Фактор РПК в процессе урегулирования сирийского конфликта

Как становится очевидным, перенос сроков созыва Конгресса сирийского национального диалога по большому счету связан с присутствием на нем членов и представителей курдской Партии демократического союза (ДС), который является филиалом Рабочей партии Курдистана (РПК). В этой связи Анкара даже передала Москве список курдских лидеров и общественных деятелей, которые могли бы стать альтернативой РПК в рамках представительства на Конгрессе. Таким образом, Москву в общем-то недвусмысленно подталкивают к тому, чтобы она определилась со своей позицией по отношению к РПК и ПДС с точки зрения дальнейшего активного участия турецкой стороны в российских переговорных инициативах. То есть именно то, что в более активной форме Анкара рекомендует сделать Вашингтону, который в общем имеет в Сирии в лице ПДС единственного на сегодня союзника «на земле». Но он «не определяется», и собственно такой же позиции надо придерживаться и Москве. Это, если Россия в реальности желает созвать под своей эгидой Конгресс  с участием курдов и вообще играть на сирийском направлении по-крупному. Разговоры ряда экспертов в этой связи о том, что РПК — «это террористическая организация», что «она в рамках своего сирийского филиала находится в плотной орбите влияния американцев», не выдерживают никакой критики. Поэтому необходимо провести краткий анализ того, насколько фактор РПК вообще является принципиальным для российских интересов в Сирии, и не только в ней. Любые попытки подвергнут обструкции РПК или внести ее в какие-либо «черные списки» однозначно ударят по российским возможностям в рамках поддержания коммуникаций с руководством ПДС. Если кто-то полагает, что эти две партии живут отдельными жизнями, то рекомендуем посмотреть еще раз на плакаты лидера РПК А.Оджалана, которые несли отряды ПДС при входе в Ракку. И тот момент, что сейчас в самой РПК идет борьба между сторонниками сидящего давно в турецкой тюрьме А.Оджалана и его оппонентами, которые сконцентрированы в основном в силовом блоке партии, по вопросу взаимодействия с Ираном, ничего в этом  общем раскладе не меняет.

Вне зависимости от того, будут представители из ПДС присутствовать на Конгрессе или нет (мы, кстати, призываем в очередной раз воздержаться пока от их приглашения и сосредоточится  на локальных контактах с ними) их роль в организации процесса мирного примирения в форматах локальных перемирий с суннитскими племенами на восточном берегу Евфрата очень велика.  Вернее — в рамках максимально беспроблемной деятельности организованных там российскими военными штабов по примирению. Само наступление сирийских правительственных сил при поддержке российских ВКС на восточный берег Евфрата и организации там штабов по примирению безусловно нуждается в поддержании диалога с курскими отрядами из «Сил демократической Сирии» (СДС). Процесс инкорпорации суннитских племен только в самом начале, и пока совершенно очевидно, что любые опрометчивые шаги в отношении РПК, а значит и ПДС, его в состоянии серьезно осложнить. А именно в рамках этого процесса в том числе и размывается база альянса ПДС с США. Пока очень незримо, в силу того, что американцы продолжают снабжать оружием ПДС, несмотря на все заверения в обратном Анкары. Но по мере того, как США начнут сокращать объемы своей поддержки и вынуждать курдов уходить из ныне занимаемых ими районов восточнее Евфрата (а иначе они не найдут поддержки у местных суннитских племен), этот альянс будет размываться. Вообще традиционное присутствие курдов на севере  Сирии просто вынуждает Москву поддерживать с ними каналы коммуникации. И факты пропуска курдами сторонников «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) из Ракки и подобного рода «предательские действия» надо оценивать философски.  Мы в конечном счете также выпустили боевиков из Восточного Алеппо ради достижения главной цели и минимизации потерь. Но основная необходимость поддержания контактов с ПДС и РПК в ином, более глобальном аспекте.

Это сохранение санитарного буфера в лице курдов из РПК в рамках реагирования на  возможные действия турецкого президента Р.Т.Эрдогана. Что такие эпизоды могут случиться совершенно неожиданно, Москва уже имела возможность убедиться не раз. И когда был сбит российский Су-24, и когда Р.Т.Эрдоган сразу же и с готовностью поддержал тезис президента США Д.Трампа о необходимости свергнуть Б.Асада, и когда во время  трехстороннего саммита в Сочи он фактически сорвал процесс созыва Конгресса сирийского национального диалога.  Просто надо понимать, что несмотря на переговоры в Астане, помидоры, АЭС «Аккую» и газопровод «Турецкий  поток» позиция Анкары в отношении сирийского досье может поменяться в любой момент. И во многом это будет зависеть от позиции Вашингтона. Единственным вариантом воздействовать на ситуацию очень болезненным для Турции образом, помимо конечно чисто экономических, является фактор РПК. И он уже был использован один раз после инцидента с российским фронтовым бомбардировщиком, когда с подачи сирийских спецслужб курды из ПДС в Камышлы заключили антитурецкий пакт с рядом левацких турецких групп, и по Турции прокатись волна терактов и нападений на силовиков. В любом случае именно курды сейчас создали на севере Сирии, за исключением участка между Джараблусом и Аззазом, антитурецкий буфер, что самым серьезным образом сковывает активность каналов материально-технического снабжения протурецких группировок в Сирии и вообще их активность там. И этот вариант надо всегда держать про запас.

Еще один момент. РПК в Ираке сейчас находится в плотной орбите влияния Тегерана, который снабжает ее отряды оружием и экипировкой, а также выступает гарантом их безопасности на случай возможной турецкой интервенции. В случае каких-то репрессивных действий в отношении РПК Москва на ровном месте обостряет свои отношения с Тегераном, российские компании начинают менее уютно чувствовать себя в Ираке и Иракском Курдистане.  То же касается подавляющего числа курдских общественных организаций в России, которые в основном представлены сторонниками РПК. При этом никаких волнений от непосредственно РПК Москва не испытывает ни в России, ни за границей. Она сейчас находится в позиции равновесия и стороннего наблюдателя в баталиях между Анкарой и Вашингтоном по курдскому вопросу и получает от этого свои дивиденды. Зачем менять эту позицию на более активную и главное — более акцентированную? Что реально Россия от этого получает в итоге? Непонятно. В заключение скажем, что практически во всей Европе РПК традиционно чувствует себя предельно вольготно. Это мы к тому, что не надо бояться оказаться «международным изгоем» в рамках своей нынешней нейтрально-активной позиции по РПК. Если Россия хотчет насолить таким образом США, то эта попытка с заранее проигрышным результатом. Это никак не повлияет на политику Вашингтона по поддержке курдов из ПДС на севере Сирии. Если задача таким образом стимулировать Анкару на более тесную дружбу с Москвой, то это еще более глупо. Турки будут делать то, что им выгодно, и уступки Москвы в этой связи вторичны. И идея свержения Б.Асада тем или иным способом на подкорке у Р.ЭТ.рдогана будет имеется постоянно.

62.81MB | MySQL:102 | 0,503sec