О текущем состоянии переговоров между ФАТХом и ХАМАСом

Речь Д.Трампа об Иерусалиме в конце прошлой и начале этой недели затмила многое. Вместе с тем на Ближнем Востоке продолжили развиваться другие процессы, включая попытки добиться палестинского единства, которое мы не заметили. Мало того, это произошло не по причине излишнего ажиотажа по поводу решительного шага американской администрации, а потому, что этого единства попросту нет, в чем снова мог убедиться каждый желающий. Как мы помним, еще в октябре были обозначены четкие сроки перехода Газы под полный административный контроль палестинской администрации в Рамалле – 1 декабря. Но ни тогда, ни спустя 10 дней отсрочки этого не произошло. Хотя ХАМАС и вообразил себе обратное, в минувшие выходные в прессе продолжили публиковаться комментарии представителей ФАТХа, которые не заметили никаких изменений.

В воскресенье высокопоставленный член ФАТХа Аззам аль-Ахмад сделал пространное заявление следующего содержания: «Сегодня возникли препятствия. Надеюсь, они будут преодолены до вечера, чтобы наши люди почувствовали, что их национальные фракции честны с ними в том, о чем они договорились и пообещали». Помимо этого он упомянул, что, после разрешения возникших проблем и перехода Газы под контроль палестинской администрации из рук ХАМАСа, в Египте должны быть назначены следующие переговоры, на которых наметятся дальнейшие шаги на пути к примирению. Но ни вечером в воскресенье, ни в следующие несколько дней ни комментариев, ни встреч не состоялось.

В понедельник уже другой представитель Палестинской национальной администрации (ПНА) Юсуф аль-Махмуд в интервью местному новостному агентству Wafa подтвердил, что передачи полномочий не произошло. По его словам: «правительство всеми силами стремится выполнять свои обязанности, а также обязательства по прекращению страданий наших героических и несгибаемых людей», но в этом процессе возникли сложности. Напрямую о них он говорить не стал, а вот его оппоненты из ХАМАСа назвали именно Рамаллу неспособной принять всю полноту ответственности за сектор Газа, в результате чего кризис и продолжается.

Промежуточный итог переговоров, в которых было много слов и мало дела, разумеется, свалили на американского президента. Например, профессор расположенного в Газе университета Аль-Азхар Н.Шараб полагает, что при такой остроте иерусалимской проблематики свое сближение продолжить они не сумеют. Действительно, Д.Трамп добавил внутренним палестинским противоречиям накал, который показал, что речь идет не просто о том, как с ними поступать в теории, а о конкретных призывах к насилию, звучащих из уст руководства террористической организации.

Лидер ХАМАСа Исмаил Хания отчаянно пытается побудить население к третьей интифаде, одновременно намекая на единство, которое должно основываться на соображениях защиты Иерусалима. По его словам: «Мы в одной лодке. Пришло время быть в этой лодке сильными, держаться друг за друга, двигать друг друга вперед, объединиться и держаться вместе». Тем не менее, сложно сказать, против кого эта интифада  должна быть направлена. Например, в израильской гаарец Haaretz  предположили, что ХАМАС подстрекает к протестам на территориях, подконтрольных Рамалле, желая таким способом ослабить своих оппонентов. ФАТХ еще до выступления Д.Трампа пытался побудить население к ненасильственным акциям, в воскресенье этот лозунг был повторен, хотя при этом не учитывалось, во что такие «мирные» демонстрации перерастают. В понедельник глава ПНА М.Аббас встретился с президентом Египта А.Ф.ас-Сиси, делая попытку убедить сопротивляться весь арабский мир. При этом в официальных сообщениях по итогам состоявшихся переговоров фигурировала исключительно тема Иерусалима, без обсуждения перспектив сближения самих палестинцев.

Единственные, кто пытался сохранить иллюзию единства, были представители Организации освобождения Палестины, в воскресенье они заявили, что якобы все враждующие стороны в едином порыве готовы отстаивать свою столицу. Опровергли эти слухи в израильском Центре стратегических исследований Бегин-Садат, подготовив обзор палестинской прессы, свидетельствующий, что палестинцы как раз не хотят бороться за абстрактные идеалы и не видят ни в ком из имеющихся лидеров идейного вдохновителя, способного побудить к интифаде. С этим предположением вполне можно согласиться. И.Хания в сравнении со своим предшественником имеет, конечно, конкурентное преимущество, произнеся призыв к интифаде, будучи в Газе, а не за рубежом, но вот необходимого политического веса в глазах даже населения сектора у него явно нет.

Любопытно, что происходящим все больше пытается воспользоваться Евросоюз, неожиданно вспомнивший про мирный процесс. Больше всего Европу интересует по-прежнему закрытый КПП Рафах. В конце минувшей недели миссия ЕС EUBAM Rafah получила нового главу, которым стал представитель Германии Гюнтер Фрейслебен. Одновременно с этим была повторно обозначена готовность передислоцироваться на КПП, оказав содействие его работе, чем Евросоюз не просто намекает на свои активные посреднические усилия в конфликте, но и дает понять, что не верит в способность палестинцев самостоятельно осуществлять контроль на границе.

В целом ситуация показывает, что надежды на палестинское единство продолжают сокращаться. В него перестали верить США, чей президент не побоялся омрачить процесс своим заявлением, и даже Египет, сохраняющий молчание, смягчающее его дипломатический просчет. В этой связи можно прогнозировать, что в самой ближайшей перспективе дискуссия о сближении продолжит оставаться на втором плане, уступая место протестам. Но по мере их прекращения существующие между ФАТХом и ХАМАСом противоречия продолжат нарастать, ведь ни путем переговоров, ни подстрекательством к насилию нужного результата добиться они не могут.

52.19MB | MySQL:103 | 0,554sec