К итогам визита президента Турции Р.Т.Эрдогана в Судан

Турция готова помочь Судану восстановить старый город Суакин. Об этом, как сообщает Анатолийское агентство, заявил в понедельник турецкий лидер Р.Т.Эрдоган во время визита в эту африканскую страну. «Мы обратились к властям Судана с просьбой позволить Турции выполнить все реставрационные работы исторических объектов на острове Суакин. Там все разрушено. Кем? Конечно, Западом; это ему свойственно», — сказал Эрдоган. Суакин находится на побережье Красного моря на северо-востоке страны. Этот город раньше считался одним из главных торговых портов восточноафриканского побережья.  Почти 400 лет порт входил в состав Османской империи. Вот это упоминание в общем-то не случайно, и определяет общий смысл визита Р.Т.Эрдогана в рамках его идеи ренессанса Османской империи чисто экономическими способами. И этот постоянно присутствующий на подкорке турецкого президента момент надо учитывать и в рамках турецкой стратегии в Сирии, которая полагается в турецком националистическом сегменте «как неотъемлемая часть великой Турции». Кстати, с центром в том же Алеппо. В том числе и этот момент надо обязательно учитывать в рамках понимания и прогнозирования турецкой тактики на сирийском направлении, в том числе и в формате обязательного стремления Анкары доминировать на севере Сирии. И в этом случае столкновение на этом плацдарме Анкары с Эр-Риядом рано или поздно предопределено. Но вернемся к двухдневному визиту Р.Т.Эрдогана в Судан. Основным итогом этого визита надо полагать подписание двенадцати соглашений и меморандумов о взаимном сотрудничестве, а также договоренность сторон о необходимости повышения уровня взаимной торговли за предстоящий год до 1 млрд долларов с увеличением этого объема в десять раз в среднесрочной перспективе. На сегодня суммарный объем взаимной торговли оценивается всего в 500 млн долларов. В общем и целом Хартум и Анкара договорились о выводе своего  сотрудничества на стратегический уровень. Подписанные соглашения при этом касаются областей  сельского хозяйства, промышленности, здравоохранения и добычи полезных ископаемых. Турция и Судан также договорились о создании объединенного политического комитета, сопредседателями которого стали оба президента, и который будет собираться два раза в год. На пресс-конференции после проведения переговоров президент Судана Омар аль-Башир оценил визит своего турецкого коллеги «как исторический» и заявил о том, что «Судан будет строить специальные отношения с Турцией». Отметим и еще один итог визита: суданский президент «очень высоко оценил активную роль турецкого президента в вопросе Иерусалима». В этой связи еще раз отметим, что Р,Т.Эрдоган будет без устали разыгрывать эту тему в мусульманском мире как универсальный способ  возвращения Турции в политику в качестве доминирующей силы в суннитском мире. В свою очередь Р.Т.Эрдоган высоко оценил поддержку О.аль-Башира сразу же после государственного переворота и заявил, что «никогда не забудет ту солидарность, которую проявило тогда суданское руководство». Также отметим, что помимо Суакина, что носило не только сакральный характер (об этом ниже), турецкий президент и члены его делегации посетили  и Порт-Судан. Там планируется основать свободную  экономическую зону, и турки планируют активно участвовать в ее деятельности. Там же снова возникла тема и военного сотрудничества в рамках организации в Порт-Судане  турецкой военной базы на правах аренды. В этой связи Хартум  снова показал себя опытным торговцем: еще две недели назад О.аль-Башир в Москве открыто предлагал такой вариант для российских военных. Теперь наступила очередь турков, и в данном случае тема военной базы в Порт-Судане, похоже, снова приобретает для суданского руководства оттенок универсального платежного средства. В общем-то помимо нефти, основная часть месторождений которой находится на территории очень нестабильного Южного Судана, и месторождений золота, которые плотно монополизировала семья президента, расплачиваться за контракты Хартуму более нечем. Поэтому в ход идет извечная тема военной базы в Порт- Судане. Но рискнем предположить, что в отличие от Москвы  в Анкаре за эту возможность ухватятся. По нескольким причинам. Прежде всего, эта та самая историческая память об Османской империи. В Анкаре в рамках своей пантюркистской теории по-прежнему рассматривают, если не весь Судан, то по крайней мере, его прибережную часть, как зону своей исторической памяти и интересов. Но главное в данном случае в ином. Судан справедливо полагается «воротами в Африку», и этот момент безусловно рассматривается турецкой стороной как важный элемент своей экономической экспансии на континент. Тем более, что США недавно резко ослабили экономические санкции и соответственно допустили Судан на международный финансовый рынок. Отсюда дополнительный импульс для Турции в рамках интенсификации своих экономических отношений  с Суданом. И о серьезности намерений Анкары свидетельствует тот факт, что Р.Т.Эрдогана сопровождала большая и представительная делегация. Помимо министров иностранных дел, образования, сельского хозяйства, энергетики, культуры и туризма, транспорта, морских дел и коммуникаций, экономики, обороны, начальника Генерального штаба,  в делегации присутствовало более 150 крупных турецких бизнесменов.  В этой связи эксперты ожидают рост в суданскую экономику крупных турецких частных инвестиций. С 2000 до 2017 года объем инвестиций вырос до 2 млрд долларов США. По итогам визита ожидается реализация в Судане порядка 288 турецких инвестиционных проектов в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. В частности, планируется оживление проекта в области сельского хозяйства в регионе Абу Гутах, где общая площадь угодий оценивается в 12 500 гектаров. Помимо этого, несомненно повысится кооперация между двумя странами в области ВТС, прежде всего в рамках образования на побережье Африканского Рога военной базы Турции (на том же Суакине), а также участия турецких военных в тренировке местных национальных кадров. Это соответственно надо рассматривать как очередной шаг дуэта в лице Катара и Турции в рамках адекватного ответа по усилению своего влияния в регионе на аналогичные шаги  со стороны их региональных конкурентов в лице ОАЭ и АРЕ.

52.18MB | MySQL:103 | 0,510sec