Ирак: о текущих показателях и перспективах нефтяного экспорта

По данным источника в морской администрации провинции Басра, по состоянию 18 декабря, объем отгрузки нефти на экспорт достиг почти 4 млн баррелей в сутки. Ежечасно по трубопроводам, ведущим к танкерам, прокачивается 159 тысяч баррелей нефти, что в общей сложности составляет 3 млн 816 тысяч баррелей сырой нефти в сутки.

«Два супертанкера, водоизмещением свыше 40 000 тонн вчера закончили загрузку, ещё шесть находятся под ней, будучи распределёнными по всем причалам и плавучим заправочным терминалам, — сообщили журналистам в Генеральной компании портов Ирака. «Работа идет в штатном режиме, никаких влияний на ее ход, в том числе, и климатических, не отмечено», — говорится в пресс-релизе Минтранса и Министерства нефти.

На такой уровень отгрузки портовики нефтяных терминалов вышли еще в прошлом месяце, вплотную приблизившись к 3,9 млн баррелей в сутки. Это наивысший показатель для сегодняшнего состояния отгрузочной инфраструктуры Ирака и можно сделать вывод, о том, что даже если вдруг, завтра секвестр ОПЕК будет отменен, дополнительные объемы иракской нефти на рынок сразу не попадут. Резервы по приросту добычи за счет восстановления киркуских месторождений, плановый прирост на центральных и южных месторождениях позволяют предположить, что у Министерства нефти страны в ближайшем будущем может появиться еще до миллиона баррелей нефти в сутки. Отгружать, однако эту нефть не через что. По крайней мере, до второй половины будущего года, пока не будут введены в строй новые плавучие терминалы, или не будет восстановлена нитка трубопровода на турецкий порт Джейхан. Вот тогда, с учетом возможностей автомобильных поставок наливным транспортом в тот же Иран, страна сможет дополнительно отправлять на экспорт около 500, максимум 600 тысяч баррелей нефти в сутки. Остающийся излишек – еще один прекрасный повод озадачится его переработкой на нефтехимических производствах.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что возможности Ирака по экспорту нефти на сегодня достигли своего предельного значения во всех смыслах и большими не станут, по крайней мере на ближайшие 6-8 месяцев. Достигнутый показатель, в целом, впечатляет, учитывая, что иракским нефтяникам и транспортникам приходится работать в гораздо более сложных условиях, чем их коллегам, в соседнем Иране, например, или в той же Саудовской Аравии. Если же принять в расчет, что около миллиона баррелей нефти были приплюсованы к общему знаменателю в течение последних двух лет, то становится понятным уровень управленческих компетенций министра нефти, Д.аль-Луэйби и добросовестности и усердия его сотрудников.

Среднемесячный показатель отгрузок нефти через южные портовые терминалы составил в ноябре 3.346 млн баррелей в сутки.

На фоне такого положения с обеспечением основных поступлений денег в страну, Ирак продолжает испытывать издержки, связанные с особенностями парламентской формы государственного устройства.  Комитет по финансам в 18 декабря отказался закрыть остатки по корреспондентским счетам бюджетных статей за 2017 год, «ожидая, — как сказано в его коммюнике, врученном журналистам издания «Ас Сабах аль-Джадид»,- реакции правительства на поправки и комментарии к бюджету 2018».

Рахим Сихуд аль-Дарраджи, член комитета заявил журналистам, что проект бюджета (напомним, проходящий третье, последнее чтение) все еще находится на рассмотрении и обсуждении между политическими фракциями и, не исключено, будет одобрен лишь в начале следующего года.

И хотя, по конституции Ирака, депутаты обязаны закрыть все статьи одного бюджета перед принятием очередного, на практике, голосования по этим вопросам разнесены и фактически, случается так, что новый финансовый документ уже принят, а, по старому, еще тянутся какие-то вопросы, остаются неисполненные суммы, которые зависают в казначействе и из-за этого потом начинаются многочисленные коррупционные истории.

Сам Р.С.аль-Дарраджи признает, что вопрос принятия бюджета крайне политизирован и сложившаяся практика, хотя и нарушает конституцию, стала обычной.

Его коллега, тоже член комитета, Хайсам аль-Джибури заявил журналистам, что обсуждение нового бюджета продвигается в целом успешно, но некоторые условия, выдвинутые субъектами федерации, такие, как, например, требование Иракского Курдистана о выделении ему 17% от бюджета, были возвращены для пересмотра, ввиду «их несоответствия реальным показателям демографического и экономического состояния дела».

Что касается нужд провинций, освобожденных от террористов и пострадавших от их рук, то они «будут удовлетворены в максимально полном объеме», — сообщил парламентарий.

«Однако, следует понимать, что расчеты ущерба должны базироваться на реальных цифрах и фактах, а также и то, что невозможно восстановить все разрушенное за один присест», — считает Х.аль-Джибури.

Впрочем, комитет по финансам с оптимизмом смотрит на ситуацию, и ввиду продолжающегося роста цен на нефть, считая, что необходимое финансирование удастся организовать.

На фоне сообщений о замедлении темпов сланцевой добычи в США и проблемах с трубопроводом «Фортис» в Северном море, цены на нефть демонстрируют рост. Марка «Брент» подорожала на 36 центов, составив в цене 63.59 доллара США за баррель (рост на 0.6%). Западно-техасская смесь также подросла на 36 центов до 57.66 долларов США за баррель, показав те же 0.6% роста.

И хотя, политика ОПЕК по ограничению добычи и продажи нефти продолжает играть главную стабилизирующую роль на рынке, Международное энергетическое агентство прогнозирует приход на него в 2018 году порядка 200 тысяч баррелей в сутки, появившихся, главным образом из все тех же североамериканских сланцев.

62.81MB | MySQL:102 | 0,524sec