Сотрудничество Турции и Великобритании в области военной промышленности

В декабре 2015 г. СМИ сообщили, что Турция приняла решение создать истребитель пятого поколения (проект получил условное название TF-X) в сотрудничестве с британской корпорацией BAE Systems. Ранее в качестве возможного партнера называлась шведская компания Saab АВ. Проект TF-X был запущен в 2011 г., а в 2013 г. в рамках выставки IDEF-2013 в Стамбуле были представлены три возможных варианта истребителя. Эскизные проекты перспективного истребителя были разработаны совместно с Saab АВ. Турция не имеет опыта по созданию таких самолетов, поэтому привлекла международных партнеров. Планируется, что истребитель TF-X совершит первый полет в 2023 г., а на вооружение поступит примерно в 2030. Речь идет о легком истребителе пятого поколения, концептуально близком к американскому F-35 или японскому ATD-X (причем ближе к последнему). Турция также планирует закупку около сотни F-35 и создает вооружение для этого самолета[i]

В конце января 2017 г. BAE Systems объявила о состоявшейся в Анкаре в присутствии премьер-министров Турции и Великобритании церемонии подписания с TAI (Turkish Aerospace Industries) предварительного соглашения о сотрудничестве в рамках первого этапа разработки национального истребителя пятого поколения TF-X для ВВС Турции. Мероприятие было приурочено к визиту премьер-министра Великобритании Терезы Мэй, которая прибыла в Турцию сразу после визита в США. Данное соглашение основано на результатах проведенного компаниями BAE Systems и TAI этапа предконтрактной оценки. Подписывая соглашение, предшествующее заключению контракта стоимостью более 100 млн фунтов стерлингов (125 млн долл.), исполнительный директор компании Иен Кинг заявил, что BAE Systems является лидером в проектировании, производстве и поддержке самолетов истребительной авиации и имеет потенциал, позволяющий передать технологические разработки и опыт для руководства комплексным проектом в рамках важнейшей турецкой программы. Сотрудничество BAE Systems и TAI позволит улучшить взаимоотношения Турции и Великобритании в сфере обороны. Соглашение подтверждает, что работы по проектированию и разработке TF-X будут выполняться совместно. Предполагается, что на ряде этапов программы сотни турецких и британских инженеров будут сотрудничать, а Лондон рассчитывает, что совместная реализация программы позволит рассчитывать на продажу Турции британских двигателей, вооружения, РЛС и других систем вооружения[ii].

Днями позже турецкая пресса сообщила, что проект TF-X оценен 7 млрд долларов, при этом Анкара заявила о возможной закупке 250 самолетов TF-X, что потенциально увеличивает стоимость проекта. Было отмечено, что договор между BAE Systems и TAI создаст хорошую перспективу сотрудничества в следующие 20 лет, и что BAE Systems в рамках договора передаст технологии производства самолетов Eurofighter Typhoon. Таким образом, самолеты TF-X будут модернизированы по тем же технологиям, по которым строились самолеты Eurofighter Typhoon[iii].

Отметим, что Eurofighter Typhoon является многоцелевой британским истребителем четвёртого поколения, в то время как TF-X станет истребителем пятого поколения. Более того, турецкая сторона отмечает, что после создания TF-X Турция станет 4-ым государством в мире после США, России и Китая, который создаст истребитель пятого поколения. Получается, что Великобритания, которая сама не создала истребитель пятого поколения (в апреле 2017 г. США впервые разместили в Великобритании истребители пятого поколения), поможет Турции создать такой истребитель. Великобритания и Япония могут совместными усилиями разработать новый истребитель пятого поколения, так как в середине марта текущего года они подписали соглашение, предусматривающее совместное исследование, направленное на возможность создания перспективного истребителя[iv].

TF-X по своим техническим и летным характеристикам скорее всего будет соответствовать требованиям к истребителю четвёртого поколения, в то время как новое (пятое) поколение истребителей должен иметь значительно более высокий боевой потенциал, чем их предшественники. В декабре 2017 г. стали известны некоторые технические характеристики TF-X. В частности, длина самолета TF-X составит 19 м, размах крылья 12 м, боевой радиус действия 1110 км (600 морских миль), скорость 2453 км/ч (в два раза превышающей скорость звука), практический потолок 17 км (по другим сведениям — 18.6 км)[v]. Отметим, что TF-X с этими характеристиками напоминает Eurofighter Typhoon, максимальная скорость которого составляет 2450 км/ч, боевой радиус действия — 1389 км, практический потолок — 19.8 км. Ожидается, что самолеты TF-X войдут в боевой состав ВВС Турции с 2030 г., и в итоге заменят самолеты F-16 Fighting Falcon, который является истребителем четвертого поколения.

Напомним, что Россия и США уже приступили к разработке самолета шестого поколения. В России ожидают, что первый образец боевого самолета шестого поколения будет создан примерно во второй половине 2020-х годов. A в США сейчас истребители шестого поколения разрабатывают компании Boeing и Lockheed Martin. Ожидается, что в 2030-х годах эти машины придут на смену самолетам пятого поколения F-22 Raptor, находящимся на вооружении ВВС США, и палубным истребителям 4-го поколения ВМС F/A-18E/F Super Hornet. Все это означает, что Турция будет отставать от этих и других стран на одно поколение, если TF-X войдет в боевой состав ВВС Турции только с 2030 г. Эти самолеты будут находиться на вооружении ВВС Турции до 2070 г. В ноябре министр национальной обороны Турции Нуреттин Джаникли, заявил, что основная цель – осуществить первый полет TF-X к столетию создания Турецкой Республики в 2023 г., и что проект будет реализован в максимально сжатые сроки[vi].

Для Турции можно считать успехом то, что BAE Systems согласилась передать технологии истребителя Eurofighter Typhoon. Хотя Анкара заявила, что TF-X станет национальном истребителем, однако со временем стало, что это не по силам. В июне 2017 г. министр национальной обороны Турции Фикри Ышык заявил, что Анкара стремится максимально использовать возможности турецкой оборонной промышленности и инженеров при разработке истребителя пятого поколения TF-X. «Мы разработаем отечественный истребитель и сделаем все возможное для того, чтобы и его двигатель был турецкого производства. Это будет непросто, но если работать в команде, то нет ничего невозможного», — сказал Ишик[vii].

Таким образом, TF-X станет не национальным истребителем, а турецко-британском совместным проектом, что тоже можно считать успехом Турции, учитывая, что ранее она не занялась разработкой собственного истребителя.

В начале декабря 2017 г. турецкая пресса писала, что Турция продолжает переговоры о покупки истребители пятого поколения самолетов F-35B. Турция планировала купить 100-115 штук многофункциональных истребители F-35, большинство которых являются F-35А. Турция получит также 20 самолетов F-35B (с коротким взлётом и вертикальной посадкой), которые в свою очередь пополнят состав ВМС Турции. Самолеты F-35B предназначены для базирования на авианесущих кораблях, не оснащённых катапультами (лёгких авианосцах, крупных десантных кораблях), способен выполнять и вертикальный взлёт. Турция планирует использовать их для своего будущего авианесущего корабля Anadolu, который должен стать одновременно УДК и авианосцем (планируется, что корабль будет иметь длину 232 м, ширину 32 м и водоизмещение чуть более 26 000 т). Поставки самолетов F-35 Турции должны начаться в 2018 г., однако США могут задержать передачу этих самолетов из-за разногласий с Турцией в разных областях. Отмечается, что из-за продолжительности процесса поставок и новых переговоров понадобится годы, чтобы самолеты F-35B пополнили состав ВМС Турции. В то же время Турции понадобится самолёт вертикального взлёта/посадки (СВВП), способный взлетать и садиться при нулевой горизонтальной скорости, используя тягу двигателя, направленную вертикально. Поэтому турецкие власти уже начали искать альтернативу F-35B. По сообщению Jane’s Defence их в поле зрения попал истребитель-бомбардировщик Harrier, который проектировала BAE Systems (Harrier стал первым в мире серийным самолётом вертикального взлёта и посадки). Турция уже начала переговоры с США и с Великобританией по поводу покупки самолетов Harrier. В 2011 г. в Великобритании были списаны 77 самолетов Harrier, которые были проданы США в качестве запасных частей.. Ожидается, что Турция будет использовать самолеты Harrier в двух целях: 1) на корабле Anadolu (авиакрыло которого должно состоять из 10 истребителей F-35B и 12 вертолетов), 2) чтобы турецкие летчики получили практический опыт полетов с палубы корабля на СВВП, пока страна не получит самолеты F-35B[viii].

Кстати, в ноябре 2017 г. стало известно, что Турция ведет переговоры с Великобританией о покупке вертолетоносца HMS Oceans, который является третьим кораблем того же типа, который вошел в территориальные воды Турции для участия в военных учений «Восточное Средиземноморье – 2017». Корабль был спущен воду в 1998 г. и будет находиться в составе ВМС Великобритании до 2018 г. из-за сокращения бюджета и появления нового авианосца. Для Турции важно, использовать вертолетоносец HMS Oceans пока не будет спущен в воду Anadolu (в 2021 г.). Турецкие военные таким образом будут проходить военную подготовку на вертолетоносце HMS Oceans и будут готовыми когда ВМС пополнит авианесущий корабль Anadolu[ix].

Итак, военно-техническое сотрудничество с Великобританией поможет Турции уменьшить свою зависимость от ФРГ и США в отношении военной техники. В январе 2017 г. турецкая пресса писала, что Великобритания с 2015 г. продала Турции оружие на 330 млн фунтов стерлингов, в том числе и бронежилеты и каски, вертолеты, БЛА, ракеты, бомбы. По меньшей мере 117 британских компаний подали заявку на получение военных экспортных лицензий в Турцию за последние пять лет[x]. Военно-техническое сотрудничество с Великобританией является безопасным вариантом для Турции, поскольку не может вызвать недовольство США  и стран НАТО как в случае ВТС с Китаем и с Россией.

Кроме того, не исключаем, что Великобритания в конечном счете может стать посредником между США и Турцией в военной сфере, что в первую очередь будет относиться к поставкам самолетов Harrier и F-35. В конце ноября 2017 г. премьер-министр Турции Бинали Йылдырым посетил в Великобританию и встретился с премьер-министром этой страны с Терезой Мэй. В связи с этим турецкий колумнист Ахмет Хакан выразил мнение, что Анкара желает, чтобы Лондон стал посредником между США и Турцией. Хакан предполагал, что Великобритания могла бы посредничать в некоторых вопросах – дело Зарраба, поставки сирийским курдам оружия из США, будущее Сирии[xi].

[i] BAE chosen to assist with Turkey’s TFX fighter project, Flightglobal, 03.12.2015

[ii] İngiltere’yle 125 milyon dolarlık Türk savaş uçağı yapımı için anlaşma imzalandı, T24, 29.01.2017

[iii] TFX’te İngiltere ile yapılan anlaşmanın detayları ortaya çıktı, Haber Türk, 31.01.2017

[iv] Japan and UK to Collaborate on Advanced Stealth Fighter Jet, The Diplomat, 28.03.2017

[v] Milli savaş uçağı TFX 2023’ün teknik özellikleri belli oldu, Milliyet, 15.12.2017

[vi] TF-X 2023’te havada olacak, Beyaz Gazete, 27.11.2017

[vii] Milli Savunma Bakanı Işık: “Milli Muharip Uçağının Motoru Da Yerli Olacak”, Milliyet, 08.06.2017

[viii] F-35B’ler gecikirse Türk Deniz Kuvvetleri’ne Harrier alınabilir, www.7deniz.net, 07.12.2017

[ix] İngiltere ile Türkiye helikopter gemisi için görüşüyor, www.kokpit.aero, 18.11.2017

[x] UK’s £100m weapons deal with Turkey ‘turns blind eye to rights abuse’, The Guardian, 28.01.2017

[xi] Ahmet Hakan, İngiltere’ye «arabuluculuk» teklifi için mi gitti?, Yeniçağ, 29.11.2017

52.24MB | MySQL:103 | 0,491sec