на 15 – 20 процентов повышают налоги на топливо.

Так, самые ходовые марки бензина вырастут по стоимости до 38.64 динар (против 32.69 динар в 2017 году) и до 41.67 динара для бензина элитных марок (против 35.72 динар соответственно).

За этим, по мнению того же Рамдана Таазиба, последует «водопад роста тарифов на транспорт и цен на потребительские товары».

Кроме того, увеличению налоговых сборов напрямую препятствуют установки представителей самого правящего режима. Так, министр торговли АНДР Мухаммед Бенмеради заявлял, что его ведомство намерено сократить импорт в Алжир с 41 млрд долларов (на конец 2017 года) до 30 млрд долларов в 2018 году, чтобы сохранить валютные резервы и защитить национального производителя (который в некоторых сегментах отсутствует физически).

По его словам, импорт некоторых товаров «будет приостановлен полностью и окончательно», что означает пропорциональное снижение налоговых поступлений в казну. Согласно утверждениям министра, произойдет это за счет некоторых продуктов, не принадлежащих к продуктам первой необходимости.

Так, например, алжирские власти с 2018 года намерены запретить ввоз на свою территорию семена подсолнечника, майонеза и жевательной резинки. Одно это, по мнению министра торговли, позволит сэкономить Алжиру в сумме 70 млн долларов.

Чтобы компенсировать снижение налоговых и прочих сборов, алжирские власти заявляют о намерении обложить дополнительными налогами и таможенными пошлинами 32 наименований продуктов, на которые, по словам М.Бенмеради, «приходится свыше 51 процента от общего счета импорта», что, в свою очередь, также вызовет дальнейший существенный рост товаров и услуг для населения.

Между тем, уже сейчас в своем стремлении переложить тяжесть кризиса на простых людей алжирские власти вплотную подходят к красной черте, перешагнув которую, они вновь рискуют вернуться к ситуации начала 2011 года, когда на улицы городов вышли протестующие массы населения.

52.25MB | MySQL:103 | 0,491sec