О новой гуманитарной стратегии ЕС в Ираке

Как и ожидалось, c освобождением основной части территории Ирака от террористов «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) основные международные игроки с удвоенной энергией принялись планировать и декларировать свои стратегические намерения на иракском треке. Гуманитарная составляющая, разумеется, является одной из наиболее приоритетных. Она открывает ведущим игрокам окно возможностей в плане закрепления политических и экономических позиций в Ираке с использованием донорских вливаний и гуманитарных интервенций.

Не стало сюрпризом и то, что Брюссель в поствоенном процессе намерен играть одну из наиболее активных ролей, что высокопоставленные представители Европейской комиссии подтвердили в своих недавних заявлениях. В частности, 8 января 2018 года Высокий представитель ЕС по иностранным делам и безопасности Ф.Могерини подтвердила планы Евросоюза разработать и реализовать новую стратегию в Ираке в поддержку международных усилий в области гуманитарного содействия и долгосрочного развития.  Новая стратегия призвана заменить предыдущий концептуальный документ от 2015 года с учетом изменения военно-политических реалий в стране. Этот процесс идет в развитие решений Совета ЕС по иностранным делам от июня 2017 года, когда уже стало ясно, что поражение ИГ в Ираке лишь вопрос времени, и поствоенное восстановление вскоре станет главным пунктом иракской политической повестки. Целью новой стратегии, по заявлениям Могерини, должен стать пакет конкретных мер и предложений со стороны Евросоюза, позволяющий сохранить и укрепить территориальную целостность и единство нации, обеспечить условия для устойчивого развития страны на долгосрочной основе. Новая стратегия должна по замыслу Брюсселя в первую очередь отвечать национальным интересам Ирака, а также осуществляться в синергии с усилиями ООН, международной коалиции против «Исламского государства», международными финансовыми институтами, прежде всего Всемирным банком и Международным валютным фондом.

В заявлениях Брюсселя от 8 января 2018 года также были озвучены некоторые базовые компоненты новой стратегии. В частности, уже понятно, что новая стратегия в Ираке будет представлять из себя пакет срочных гуманитарных шагов и долгосрочных мер по стабилизации ситуации в освобожденных от ИГ регионах, c фокусом на Мосул и Фаллуджу. При этом, основная часть гуманитарных усилий будет направлена на содействие 3 млн внутренне переселенных лиц в целях их репатриации в районы постоянного проживания. Одновременно, стратегия ЕС будет содействовать разработке и реализации долгосрочных реформ и шагов по реконструкции и восстановлению, поддержанию мира и построению «единой, демократической страны, граждане которой пользуются всецело своими правами».

Суммируя, можно выделить шесть нижеследующих стандартных элементов из известного набора декларативных внешнеполитических установок ЕС, адаптация которых к национальным условиям, особенно на Ближнем Востоке, далеко не всегда успешно воплощалась в жизнь:

  1. Сохранение единства, cсуверенитета и территориальной целостности Ирака, и поддержка усилий по созданию сбалансированной, ответственной и демократической системы правительства;
  2. Поощрение устойчивого, основанного на знаниях и инклюзивного экономического роста;
  3. Укрепление национального единства Ирака и примирение основных этнических групп и сообщества;
  4. Поощрение создания эффективной и независимой юридической системы;
  5. Решение вопросов миграции;
  6. Поддержка хороших взаимоотношений Ирака с соседними государствами.

Несмотря на декларативность и некоторую банальность заявленных принципов новой стратегии, между строк можно отметить целый ряд принципиально важных моментов.

Во-первых, по наиболее принципиальному вопросу иракской внутренней и внешней политики на сегодняшний день – курдскому фактору – Евросоюз четко обозначает свою позицию, исключающую какие-либо спекуляции на тему возможного отделения или даже децентрализации Иракского Курдистана. Наоборот – упор делается на поиск компромисса между конфликтующими этническими и религиозными группами в целях обеспечения единства иракской нации. В заявлении Ф.Могерини делается еще более четкий акцент о необходимости вовлечения всех групп иракского общества в диалог и в процесс реконструкции.

Во-вторых, очевидно, что Брюссель не видит задач либо перспектив использования иракской карты против Ирана либо Сирии, прямо декларируя поддержку курса Багдада на «добрые взаимоотношения» со всеми своими соседями. Что характерно, такая позиция вбрасывается как раз на фоне обострения ситуации в соседнем Иране и попыток США активизировать дискуссии по иранскому досье в формате Совета Безопасности ООН.

В-третьих, устойчивое развитие и эффективный рост национальной экономики видится Евросоюзом как краеугольный камень новой стратегии восстановления Ирака. Очевидно твердое намерение Евросоюза оказывать конкретную помощь на всех этапах восстановления Ирака – от срочных гуманитарных интервенций до долгосрочного развития. При этом поддержка будет оказана всесторонняя, направленная на инклюзивный рост в различных сферах, прежде всего экономический рост, эффективное управление, укрепление юридической системы и инвестиции в образование.

Неясным пока остается лишь уровень финансирования новой стратегии Евросоюза в Ираке. Показатель принципиально важный, поскольку послужит индикатором серьезности намерений Брюсселя играть одну из первых скрипок на иракском треке. Ожидается, что финансовые обязательства ключевых доноров, включая ЕС, будут обозначены в ходе предстоящей в феврале 2018 года в Кувейте международной донорской конференции по восстановлению и развитию Ирака. Тот факт, что Евросоюз наряду с иракским правительством, ООН, Кувейтом и Всемирным банком выступает в качестве со-организатора конференции, говорит о больших амбициях и планах Брюсселя в Ираке. На сегодня Евросоюз является одним из ведущих доноров, финансирующих гуманитарные интервенции в Ираке c совокупным объемом взносов в размере 350 млн долларов начиная с 2015 года. Только в текущем году ЕС выделил на гуманитарные проекты в Ираке 83 млн долларов на главные приоритеты – продовольственную помощь, здравоохранение и гигиену, доступ к питьевой воде, размещение и защиту, а также детское образование.

Как представляется, донорская конференция в Кувейте станет моментом истины в плане демонстрации интересов крупных международных игроков в отношении поствоенного Ирака. Еще заранее, на протяжении текущего года и по мере выдавливания «Исламского государства», ведущие доноры начали заочную конкуренцию за закрепление своего влияния в новом Ираке. Главный из них – США – как и ЕС намерены наращивать свое содействие Ираку. При том, что объемы средств и финансовые возможности несравненно больше. С 2014 года США выделили Ираку по различным каналам только на гуманитарное содействие 1.7 млрд долларов. При этом руководство Агентства США по международному развитию (USAID) неоднократно заявляло в последнее время о планах дальнейшего увеличения бюджета гуманитарной поддержки Ирака в 2018 году, и это несмотря на объявленное администрацией Д.Трампа решение о сокращении общего бюджета на международную помощь на 30%.

Очевидно, что Брюсселю, как и другим глобальным игрокам придется заплатить высокую цену за установление и укрепление своего влияния в Ираке. По оценкам иракского правительства в апреле 2017 года, то есть еще до момента освобождения Мосула, полное послевоенное восстановление Ирака оценивалось в 50 млрд долларов США.

62.84MB | MySQL:102 | 0,481sec