Религиозно-политическая составляющая реформаторского курса «младоаравийцев». Часть 3

Саудовское ваххабитское духовенство вполне осознаёт опасности, грозящие ему со стороны «младоаравийцев» с их замыслами и проектами. Против покушения на религию, которое неотъемлемо от модернизации страны 25 апреля 2016 года, на следующий день после публикации программы «Саудовское видение – 2030» Генеральный секретариат Совета великих улемов, высшей религиозной инстанции в Саудовской Аравии выступил с предупреждением против вероятных антирелигиозных тенденций в проекте принца Мухаммеда бен Сальмана. В заявлении утверждается, что Саудовская Аравия «несёт на себе ношу исламского мира в исключительных исторических условиях». И в этих условиях необходимо сохранять «единство рядов» и не выступать ни с какими неразумными проектами, которые могли бы это единство разрушить. Особую опасность в этом отношении представляет покушение на ислам, вернее на то, что в исламе неизменно и неизменным должно оставаться. Все должны заботиться о «прочных, непреходящих основах Страны Двух Святынь, которые установили строители этого государства в политической системе правления, представленной в следовании исламскому шариату и в сохранении Религии Аллаха в её догматах и обрядах». Перечисленные выше жесты и акции «младоаравийцев» стали свидетельством того, что беспокойство высшего духовенства было вполне обоснованным.

И в декабре 2017 г. произошла открытая схватка между «младоаравийцами» и религиозным истеблишментом Саудовской Аравии. 1 декабря 2017 г. на учётной записи «Центра идеологической войны» в Твиттере были опубликованы 19 твитов о смертной казни за «вероотступничество» (араб. хадд ар-ридда) –

 

По нашему мнению, эти 19 твитов вполне можно сравнивать с 95 тезисами Мартина Лютера, с оглашения которых началась (но отнюдь не закончилась моментальной победой!) в 1517 г. Реформация, изменившая лицо всей западной цивилизации. Пафос 19 твитов, написанных с применением шариатских и теологических терминов, состоит в трёх положениях. Во-первых, экстремисты и террористы массово используют «наказание за вероотступничество», которое заключается в отсечении головы мечом или саблей, широко трактуя само «вероотступничество», а «наказание за вероотступничество» представляя защитой исламской религии. Во-вторых, нет по-настоящему вероучительных (исламских) обоснований «наказание за вероотступничество» как шариатского, т.е. Богоданного наказания. Анонимный автор 19 твитов из «Центра идеологической войны» утверждает, что эта казнь не предусмотрена Аллахом в Писании (Коране) и в достоверном Предании (достоверной Сунне). И тем самым подразумевается, что необходимо эту казнь отменить. В-третьих, утверждается, что эти твиты — не официальное мнение «Центра идеологической войны», а вещь дискуссионная, предлагаемая для обсуждения.

Действительно, «Исламское государство» применяло хадд ар-ридда в массовых масштабах. В 2014 г. ликвидировали как «вероотступников» езидов Ирака. Мужчинам предложили выбор: принять ислам или быть казнёнными с условием, что их имущество, а также жёны и дети, тоже трактуемые как имущество, перейдут мусульманам. Часть выбрала первую «опцию», остальных публично обезглавили —

За два дня сентября 2014 г. палачи «Исламского государства»* в сирийском Манбидже, как об этом сообщило местное информагентство ИГ*, отрубили головы по методу хадд ар-ридда шестерым: некоему человеку (по имени, шииту), воевавшему против «воинов Халифата»; некоему члену «Хизбаллы» (названа «Партией Сатаны»), который хранил оружие для алавитского ополчения «шабиха»; четырём «вероотступникам», «поносящим» Аллаха и Его Пророка, —

Что же касается вероучительного или шариатского аспекта проблемы, то в Твиттере, надо отметить, он выглядит как голословный и поверхностный.

Высшее духовенство отреагировало на эти твиты незамедлительно и жёстко. Генеральная прокуратура КСА, контролируемая, по понятным причинам (в Саудовской Аравии правовая система является шариатской, т.е. религиозной) духовенством, выступила с заявлением, опубликованным всеми государственными СМИ: «Лживые утверждения, которые кое-кто распространяет, в доброй вере или со злым умыслом, о том, что Саудовская Аравия совершит отмену шариатского наказания за вероотступничество (араб. хадд ар-ридда) не соответствуют действительности в целом и в подробностях». Эти лживые утверждения «опровергаются Основным низамом правления и всей историей страны с её основания». Генеральная прокуратура «предпринимает меры в отношении тех, кто распространяет эти ложные измышления, расходящиеся с этой конституцией (Основным низамом правления. – А.И.) страны». И, наконец, эта тема абсолютно недискуссионна.

14 декабря 2017 г. Генеральная прокуратура опубликовала твит, предупреждающий против покушения на «исламскую веру»: «Производство или рассылка того, может нанести ущерб религиозным ценностям или общественной морали, — преступление, наказание за которое – пять лет тюрьмы и штраф три миллиона реалов» —

После этого «окрика» со стороны Генеральной прокуратуры КСА, контролируемой духовенством, «младоаравийцы» умерили свой антиэкстремистский пыл, бьющий по салафизму (ваххабизму) и ваххабитскому духовенству. Более того, целый месяц «под ковром» искали способ разрешить конфликт. И было принято решение, которое отменяет имплицитное антирелигиозное содержание социально-экономического проекта «младоаравийцев». В конце декабря 2017 г. было объявлено о том, что в программу «Саудовское видение – 2030» будет включено новое направление: развитие инфраструктуры паломнического комплекса в Мекке и вокруг неё. Согласно этому новому направлению «Саудовского видения – 2030» ставится задача довести ежегодное количество совершающих хадж и умру (малый хадж) в Святые места ислама в Саудовской Аравии до 30 млн. С этой целью объявлена и принимается к реализации (с перераспределением инвестиционных средств на реализацию «Саудовского видения – 2030») обширная программа: расширение Мекканской Мечети Аль-Харам; модернизация принимающего паломников недавно построенного международного аэропорта имени короля Абд аль-Азиза в Джидде; совершенствование инфраструктуры снабжения паломников водой, электричеством и медицинским обслуживанием; строительство в районе Мекки новых аэродромов, гостиниц, «умных» городов; развитие транспортные коммуникации, в частности – создание системы скоростных поездов.

52.29MB | MySQL:110 | 0,578sec