Южный Судан: новое мирное соглашение как панацея от гуманитарных проблем

Заключенное 21 декабря 2017 года в Аддис-Абебе новое соглашение о мирном урегулировании между правительством Южного Судана и оппозиционными группами позволяет сохранить хрупкую надежду на выход из конфликтного тупика, что является главным на сегодня препятствием для нормализации гуманитарной ситуации и прежде всего обеспечения продовольственной безопасности.

Новое соглашение заключено спустя два года после мирного соглашения 2015 года, которое откровенно не работало. Международное сообщество, включая главных политических игроков на южно-суданском фронте и профильных ооновских институтов, активно лоббировали новое соглашение. Оно заключено при посредничестве всех ключевых игроков и, очевидно, под их политическим нажимом. Посредниками выступили Африканский союз, ООН и «тройка» посредников — США, Великобритания и Норвегия. В качестве наблюдателей присутствовали Европейский союз и Китай. Международные партнёры, опекающие молодое государство, рассчитывали таким образом добиться сокращения насилия и снижения интенсивности вооружённого конфликта, обеспечить гуманитарный доступ к гражданскому населению, гарантировать его защиту и безопасность. При этом, новое мирное соглашение предусматривает введение системы контроля и мониторинга за исполнением его положений, а также наказаний за нарушение принципов и условий, заложенных в соглашение.

Еще одним важным пунктом нового соглашения является признание и обеспечение прав многочисленных беженцев, в том числе 2 млн внутренне перемещённых лиц и 2 млн граждан Южного Судана, мигрировавших в шесть соседних государств (1.3 млн из них уехало только за последний год в результате эскалации вооруженного конфликта).

Но важнейшим, пожалуй, компонентом соглашения является пункт о незамедлительном прекращении огня, с момента подписания документа. С начала конфликта в Южном Судане в 2013 году погибло несколько десятков тысяч человек. Выполнение этого пункта с самого начала — принципиальное условие, лежащее в основе всего мирного процесса и взаимного доверия противоборствующих сторон.

Разумеется, сразу добиться беспрекословного и незамедлительного выполнения всех аспектов нового соглашения  всеми сторонами и оппозиционными группами будет весьма непросто. В основе внутриполитического конфликта в Южном Судане, как известно, лежат глубокие межэтнические и межплеменные противоречия, которые проявляются в конфликте между двумя основными народностями — динка во главе с президентом С.Кииром и нуэр, возглавляемой бывшим вице-президентом Р.Мачаром. На это накладывается незрелость политической культуры и всей политической системы этого молодого во всех смыслах государства. Независимость Южный Судан обрёл в по итогам референдума в январе 2011 года, к тому же здесь проживает самая молодая по возрастному цензу нация (две трети населения моложе 30 лет).

Тем не менее, заключённое накануне мирное соглашение — единственный на сегодня реальный инструмент, способный в 2018 году и более длительной перспективе воздействовать на стабилизацию гуманитарной ситуации, сдерживая таким образом угрозу наступления масштабного голода, которая была весьма реальной в начале текущего года. Именно вооруженный конфликт служит главным драйвером продовольственных проблем.

На 2018 год международное гуманитарное сообщество готовится к продолжению масштабной интервенции в Южном Судане. Из 2 млн внутренне перемещённых лиц 85% составляют женщины и дети. По плану гуманитарных организаций, общий бюджет гуманитарных потребностей на следующий год составит 1.72 млрд долларов США, для охвата содействием  6 млн человек. Главным компонентом гуманитарного содействия в предстоящем году будет продовольственная помощь, на финансирование которой будет выделено более 700 млн долларов США (40% всего бюджета). Второй важнейшей задачей в рамках гуманитарного призыва, неразрывно связанной с политическим урегулированием, является обеспечение защиты гражданского населения и его доступа к базовым услугам и предметам первой необходимости. В этом контексте гуманитарным партнерам предстоит сложная задача обеспечения баланса и купирования потенциального конфликта между местными коммунами и внутренне перемешанными лицами, которые размещены на этих территориях.

С заключением нового политического соглашения, совпавшего с запуском гуманитарного призыва ООН для Южного Судана на 2018 год появляется надежда на то, что с самого начала будет обеспечена должная координация политических усилий с гуманитарными, и соответственно гуманитарную ситуацию удастся по крайней мере стабилизировать, не допуская новых вспышек голода. Во многом это будет зависеть и от экономических перспектив, которые продолжали в текущем году ухудшаться, особенно в городских районах, где инфляция достигла за 2017 год более 180%. Политическое соглашение призвано развернуть ситуацию вспять, содействовать экономическому восстановлению, главным катализатором которого может стать наращивание добычи и экспорта нефти. Для этого важен стабильный политический фон, позволяющий привлечь международных инвесторов и финансовые институты.

Разумеется, политическое соглашение само по себе как документ не может стать панацеей от нависающей над страной гуманитарной катастрофы. Это по сути лишь первый кирпич, заложенный в формирующуюся новую систему политической безопасности в Южном Судане. Следующий шаг, создание эффективной системы сдержек и противовесов, позволяющей распределить властные полномочия между основными конкурирующими группами, представленными народностями динка и нуэр, и соответственно, проведение новых общенациональных выборов.

Разумеется, многое будет зависеть от того, насколько чётко и последовательно стороны начнут выполнять свои обязательства по новому соглашению, особенно по конкретным шагам в гуманитарной области. А именно, откроют беспрепятственный доступ для поставок гуманитарной помощи по линии ООН нуждающемуся населению.

52.18MB | MySQL:103 | 0,525sec