Продовольственная безопасность в приоритетной повестке Катара в 2018 году

По мере разрастания политического кризиса вокруг Катара и особенно с введением со стороны Саудовской Аравии и её союзников торгово-экономических санкций против Дохи экспертами выдвигались предположения о том, что руководство Катара в качестве контрмеры начнёт укреплять собственную продовольственную безопасность. Эти экспертные оценки сегодня находят подтверждение на практике.

Становится очевидным, что Доха приступила к реализации долгосрочной и комплексной стратегии, которая позволила бы обеспечить национальную продовольственную безопасность двумя путями. Во-первых, за счёт инвестирования в развитие собственного устойчивого аграрного производства и извлечения максимально возможной отдачи, исходя из тех ограниченных ресурсов и потенциала, которыми страна обладает в агарной сфере. Во-вторых, обеспечение устойчивых каналов импорта основных видов продовольствия за счёт установления партнерств и заключения долгосрочных и стабильных двусторонних соглашений с максимально широким кругом стран, которые политически нейтральны либо благосклонны к Катару, а также самодостаточны и, cоответственно, не подвержены нынешней политической конъюнктуре в регионе.

К концу 2017 года Катару в целом удалось добиться позитивной динамики на обоих направлениях. По линии развития внутреннего потенциала, главным индикатором стали изменения в структуре национального бюджета на 2018 год, в котором впервые четко сфокусирован приоритет на поддержку проектов по укреплению продовольственной безопасности, развития малых и средних хозяйств и предприятий, совершенствование инфраструктуры и развитие зон свободной торговли. Около 48% всего бюджета на следующий год будет израсходовано на крупные проекты развития, в том числе в приоритетных сферах образования и здравоохранения, проектах развития инфраструктуры, а также программах продовольственной безопасности. Разумеется, помимо декларирования этих амбициозных целей, Катар с сентября-октября 2017 года приступил к практическим шагам по инвестированию в собственное аграрное производство. В частности, Исламский банк Катара выделил в сентябре 450 млн долларов на сооружение крупного предприятия (отведена площадь более 500 тысяч кв. м) по переработке и хранению продовольствия в порту Хамад, которое планируется завершить в 2019 году. Данное предприятие будет заниматься переработкой, производством и хранением риса, сахара и оливкового масла. Кроме того, катарское правительство ведет работу с частным сектором, рассчитывая привлечь его к инвестированию научно-исследовательской и прикладной работы для определения конкретных технологических решений обеспечения национальной продовольственной безопасности. В частности, планируется запустить серию исследовательских проектов в области сельского хозяйства, животноводства, рыбного хозяйства и окружающей среды в рамках Катарского национального исследовательского фонда и с участием заинтересованных частных компаний. Им будет поставлена амбициозная задача найти решения, позволяющие Катару в обозримой перспективе выйти на стопроцентное самообеспечение аграрной продукцией, а также устойчивое развитие рыбных ферм и животноводства.

Что касается второго направления политики Дохи по обеспечению продовольственной безопасности – установлению устойчивых каналов импорта продовольствия из других стран в условиях блокады – здесь удалось за последние месяцы также создать очень хороший задел. Примечательно, что наряду с активной внешнеэкономической политикой по межправительственным каналам, прежде всего через двусторонние комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству, Доха активно использует бизнес и инвестиционные компании для работы с перспективными внешними партнерами. В рамках различных экономических форматов (инвестиционные форумы, бизнес-конференции, торговые площадки и семинары) Катар неизменно заявляет тему продовольствия и сельского хозяйства как одну из приоритетных. Основной географический приоритет при этом обращен на страны Азии и Среднего Востока, прежде всего Индию, Пакистан, Иран, Турцию, а также государства региональной интеграционной организации АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) и Центральной Азии. В частности, на предстоящем в начале 2018 года крупном инвестиционном и деловом форуме Катар-Пакистан тема продовольственной безопасности и сельского хозяйства будет одной из центральных. На состоявшейся в конце ноября 2017 конференции Катар-АСЕАН по торговле и инвестиционному сотрудничеству тема продовольствия также была приоритетной. С Казахстаном в декабре 2017 года был подписан Меморандум о сотрудничестве по линии торговых палат, в котором вновь тема сельского хозяйства и стимулирования местного аграрного производства фигурировала как одна из главных.

Разумеется, чтобы активнее привлечь внешних партнеров и диверсифицировать каналы поставки продовольствия, Катар активно использует свои энергетические и инвестиционные возможности. В частности, в обмен на поставки продовольствия и технологий в сфере аграрного производства Доха активизирует поставки природного газа в эти страны, а также адресно инвестирует в стратегические сектора новых азиатских партнеров.

Таким образом, можно констатировать что по состоянию на конец 2017 года все попытки Саудовской Аравии и ведомой ею коалиции найти рычаг воздействия на Доху через продовольственное эмбарго провалились. Несмотря на изначальную панику, царившую среди катарских обывателей, вызванную временным дефицитом продуктов на прилавках и достаточно умеренным ростом продовольственных цен в июле-августе (на 4.2%), впоследствии ситуация стабилизировалась. Благодаря грамотно сформулированной стратегии, а также разумеется финансовым ресурсам, Катару удалось выстроить эффективную, сбалансированную и гибкую систему национальной продовольственной безопасности. Разумеется, впереди долгий и сложный путь развития местного аграрного производства, объективно ограничиваемый непростыми климатическими факторами. При этом, однако, точка зрения катарского руководства весьма оптимистичная: по мнению бывшего министра энергетики Абдуллы аль-Аттыйи, в 2018 году его страна способна достичь 100% самообеспеченности в продовольствии. Маловероятно, что это будет достигнуто полностью за счет внутреннего производства, и еще долго зависимость от импорта будет высокой. Тут задача скорее в том, чтобы продолжать и далее диверсифицировать каналы поступления продовольствия из других стран, при этом уделяя особое внимание его качеству. Другой долгосрочной тенденцией станет, с высокой долей вероятности, масштабное инвестирование в развитие аграрного сектора, как по линии государственных ассигнований (национальный бюджет-2018 наглядное тому подтверждение), так и с привлечением частных капиталов и инвестиций. Здесь имеется большая незаполненная ниша, которая имеет хороший потенциал для создания новых рабочих мест и генерирования новых источников доходов, особенно для молодежи и женщин.

52.22MB | MySQL:103 | 0,448sec