Ситуация в Алжире: ноябрь 2017 г.

В ноябре многочисленные наблюдатели за событиями в Алжире в очередной раз констатировали, что в чрезвычайно сложной экономической ситуации и менее чем за два года до президентских выборов свобода прессы в АНДР сталкивается со многими проблемами, исходящими от властей. До этого, 22 октября, когда отмечался Национальный день прессы, официальное информационное агентство АПС распространило послание президента страны Абдельазиза Бутефлики, в котором он призвал алжирские СМИ «быть на службе высших интересов нашей родины, сообщать достоверную информацию, распространять объективную критику относительно проблем, и одновременно способствовать продвижению позитивного имиджа Алжира в мире».

Этот призыв прозвучал на фоне многочисленных нарушений свободы прессы, инициированных властями. Последний по времени из них – блокирование информационного сайта «Все об Алжире» (Tout sur l`Algerie, TSA) государственным провайдером телекоммуникационных услуг Algerie Telecom. По этому поводу объяснились два министра, уверявшие, что их ведомства не имеют к этому никакого отношения. «Министерство (информации) никак не причастно к этому. Мое ведомство не осуществляет никакой цензуры», — заявил его руководитель. Тут же он добавил: «Вы (TSA) сами знаете причины, вызвавшие блокировку. Вопрос и ответ вы знаете сами», — утверждал он.

По оценкам наблюдателей, все дело в том, что революция в телекоммуникационной сфере вызвала страх со стороны алжирских властей. Подтверждение тому – приговоры блогерам по обвинениям в «клевете» или «оскорблении президента». Еще в октябре 2016 г. президент А.Бутефлика заявил, что электронные СМИ представляют собой «вызов для Алжира в связи с тем, что они зачастую зависят от иностранных государств и они позволяют распространять ложную информацию, подрывные идеи, тем самым способствуя атакам на наш народ и нашу страну».

Достается от властей и печатным СМИ. Самый легкий способ расправы с ними – отказ в печати под различными предлогами со стороны государственных типографий. В целом, по официальным данным, только с 2014 года прекратили существование 26 ежедневных газет и 34 еженедельника. Последняя в этом списке – франкоязычная газета «Ля Трибюн». Благодаря интернету, заметно упали тиражи печатных СМИ. Так, тираж арабоязычной газеты «Эль-Хабар» сократился с 1,2 млн экземпляров в 2000 году до 200 тысяч в 2017 году.

Основные табу для алжирских СМИ – здоровье главы государства, авуары представителей властей, тема коррупции.

13 ноября международная организация «Репортеры без границ» сообщила, что перед алжирским правосудием предстал алжирский стрингер Саид Шитур, обвиненный в передаче конфиденциальных документов иностранным дипломатам. Он обвиняется в «шпионаже в пользу иностранной державы», за что может получить пожизненное заключение.

С.Шитур работал на англоязычные СМИ, в том числе на Би-Би-Си и «Вашингтон пост». Он был арестован еще 5 июня в аэропорту Алжира, а затем был отправлен в предварительное заключение.

9 ноября главы МВД Алжира и Мавритании подписали соглашение об открытии переходного пункта на совместной границе – первого со времени достижения двумя странами независимости, то есть для этого потребовалось по меньшей мере 55 лет! Документ был подписан в ходе визита главы МВД Алжира Нуреддина Бедуи в Нуакшот. Однако в нем не фигурирует точная дата этого события.

Принципиальное решение об открытии пограничного перехода между двумя странами было принято еще в декабре 2016 г. С мавританской стороны он будет находится у населенного пункта Хеггатт на крайнем северо-востоке страны.

Граница между Алжиром и Мавританией имеет протяженность примерно 460 км. Для обеих стран – она самая короткая наземная граница среди других государств, имеющих с ними общие границы. Для Мавритании приграничье с Алжиром до сих пор являлось закрытой военной зоной, запретной для гражданских лиц.

15 ноября в Каире глава МИД Алжира Абделькадер Мессахель предупредил, что в ближайшее время страны Северной Африки столкнуться с угрозой, связанной с возвращением их уроженцев, воевавших в составе «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) в Ираке и Сирии. Это предупреждение прозвучало после встречи А.Мессахеля с коллегами из Египта и Туниса, посвященной проблемам Ливии.

19 ноября со слов Фарука Ксентини, алжирского адвоката и бывшего главы Национальной консультативной комиссии в защиту и продвижение прав человека, стало известно, что президент АНДР 80-летний А.Бутефлика якобы намерен вновь выставить свою кандидатуру на очередное, пятое  переизбрание на президентских выборах в 2019 году при том, что многие в Алжире считают, что после тяжелой болезни, поразившей его в 2013 г., он не способен руководить страной.

23 ноября в Алжире прошли выборы в местные органы власти. В них могли принять участие примерно 22 млн алжирцев. На места в 1541 народной ассамблее коммун и в 48 народных ассамблеях провинций претендовали представители примерно 50 политических партий, четырех альянсов, а также многочисленные независимые кандидаты. Во всех без исключения избирательных округах были представлены только две пропрезидентских партии – Фронта национального освобождения (ФНО) и Национальное демократическое объединение (НДО). Заранее ожидалось, что они будут и основными фаворитами выборов. Основные оппозиционные партии смогли обеспечить свое участие в выборах в менее чем половине коммун.

Стоит напомнить, что на парламентских выборах в мае показатель участия составил всего 35,37% против 42,9% на предыдущих выборах. На выборах в местные органы власти в ноябре 2012 года показатель участия составил 44,27%.

Как и ожидалось, ФНО, несмотря на потерю ряда коммун, одержал победу на местных выборах. Он победил в 603 из 1541 коммунах, потеряв таким образом примерно 400 коммун. Его союзник НДО, напротив, улучшил свои позиции по сравнению с выборами 2012 года, завоевав 451 коммуну, что на 100 больше предыдущего показателя.

Националисты из близкого к властям Фронта будущего завоевали 71 коммуну, проберберский Фронт социалистических сил – 64, проправительственное Алжирское народное движение – 62, исламистское Движение общества мира (ДОМ) – 49, проберберское светское Объединение за культуру и демократию – 37.

В национальных ассамблеях провинций ФНО получил 35,48% мест, НДО – 26,3%, ДОМ – 7,58%. Все остальные партии получили менее 5% каждая.

Показатель участия составил 46,93% на коммунальных выборах и 44,96% на провинциальных.

12 ноября, вслед за автогигантами «Рено», «Хюндай» и «Фольксваген» французская группа PSA (среди прочих производитель автомобилей «Пежо» и «Ситроен») объявила о намерении начать производство автомобилей в Алжире в 2018 году в рамках совместного предприятия, созданного с тремя алжирским партнерами. Переговоры о реализации этого проекта длились два года. Завод по сборке автомобилей этих марок будет работать в районе Орана на западе Алжира. Предполагается, что через пять лет после запуска производства завод будет выпускать 75 тысяч машин в год.

Группа PSA вложила в строительство завода 49% от общих инвестиций в 100 млн евро, 51% — участие трех алжирских компаний. Соглашением предусмотрено создание учебного центра по подготовке алжирских рабочих.

В соседнем с Алжиром Марокко группа PSA также намерена запустить в 2019 году сборочное производство автомашин с уровнем локализации по меньшей мере 60%.

26 ноября депутаты Национальной народной ассамблеи (ННА, нижняя палата парламента) утвердили закон о бюджете на 2018 год, предусматривающий впервые за три года увеличение расходов на социальные нужды несмотря на резкое снижение доходов бюджета, вызванное снижением цен на углеводороды на мировом рынке. Показательно, что депутаты отвергли предложенный правительством налог на роскошь. Аргументами при этом были трудность его применения и боязнь бегства капиталов за границу и в неформальный сектор экономики. Бюджет строился из расчета стоимости нефти в 50 долларов за баррель. Его дефицит предусмотрен в объеме 15,5 млрд евро.

15 ноября представитель Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству России сообщил о поставке оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-Э» в «одну из стран региона Ближнего Востока и Северной Африки». Нетрудно догадаться, что это за страна, однако по принятым правилам игры ее называть не принято. По имеющимся данным, поставка была выполнена еще в 2014 году.

В целом, итоги выборов в местные органы власти подтвердили тенденцию, наметившуюся на парламентских выборах – постепенную потерю влияния ФНО – единственной в свое время правящей партии — и рост показателей НДО и других проправительственных партий. Продолжилось падение влияния исламистов из ДОМ, хотя она остается наиболее представленной среди партий этого толка.

52.24MB | MySQL:103 | 0,486sec