О военной ситуации в Сирии (30 декабря 2017 г. – 6 января 2018 г.)

По данным российской и турецкой частей представительства совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 99 нарушений режима прекращения огня. Это несколько выше показателя предыдущей недели (95). Почти половина из них была зафиксирована в провинции Алеппо. Это явственно говорит о том, что там не все благополучно.

В течение недели самолеты ВКС России наносили удары по целям группировок «Исламское государство» (ИГ) и «Джебхат ан-Нусра»/ «Джебхат Фатх аш-Шам»/ «Тахрир аш-Шам» (обе запрещены в РФ) в провинциях Идлиб, Хама, Дамаск.

3 января Минобороны РФ признало факт крушения в Сирии вертолета Ми-24. Катастрофа произошла еще 31 декабря в провинции Хама. Двое из трех членов экипажа погибли. По предварительной версии, причиной катастрофы стала техническая неисправность. Ми-24 стал четвертым вертолетом, потерянным российскими ВКС за время сирийской кампании. Еще один российский экипаж погиб при облете сирийского вертолета Ми-25 в июле 2016 г.

4 января некоторые СМИ сообщили, что в канун Нового года вечером 31 декабря минометному обстрелу боевиков подверглась российская авиабаза «Хмеймим». Утверждалось, что в результате обстрела повреждения получили 7 самолетов. В результате попадания мины сдетонировал склад боеприпасов. Несколько часов спустя Минобороны РФ признало факт обстрела, опровергнув информацию об уничтоженных самолетах. Тем не менее было признано, что в результате обстрела погибли 2 военнослужащих. Таким образом, число погибших российских военных в ходе операции в Сирии, согласно официальным данным, достигло 44.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям джихадистов в провинциях Дамаск, Идлиб, Хама.

1 января стало известно о развертывании на базе ПВО в Мардж Рухейл к югу от Дамаска сирийских ракетных комплексов ПВО С-125 «Печора», модернизированных до уровня М2. Считается, что модернизированная «Печора» способна работать по низколетящим крылатым ракетам.

В течение недели продолжались активные боевые действия против джихадистов в ряде провинций страны.

На северо-востоке провинции Хама к 31 декабря правительственные силы установили контроль над деревней Аль-Хамдания и господствующей высотой Аз-Забаа.

31 декабря отражена массированная атака боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» на позиции правительственных сил в районе автодороги между городами Ас-Саламия и Хомс.

Там же к 1 января в попытке сдержать наступление правительственных сил в направлении к провинции Идлиб главари группировки «Тахрир аш-Шам» сосредоточили свыше 2 тысяч боевиков.

На   юге провинции 4 января отражена атака боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» на позиции правительственных сил в городе Хор Бенафса.

На северо-востоке провинции Алеппо 1 января формирования протурецкой Сирийской свободной армии (ССА) штурмом взяли позиции «Сил демократической Сирии» (СДС) близ города Манбидж.

На севере провинции формирования СДС 5 января атаковали позиции протурецких формирований в районе города Африн. В ходе атаки уничтожены 7 боевиков.

В провинции Дамаск в Восточной Гуте 30 декабря отражена массированная атака боевиков на позиции правительственных сил в районе авторемонтного завода в Харасте. 31 декабря стало известно, что в боях в этом районе уничтожен видный полевой командир группировки «Джейш аль-Ислам» Мухаммад аль-Ханшур (боевой псевдоним – Абу Орви).

Там же 31 декабря отражена атака боевиков на позиции правительственных сил в районах Аль-Балалия и Ан-Нашабия.

В Восточной Гуте 2 января сирийские войска вели упорные бои за город Арбин, где им противостояли формирования группировок «Ахрар аш-Шам», «Файлак ар-Рахман», «Джейш аль-Ислам2 и «Тахрир аш-Шам».

В Восточной Гуте 4 января сирийские войска вели ожесточенные бои к югу от Харасты, пытаясь прорваться к осажденной повстанцами военной базе, где ранее находился штаб бронетанковых войск сирийской армии. Эта база была осаждена 1 января в результате внезапной атаки боевиков группировки «Тахрир аш-Шам», о которой по понятным причинам не сообщалось. В момент атаки там находились до 250 сирийских солдат.

Там же 5 января сирийские войска  овладели городом Аин Зарика, перерезав тем самым пути снабжения боевиков между городами Бейт Джаем и Ан-Нашабия.

6 января сирийские войска с боями заметно продвинулись на участке к юго-западу от Харасты. В тот день там был уничтожен командный пункт группировки «Тахрир аш-Шам».

На юго-западе провинции Дамаск 1 января из района Бейт Джинн по договоренности с сирийским военным командованием были вывезены вместе с семьями 200 боевиков группировки «Тахрир аш-Шам». Они направились в провинции Идлиб и Дераа.

К 3 января сирийская армия установила полный контроль над Западной Гутой, где до недавнего времени на юго-западе провинции Дамаск близ Голанских высот оставались очаги сопротивления боевиков группировки «Тахрир аш-Шам».

На востоке провинции Хомс 5 декабря сирийские войска нанесли огневой удар по автоколонне боевиков ИГ, выдвигавшейся на исходные позиции для атаки в районе Хумеймы. Таким образом атака была сорвана.  

На юге провинции Идлиб сирийские войска 2 января выбили боевиков группировки «Тахрир аш-Шам» из  деревень Расм Шам аль-Хава и Аз-Зарзур.

Там же с целью координации действий против наступления сирийской армии 2 января 9 группировок,  имеющие формирования в этой зоне, создали единый командный пункт. Речь идет о группировках «Тахрир аш-Шам», «Ахрар аш-Шам», «Исламская партия Туркестана», «Джунд аль-Малахам», «Джейш аль-Ахрар», «Джейш аль-Изза», «Джейш ан-Наср», «Джейш Идлиб аль-Хор», «Нуреддин аз-Зинки». Созданию единого КП предшествовали несколько встреч главарей этих группировок.

6 января стало известно, что на пост командира единого  командного пункта боевиков различных формирований в провинции Идлиб назначен Джамиль Салех, видный полевой командир группировки «Джейш аль-Изза».

На юго-востоке провинции в ходе развивавшегося наступления сирийской армии боевики группировки «Тахрир аш-Шам» 3 января были выбиты из деревень Ан-Ниха, Аль-Мошараф, Калиат Товейбия. 4 января были освобождены деревни Умм Сахридж, Ад-Дарибия.

Там же сирийские войска 5 января с боями овладели городами Шейх Барака и Рабит Муса, после чего ряд подразделений 4-й механизированной дивизии был переброшен в восточные пригороды Дамаска.

В провинции Латакия 31 декабря был уничтожен видный полевой командир группировки «Тахрир аш-Шам» ливиец по происхождению Сафиан аль-Либи.

На западе провинции Дераа 1 января шли ожесточенные бои между формированиями ИГ и Свободной сирийской армии (ССА) за город Сахам аль-Джулан.

1 января 2018 года первым указом президента Сирии Башара Асада в новом году на пост министра обороны страны был назначен 65-летний генерал Али Абдалла Аюб. Ранее он возглавлял Генштаб сирийской армии. Новый министр — уроженец Латакии, оплота существующего режима.

До 1 января пост министра обороны занимал генерал Фахд Джасем аль-Фрейдж, вступивший на него в самом начале войны в 2012 году. О причинах его внезапной отставки не сообщалось.

Не исключено, что именно обстрел 31 декабря российской авиабазы, произведенный из зоны, безопасность которой обеспечивали сирийские военные, отвечающие за охрану внешнего периметра авиабазы, послужил причиной того, что уже 1 января был отстранен от должности министр обороны Сирии. Если это действительно так, то можно лишь догадываться о последствиях обстрела.

52.23MB | MySQL:103 | 0,511sec