Ситуации в Судане и Южном Судане: ноябрь 2017 г.

1 ноября в Хартум с 2-дневным визитом прибыл президент Южного Судана Сальва Киир. Это был его третий визит в Судан со времени раскола страны в 2011 г. «Цель этого визита – нормализовать отношения между двумя странами, которые были натянутыми», — заявил в этой связи министр информации Южного Судана Майкл Макей. Его суданский коллега Ахмед Билаль заявил, что этот визит был призван восстановить «безопасность и стабильность» в отношениях между двумя соседними странами.

Хартум и Джуба не могут решить ряд пограничных и экономических проблем, касающихся двух государств. Они также взаимно обвиняют друг друга в поддержке повстанцев, действующих на территориях Судана и Южного Судана соответственно. Так, Судан обвиняет своего южного соседа в том, что тот поддерживает повстанцев, действующих в регионе Дарфур, штатах Голубой Нил и Кордофан. В свою очередь Южный Судан обвиняет Хартум в том, что тот поддерживает повстанцев во главе с Риеком Машаром в гражданской войне, начавшейся в этой стране в декабре 2013 г.

По данным ООН, в связи с гражданской войной в Южном Судане только в Судан перебрались свыше 450 тысяч южносуданцев. Хартум утверждает, что принял 1,3 млн беженцев из Южного Судана.

В ходе встречи двух президентов глава Судана Омар аль-Башир заявил о намерении его страны урегулировать все нерешенные вопросы в отношениях между Суданом и Южным Суданом с тем, чтобы снизить уровень напряженности между ними. Несмотря на это, уже 2 ноября в ходе совместной пресс-конференции С.Киир умудрился обвинить Судан в том, что тот является «источником оружия», которое четырехлетний конфликт. «Если есть кто-нибудь, кто может обвинить другого, то это я. Я могу обвинить Судан в том, что он является источником оружия, которое поступает в Южный Судан и создает проблемы для нас», — утверждал он. По словам С.Киира, «люди Машара, которые бежали из Южного Судана, прибыли сюда (в Судан – авт.), и я могу немедленно назвать их».

6 ноября президент Судана О.аль-Башир заявил о необходимости закрыть лагеря беженцев из Дарфура, которые принимают несколько сотен тысяч человек, поскольку ситуация в этом регионе, по его словам, нормализовалась. Он же обвинил неправительственные организации в расхищении 80% средств, выделяемых на помощь дарфурским беженцам, не назвав их конкретно.

По данным ООН, 15-летний конфликт в Дарфуре сделал беженцами 2,5 млн человек.

7 ноября О.аль-Башир пообещал, что откажется от власти по завершении его мандата в 2020 году. В выступлении на 7-м съезде Национального союза молодежи Судана от также обязался восстановить мир в Дарфуре, Южном Кордофане и Голубом Ниле, призвав одновременно повстанцев к диалогу.

О.аль-Башир, пришедший к власти в результате военного переворота в 1989 г., в 2010 г. был избран президентом. Второй мандат он получил в 2015 г. Конституция Судана запрещает одному и тому же человеку избираться в третий раз подряд.

15 ноября в Хартуме было объявлено, что работавшая на одну из гуманитарных организаций гражданка Швейцарии, которую похитили в Дарфуре в начале октября, была освобождена в ходе ночной операции суданских сил безопасности. Похищенная долгое время жила в Дарфуре и занималась вопросами оказания помощи детям. Информации о том, к какой вооруженной группе относились похитители швейцарки, не имеется.

16 – 17 ноября в Хартуме побывал с визитом заместитель госсекретаря США Джон Силливан. Это был первый визит представителя Вашингтона подобного уровня со времени недавней частичной отмены американского эмбарго, действовавшего против Судана с 1997 г. Американский эмиссар провел переговоры с главой МИД Судана Ибрагимом Гандуром, при открытии которых высказался за развитие отношений между двумя странами.

В Хартуме визит Силливана расценили как еще один шанс убедить Вашингтон удалить Судан из американского списка стран, поддерживающих терроризм. В суданской столице эмиссар Вашингтона заявил о готовности США обсуждать этот вопрос. Со своей стороны И.Гандур заявил о готовности Судана не иметь торговые и военные отношения с КНДР. В то же время Силливан подверг критике Хартум за «разрушение церквей» и предупредил, что будущее двусторонних отношений будет зависеть от уважения Суданом прав человека.

Согласно правозащитным организациям, хотя Пхеньян и Хартум не поддерживают уже достаточно давно дипломатические отношения, они сохраняют военные связи.

23 ноября О.аль-Башир впервые с момента прихода к власти в 1989 г. посетил Россию. В Сочи его принял президент РФ В.Путин. Несмотря на недавнюю частичную отмену американского эмбарго, О.аль-Башир утверждал, что его страна нуждается в защите от «агрессивных действий» США. Он же указал на стремление Хартума расширять двустороннее военно-техническое сотрудничество. «Вооружения, которыми мы располагаем, являются вооружениями российского производства», — напомнил он.

По итогам визита О.аль-Башира в Москву было подписано соглашение об использовании атомной энергии в мирных целях. Этот документ рассматривается как первый шаг на пути реализации совместных проектов по созданию в Судане Центра науки и ядерных технологий, а также АЭС.

Позднее стало известно, что в ходе переговоров в Москве суданская сторона высказала заинтересованность в приобретении истребителей Су-30МК2 и Су-35С, а также зенитной ракетной системы С-300. Интересно, на какие средства? В сфере военного сотрудничества была высказана заинтересованность в привлечении российских военных инструкторов и советников для подготовки суданской армии.

27 ноября в Хартуме было объявлено о гибели в Дарфуре 10 бойцов подразделения спецназначения суданской армии, попавшего в засаду, устроенную боевиками одного из действующих в регионе формирований. Боестолкновение имело место в районе н.п.Мустарияха, где сильны позиции полевого командира Мусы Хилаля, в свое время поддерживавшего Хартум. Одно время он даже занимал пост советника О.аль-Башира. Позднее он отказался от сотрудничества с режимом и стал относительно автономным.

В тот же день М.Хилаль был арестован суданскими властями. Вместе с ним были арестованы трое его сыновей и несколько боевиков его формирования, в том числе некий иностранец, что, по версии Хартума указывало на наличие некоей иностранной «руки» за действиями М.Хилаля.

 

4 ноября напряженная ситуация сложилась в Джубе, где свыше сотни солдат южносуданской армии окружили резиденцию бывшего начальника Генштаба Пола Малонга с тем, чтобы разоружить его охранников. Соответствующий приказ военные получили от президента страны. Этим же приказом П.Малонг помещен фактически под домашний арест в его резиденции.

С.Киир отправил в отставку П.Малонга в мае 2017 г. Этот шаг вызвал опасения возможных столкновений между южносуданскими военными – сторонниками отставного начальника Генштаба и президента. По степени влияния в армии П.Малонг приравнивался к президенту, который назначал его на пост начальника Генштаба в апреле 2014 г. П.Малонг и президент С.Киир являются выходцами из народности динка. Бывший начальник Генштаба считается инициатором боев, вспыхнувших в июле 2016 г. в Джубе между военными и сторонниками Р.Машара, которые похоронили заключенное ранее мирное соглашение.

В сентябре 2017 г. США ввели целевые санкции против ряда южносуданских политиков, в том числе П.Малонга и министра информации М.Макея, обвинив их в создании «угрозы миру, безопасности и стабильности в Южном Судане».

В свое время США в немалой степени способствовали расколу Судана на два государства. За время президентства С.Киира они инвестировали в Южный Судан 11 млрд долларов.

5 ноября южносуданские власти начали переговоры с П.Малонгом, который отказался отдать приказ своим охранникам разоружиться. Стало известно, что ему было предложено разоружить 27 из 30 имеющихся у него под ружьем охранников. К 12 ноября между сторонам было достигнуто некое соглашение, и военные сняли осаду резиденции П.Малонга. В коммюнике южносуданской армии утверждалось, что тот согласился уменьшить число своих вооруженных охранников.

13 ноября Комитет по санкциям ООН обвинил южносуданские власти в том, что те используют продовольственную помощь, предоставляемую мировым сообществом, в качестве оружия. Соответствующее обвинение содержалось в конфиденциальном докладе этой структуры на основе изучения данных о ситуации в регионе Вау на северо-западе страны, где с 2016г. идут боевые действия между повстанцами и правительственными войсками. Там Джуба делала все возможное и невозможное, чтобы не допустить продовольственную помощь на территории, контролируемые повстанцами.

16 ноября представительница США в ООН Никки Халей обвинила президента Южного Судана С.Киира в том, что тот несет «ответственность» за «жестокости», совершенные в этой стране в ходе гражданской войны. «Именно власти несут ответственность за жестокую и длительную военную кампанию против вооруженной оппозиции», — утверждала представительница Вашингтона, посетившая Южный Судан с визитом в конце октября.

«Обе стороны конфликта ответственны за совершение жестокостей по отношению к гражданскому населению, однако правительство ответственно за этнические чистки в первую очередь, равно как за блокирование доставки гуманитарной помощи», — отметила она в выступлении в музее Мемориала Холокосту в Вашингтоне. Эмиссар Вашингтона, имеющая ранг министра, отметила, что в ходе встречи с С.Кииром обозначила «серию мер, которые от него ждут в ближайшее время». «Мы будем судить о нем по его действиям», — подчеркнула она, напомним, что С.Киир ранее «уже не раз не выполнял свои обязательства».

И в заключение — главный вопрос месяца. Насколько был целесообразен визит в Москву человека, пролившего, по оценкам наблюдателей – и не без помощи оружия российского происхождения – море крови христиан сначала во внутрисуданском конфликте, затем – в конфликте в Дарфуре, сказать трудно. Возможно, все дело в «запахе нефти»?

52.2MB | MySQL:103 | 0,526sec