Израильтяне готовы к саудовскому посредничеству на переговорах с палестинцами

На фоне в очередной раз прозвучавшего в среду в Стамбуле, где проходила встреча в верхах лидеров исламских государств, заявления председателя Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмуд Аббас о том, что США больше не могут и никогда не смогут выступать в качестве посредника в переговорах между ПНА и Израилем после того, как президент Дональд Трамп официально признал Иерусалим столицей Государства Израиль, создается впечатление, что новый план мирного урегулирования на Ближнем Востоке, над которым работает в последние месяцы Вашингтон провалился, даже не начав реализовываться. Однако в реальности ситуация выглядит иначе. ПНА просто не может существовать без финансовой поддержки со стороны США и без военной (а отчасти и финансовой) поддержки со стороны Израиля.

У руководства ПНА фактически есть две возможности: либо сохранение в той или иной форме контактов с США и Израилем либо полный крах. Тем не менее, в создавшейся обстановке Махмуд Аббас просто не может не угрожать. Он просто обязан это делать, чтобы «сохранить лицо». И это прекрасно понимает израильское руководство, которое в принципе не возражает против того, что подать председателю ПНА лестницу, которая позволит ему слезть с того слишком высокого дерева, на которое он забрался буквально за последние дни. Несмотря на то, что разговоры о необходимости полной отмены заключенных в середине 90-х годов прошлого века и Норвежских соглашений и ликвидации ПНА открыто ведутся сейчас среди израильских правых, высшее руководство еврейского государство на данном этапе еще не пришло к выводу, что ликвидация ПНА целесообразна для Израиля. Именно в этом контексте следует рассматривать ставшее неожиданным для многих заявление министра транспорта и разведывательных служб Израиля Исраэля Каца о том, что Израиль будет готов принять Саудовскую Аравию в качестве посредника на переговорах с ПНА.

Таким образом, Махмуду Аббасу предлагается альтернативный посредник на переговорах с Израилем. Причем речь идет не о ЕС и не о России, а об арабском мусульманском государстве. Отказаться от такого посредника палестинцам будет непросто, несмотря на то, что израильтяне не скрывают того факта, что позиция Саудовской Аравии по вопросу о путях арабо-израильского урегулирования согласована с позицией нынешней администрации США.

Министр  Исраэль Кац дал в среду, в тот же самый день, когда Махмуд Аббас делал в Стамбуле свои воинственные антиамериканские заявления, интервью издающейся в Лондоне арабской сетевой ежедневной газете «Элаф» (Elaph), в котором в частности заявил: «Важно, чтобы Саудовская Аравия присоединилась к усилиям, направленным на достижение мира, и стала бы центральной осью в мирном процессе, сопряженном с продвижением крупных экономических проектов, и создала бы стратегический союз с Соединенными Штатами перед лицом иранского экстремизма и террора». Следует отметить, что сетевая газета «Элаф» была основана в 2001 году и до сих пор контролируется британским бизнесменом саудовского происхождения Отманом аль-Омейром, который считается лицом, приближенным к королю Саудовской Аравии Сальману.

По редакционным комментариям сетевой газеты «Элаф» заметно, то она положительно настроена по отношению к израильскому министру транспорта и разведывательных служб. Можно предположить, что это связано в частности с тем, что Исраэль Кац в качестве министра транспорта неоднократно высказывался в поддержку идеи строительства на искусственном острове у берегов Газы морского порта у с целью облегчить экономическую ситуацию в Секторе, вызванную его блокадой, однако при этом не утратить полностью контроля над ввозом в сектор Газа товаров стратегического значения.

Согласно оценке министра Исраэля Каца, США под руководством президента Дональда Трампа готовят глобальный план установления мира в Ближневосточном регионе. Однако, по его словам, израильскому правительству пока не известно, каковы будут конкретные детали этого плана и что он будет в себя включать. Вместе с тем слова Исраэля Каца о желании Израиля, чтобы Саудовская Аравия «создала бы стратегический союз с Соединенными Штатами перед лицом иранского экстремизма и террора» наглядно свидетельствуют о том, что кое-что израильскому руководству относительно планов ближневосточного урегулирования, разрабатываемых администрацией Дональда Трампа, израильскому руководству известно.

Исраэль Кац коснулся в интервью вопроса об участии Ирана в гражданской войне в Сирии. Он сказал в частности по этому поводу: «Мы (Израиль – В.Ч.) действовали, чтобы не дать Ирану иметь военно-воздушные и военно-морские базы в Сирии. (…) Мы не ставили перед собой никаких задач, касающихся гражданской войны в Сирии – сохранение режима Асада или же его свержение. Мы решили не вмешиваться в боевые действия, однако мы отстаиваем свои интересы и защищаем установленные нами красные линии в Сирии. И мы не позволим нарушать наш суверенитет или атаковать нас оттуда. Мы не допустим переправки новейших видов вооружений из Ирана через Сирию – «Хизбалле» в Ливан. Мы выполняли то, о чем всегда говорили». По поводу ситуации в Ливане министр Исраэль Кац коротко сказал, что «если будут обстрелы нашей территории из Ливана, мы вернем его в каменный век. Но мы не хотим войны и, конечно, не хотим разрушения Ливана. Это интерес правительства Харири – обуздать организацию «Хизбалла»». Данное заявление, безусловно, было целиком созвучно позиции Саудовской Аравии, которая не скрывает своей враждебности к шиитской «Хизбалле».

Что касается «крупных экономических проектов», с продвижением которых, по его словам, должен быть сопряжен мирный процесс на Ближнем Востоке, то министр Исраэль Кац коснулся в упомянутом интервью и вопросов развития транспорта. Среди прочего он заявил, что он в качестве министра транспорта Израиля готов сотрудничать с Саудовской Аравией в разработке и реализации глобальных транспортных проектов на Ближнем Востоке. В частности министр высказал идею возобновления функционирования Хиджазской железной дороги, которая в свое время привозила пассажиров со всего Ближнего Востока в Мекку, входящую ныне в состав Саудовской Аравии. Уместно напомнить о том, что Хиджазская железная дорога была построена в начале ХХ века по распоряжению османского султана Абуд-Хамида II. Эта дорога соединяла Дамаск с Меккой через Амман и имела ответвление на Хайфу. В настоящее время работают лишь отдельные участки этой дороги на территории Сирии и Иордании.

В завершение необходимо напомнить о том, что Исраэль Кац является одним из самых влиятельных и информированных министров израильского кабинета. Он входит в состав узкого кабинета министров (именуется также министерской комиссией) по вопросам внешней политики и безопасности. Соответственно содержание его интервью сетевой газете «Элаф» отражает позицию, по меньшей мере, премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и министра обороны Авигдора Либермана.

52.23MB | MySQL:103 | 0,664sec