О взглядах нынешнего руководства партии Авода на арабо-израильский конфликт на примере Амирама Левина

Процесс сильнейшего сдвига вправо современного израильского общественного мнения имеет множество проявлений. Одно из них – это очевидное поправение дискурса об арабо-израильском конфликте и путях его урегулирования в руководстве крупнейшей левой израильской партии Авода, которая в настоящее время она является ядром оппозиционного парламентского блока «Сионистский лагерь», имеющего 24 депутатских мандатов из 120 в Кнессете нынешнего созыва. Первые признаки поправения Аводы появились еще в тот период, когда ее возглавлял депутат Кнессета Ицхак Герцог, однако очевидным для всех и стабильным этот процесс стал только после того, как летом 2017 года Аводу возглавил Ави Габай, ранее состоявший в возглавляемой нынешним министром финансов Моше Кахлоном правоцентристской партии «Кулану» и даже занимавшим в течение года (с мая 2015 по май 2016 года) пост министра экологии в правительстве Биньямина Нетаньяху.

Ярким и наглядным выражением нынешних взглядов руководства Аводы на арабо-израильский конфликт и пути его урегулирования может служить, на наш взгляд, интервью, которое дал израильской газете «Маарив», относящейся весьма критично к правительству Биньямина Нетаньяху, член партии Авода генерал-лейтенант запаса Амирам Левин, занимавший в прошлом посты командующего Северным военным округом ЦАХАЛА, а затем — заместителя начальника Мосада. В этом году 2017 году Амирам Левин выдвинул свою кандидатуру на праймериз на пост председателя партии Авода. Однако за две недели до голосования он снял свою кандидатуру и заявил о поддержке кандидатуры победившего в итоге Ави Габая. Теперь, судя по всему, он рассчитывает на место кандидата в министры обороны в команде Ави Габая.

«Палестинцы заслужили оккупации, — заявил в упомянутом интервью Амирам Левин, — Мы справедливо завоевали Иудею и Самарию (Западный Берег, пользуясь арабской терминологией – В.Ч.). Они (арабы – В.Ч.) не приняли границ раздела (предложенного в 1947 году ООН раздела британской подмандатной территории Палестина/Эрец-Исраэль на два государства – еврейское и арабское – В.Ч.) и начали войну. Им ничего не причитается. Проблема в том, что контроль над ними разрушает нас. Это экзистенциальная угроза для нас, и я хочу спасти (израильское – В.Ч.) общество». Таким образом Амирам Левин объяснил свою поддержку идее создания независимого палестинского арабского государства.

При этом, в отличие от прежних деклараций израильских левых, он прямо заявил: «Я не говорю о мире. Мир – это только надежда. Надо вести жесткие переговоры и не возвращаться к линиям 67 года (имеются линии прекращения огня между Израилем и Иорданией, существовавшие в 1949-1967 гг. – В.Ч.). Если они не хотят продвигаться вперед с командой Абу-Мазена, которая, видимо, на это не способна, придет молодое руководство, такое, которое нажралось дерьма, сидело в (израильской – В.Ч.) тюрьме и увидало, что невозможно победить нас. Мы дадим им пряник в виде государства, а если они не заходят (согласиться на условия, предлагаемые Израилем – В.Ч.), разделаем их под орех. Я тоже (как и правые – В.Ч.) хотел бы неделимую Эрец-Исраэль. Я много раз говорил, что если они (палестинские арабы – В.Ч.) нарушат договоры, в следующий раз, когда мы будем воевать, они не останутся здесь, мы их вышвырнем за Иордан. Так надо воевать. Мы были слишком добрыми в 67-ом». Относительно последнего пассажа необходимо пояснить, что Амирам Левин напрямую говорит о трансфере, а точнее об изгнании арабского населения Иудеи и Самарию на территорию Иордании. Он, как и многие в Израиле, считает, что проблема с арабским населением этих районов возникла по вине легендарного Моше Даяна, который в свою бытность министром обороны во время Шестидневной войны 1967 года воспрепятствовал изгнанию арабов с перешедших под контроль Израиля территорий.

Далее Амирам Левин заявил о своем сочувствии поселенцам. «Я не из тех, кто будет рукоплескать, когда будет ликвидировано какое-то поселение (в Иудее и Самарии – В.Ч.), — сказал он, — Люди живут там, это их дом, и мы послали их туда. Напротив, благодаря им мы заставили палестинцев отказаться от идеи о том, что прежде они получат границы 67-го года, а после этого сбросят нас в море. Благодаря им мы получим блоки поселений (компактные группы поселений, которые, по мнению руководства Аводы, должны быть сохранены за Израилем при любом урегулировании – В.Ч.). Город Давида (здесь — историческое ядро Иерусалима – В.Ч.) будет нашим. Сейчас Иерусалим разделен. В большинство (арабских – В.Ч.) кварталов мы не заходим. Я говорю, что мы расширим его (еврейский Иерусалим – В.Ч.) по сравнению с 67-ым годом, и то, что мы присоединим, будет нашим. Я не с (радикальными – В.Ч.) левыми в этом вопросе».

Амирам Левин оправдывает свою готовность к уступкам в Иудее, Самарии и Восточном Иерусалиме не какими-либо моральными соображениями, а тем, что многолетний контроль над палестинскими арабами ослабляет, по его мнению, ЦАХАЛ, заставляя его выполнять несвойственные армии полицейские функции. «ЦАХАЛ забыл, как надо побеждать. Надо вернуть ему сокрушительность и жесткость, — заявил Амирам Левин, — В последних войнах он не мог двигаться. Разве солдаты стали менее мужественными? Разве командиры стали хуже? Нет. Это влияние контроля над чужим народом. Ты превращаешься из тигра в свинью. Взгляд тигра ищет цели, а его ноги мускулисты, чтобы совершить прыжок в подходящий момент. А свинья жиреет, ноги у нее короткие, а ее голова опущена к земле. Она не видит на метр вперед. Задача состоит не в том, чтобы вернуть солдат домой целыми и невредимыми, а в том, чтобы убить врага».

Бывший начальник Северного военного округа коснулся в интервью и вопроса об идущих в Израиле разговорах о том, что ЦАХАЛ становится все более религиозным: «Ко мне приходят и говорят: «Религиозные (сионисты – В.Ч.) захватывают армию». А я говорю: Честь им и хвала. Почему я пошел в армию? Из-за идеалов, точно так же, как и они, и поэтому – они отличные бойцы и командиры. Был этот случай во время операции «Несокрушимая скала» (2014 года – В.Ч.), с командиром бригады Офером Винтером, который передал солдатам письмо, и на него наехали. А я сказал, что это великолепно. Его обязанности состоят в том, чтобы его солдаты убивали врага и побеждали. Если он думает, что это поднимает мораль, я с ним до конца».

Следует пояснить, что в начале операции «Несокрушимая скала» Офер Винтер, выпускник иешивы, который был тогда командующим пехотной бригады «Гивъати», направил специальное письмо подчиненным ему офицерам под названием «Послание офицеру перед боем». Среди обычных в таких случаях упоминаний о любви к Родине и солдатском долге, командир бригады написал в нем: «История избрала нас быть на острие борьбы с террористическим врагом в Газе, который хулит, оскорбляет и поносит Бога воинств Израиля. (…) Я устремляю глаза мои к небесам и вместе с вами провозглашаю: «Слушай Израиль, Господь – Бог наш, Господь един. (догмат веры, который верующий еврей должен провозгласить в минуту смертельной опасности – В.Ч.) Господь Бог Израиля, сделай успешным путь наш, на который мы выходим, чтобы сражаться за народ Твой Израиль против врага, хулящего Имя Твое».

Этот текст попал в прессу, в результате чего началась бурная полемика о месте религии в ЦАХАЛе, сопровождавшая нападками на Офера Винтера. Несмотря на эти нападки и требования снять с его с должности, невзирая на все его боевые заслуги, он продолжает свою военную карьеру и занимает сейчас пост начальника штаба Центрального военного округа в звании генерал-майора.

Подводя итог, следует отметить, что столь, казалось бы, неожиданно агрессивный по отношению к арабам тон интервью Амирама Левина, отражающий позиции нынешнего руководства партии Авода, может служить подтверждением поговорки, гласящей, что все новое, это хорошо забытое старое. Таким и был когда-то тон высшего руководства партии Авода, называвшейся когда-то МААРАХом. Досточночно вспомнить Ицхака Рабина, который в конце 80-х годов прошлого века, когда только началась первая интифада, потребовал от солдат ЦАХАЛа «переломать арабам кости».

62.82MB | MySQL:102 | 0,539sec