В конце сентября месяца этого года Фонд политических, экономических и социологических исследований (SETAV), базирующийся в Анкаре, опубликовал исследование под заголовком «Роль Восточного Средиземноморья в становлении Турции в качестве центра энергетической торговли». Продолжаем рассмотрение третьего раздела документа, озаглавленного «Вероятные маршруты для (транспортировки) природного газа Восточного Средиземноморья» и, в частности, варианта трубопроводных поставок природного газа региона в страны Европейского союза по газопроводу через Грецию. Напомним, что данный проект пользуется политической поддержкой Европейского союза, однако, до его практической реализации, как с учетом ситуации на месторождениях, так и с точки зрения необходимых значительных инвестиций, дело пока не дошло.
Говоря конкретно Республике Кипр, турецкие авторы указывают на два обстоятельства. Во-первых, дороговизна проекта обуславливает необходимость кооперации нескольких экспортёров газа. В этом смысле ключевое значение для греков-киприотов имеет партнёрство с Израилем. Во-вторых, как бы то ни было, у «Греческой администрации Южного Кипра» (ГАЮК), в газовой отрасли, отсутствует необходимая инфраструктура, что предполагает ещё большее удорожание стоимости трубопровода, большая часть которого должна, к тому же, пройти под водой.
Кроме того, реализация проекта строительства газопровода Восточного Средиземноморья затруднительна без достижения взаимоприемлемых политических договорённостей с Северным Кипром (а если совсем точно, то с Турцией – В.К.). А, как неоднократно указывали по ходу текста документа турецкие авторы, ГАЮК пока пытается принимать решения в одностороннем порядке, без оглядки на Турецкую Республику Северного Кипра и на Турцию, что является причиной продолжающейся напряжённости. И обнаружение в регионе природного газа не только не способствовало кипрскому урегулированию, как того, в принципе, можно было бы ожидать, но, напротив, завело его в ещё больший тупик. Впрочем, мнение Турции относительно проекта для его реализации критичным не является, ввиду того простого обстоятельства, что маршрут проходит минуя исключительную экономическую зону Турции.
Таким образом, можно констатировать, что реализация подобного проекта по доставке средиземноморского газа в Европу требует к себе комплексного подхода, который должен включать решение политических, технических и экономических вопросов. Среди последних можно выделить ожидания инвесторов того, что Европейский союз предоставит твёрдые гарантии покупки добываемого газа, а также обеспечит часть финансирования проекта. Говоря же о Турции – проект в подобной конфигурации для страны является малоинтересным, поскольку не задействуется её газотранспортная инфраструктура.
Второй по счёту вариант маршрута доставки — направление Израиль – Турция. Как указывают турецкие авторы, Израиль, который в принципе смотрит положительно на реализацию проекта газопровода Восточного Средиземноморья, одновременно проводит переговоры и с Турцией. Характерно, что израильские официальные лица говорят о том, что речь не идет об альтернативе восточно-средиземноморкому проекту, а об интересе израильской стороны к тому, чтобы осуществлять поставки газа ещё и в Турцию.
По имеющимся оценкам, газ с месторождения «Левиафан» может покрыть до 20% ежегодной потребности Турции (речь идёт о 8-10 млрд куб. м / год – В.К.). Самый ранний срок реализации проекта – 2021-й год. Его практическое воплощение обеспечит Израилю доступ на ёмкий турецкий рынок. Ну, а турки, в свою очередь, сделают ещё один, заметный, шаг по пути диверсификации своих источников поставки газа (какими бы тесными не были нынешние контакты между Россией и Турцией, включая положительное решение по газопроводу «Турецкий поток», но попытки уменьшить рыночную долю «Газпрома» на протяжении десятилетий лежат фундаментным камнем в турецкой энергетической политике – В.К.).
Как пишут турецкие исследователи, существующая в Турции газотранспортная система является отличным подспорьем для стран-экспортёров газа, нацелившихся выйти на европейский рынок. С этой точки зрения любой проект, который выводит Турцию за скобки, является для израильтян проигрышным, о чем они «хорошо знают». Реализация в ближайшее время таких проектов, как ТАНАП и «Турецкий поток», вообще, делает Турцию самым удобным коридором для транзита газа в Европу. Их реализация, по турецким оценкам, должна подстегнуть и развитие проекта трубопровода между Израилем и Турцией, с поставками газа через турецкий порт Джейхан в турецкую газотранспортную систему, как существующую, так и в настоящее время строящуюся.
Фундаментом для реализации проекта, по мнению турецкой стороны, должно стать наметившееся потепление отношений между Израилем и Турцией, после урегулирования конфликта, разразившегося в связи с «Флотилией мира» (на момент подготовки турками своего доклада не было ещё ни скандала в связи с рамками безопасности на Храмовой горе, ни признания со стороны США Иерусалима столицей Государства Израиль, а это — те факты, которые вполне способны ввергнуть турецко-израильские отношения в очередной политический кризис – В.К.). Одним из основных препятствий является тот факт, что газопровод должен пройти в исключительной экономической зоне Республики Кипр. И здесь, как можно понять из уклончивых реплик турецких исследователей, важнейшим аспектом является достижение турецко-израильских договорённостей и «наука убеждать» греков, продемонстрированная со стороны израильтян.