Заявления Х.Хафтара и реальная ситуация в Ливии

Ливийская национальная армия (ЛНА) — единственная сила, которой в настоящее время доверяет народ страны. Об этом в интервью журналу «Жён Африк» недавно заявил командующий ЛНА фельдмаршал Халифа Хафтар, считающийся политическим оппонентом главы поддерживаемого международным сообществом Правительства национального согласия Фаиза Сараджа. «ЛНА должна обеспечить безопасность всех центров для голосования [в ходе предстоящих выборов] и всех избирателей для гарантирования свободных и прозрачных выборов», — отметил Хафтар. «Нужно, чтобы [глава Миссии ООН по поддержке в Ливии (МООНПЛ) Гасан] Саламе подчеркнул тот факт, что ЛНА является национальной и регулярной армией, а не ополчением», — продолжал фельдмаршал. По словам Хафтара, в рядах ЛНА насчитывается около 75 тыс. человек. «Мы уже контролируем юг страны, наши границы с Египтом и Тунисом», — сказал он, добавив, что «армия отдает приоритет политическому пути урегулирования». Сразу отметим, что если бы в составе сил Хафтара было бы 75 тыс. бойцов, то вопрос о каком-то участии мисуратовцев и триполитанцев в этом процессе отпал бы автоматически. То же самое можно сказать и о контроле сил Хафтара над границей с Тунисом и в Феццане. Первую уверенно контролируют ополченцы из клана зинтан, которые, кстати, совершенно не разделяют уверенности фельдмаршала в отношении его президентских амбиций,  уже строго предупредили его от возможных интервенций в зону их влияния, а также инициировали выдвижение сына М.Каддафи Сейфа аль-Ислама в качестве кандидата в президенты. Во втором, Феццан контролируют объединенные силы местных племен тубу и ауляд сулейман, которые силы Хафтара туда не пускают.  И все его предыдущие попытки на эту тему в прошлом году окончились нечем. Скажем больше. Есть все основания не доверять заявлениям фельдмаршала о том, что его силы установили полный контроль и над Бенгази. Резонансный теракт в этом городе на прошлой неделе заставляет в этом усомниться. Тем более, что бенгазийских оппонентов Хафтара поддерживают фактически открыто кланы Мисураты, которые в конце прошлого года окончательно расправились со сторонниками диалога с Тобруком и тем самым консолидировали свою позицию по поводу неприятия его будущего политического доминирования.

«Когда предоставляется возможность решения через голосование, мы сдерживаемся, мы хотим избежать кровопролития. Конечно, мы сохраняем надежду, но у нашего терпения есть границы», — заявил фельдмаршал. «Мы хотим в согласии с международным сообществом восстановить демократическое, светское и стабильное ливийское государство», — заверил командующий ЛНА. То есть, Хафтар хочет, чтобы международное сообщество признало его в качестве единственной легитимной силы в Ливии. И с этой целью старится всячески заигрывать с основными международными игроками, типа США, где он активизировал свое лобби в конце прошлого года, и в ЕС. Последнему он обещает свое эффективное участие в рамках борьбы с незаконной миграцией, о чем он поведал главе делегации  ЕС в Ливии Б.Мусшадт во время секретных переговоров 14 декабря прошлого года. Там шла речь о инкорпорации сил Хафтара в формат EUBAM, который призван создать мониторинговые посты наблюдения за миграцией в районе границы Сахеля с Ливией. Предложение Хафтара на эту тему члены делегации ЕС выслушали, но не более того. Другими словами, мало у Хафтара сил, чтобы претендовать на ключевую и доминирующую роль в будущем политическом обустройстве Ливии и делать вышеприведенные громкие заявления.

В конце декабря 2017 года председатель Национальной избирательной комиссии страны Имад ас-Сайех сообщил, что предстоящие президентские и парламентские выборы в Ливии состоятся до 30 сентября 2018 года. «Процесс регистрации избирателей идет нормально. Около 1 млн избирателей уже зарегистрировано, их число продолжает увеличиваться, — отметил он. — Все ливийцы имеют право принять участие в выборах, если у них есть национальная регистрация». Заместитель генерального секретаря ООН по политическим вопросам Джеффри Фелтман призвал в среду завершить переходный период в Ливии и создать правительство, отражающее волю ливийского народа. Такое заявление он сделал, выступая в Триполи перед журналистами после встречи с главой поддерживаемого международным сообществом Правительства национального согласия страны Фаизом Сараджем. «Мы хорошо осознаем, что заслуживающие доверия выборы требуют согласия в вопросах политических договоренностей, технической поддержки, законодательной выборной базы, которую еще нужно создать, а также формирования условий безопасности, позволяющих провести выборы на всей территории Ливии», — подчеркнул Фелтман, слова которого приводит агентство Франс Пресс. Он указал на важность «завершить текущую фазу переходного периода в Ливии путем осуществления мирного процесса, включающего все стороны, и создать правительство, которое будет отражать волю ливийского народа». Фелтман пообещал, что «ООН поддержит реализацию в полной мере политического плана урегулирования» ливийского кризиса, предложенного в сентябре 2017 года спецпредставителем генерального секретаря ООН в Ливии, главой Миссии ООН по поддержке в Ливии (МООНПЛ) Гасаном Саламе. Он предусматривает проведение в 2018 году президентских и парламентских выборов.

Такой режим предусматривает создание не только единого правительства, но и новой объединенной армии, которая станет гарантом безопасности вновь создаваемой политической архитектуры в Ливии. Новый раунд переговоров по «воссоединению» ливийской армии вскоре состоится в январе в Каире под председательством начальника Генштаба египетской армии Махмуда Хиджази. По данным ряды экспертов, эта встреча, которая была первоначально запланирована на 15 января,  была отложена в силу разногласий сторон по этому вопросу. Хафтар должен вскоре выехать в Каир по этому случаю, и некоторые источники утверждают, что глава Правительства национального согласия Ф.Сарадж также примет в этом совещании участие. Также имеется и согласие Сараджа на  участие в этой встрече   ряда высших офицеров Западной ливийской армии (прежде всего из Зинтана, Триполи и Мисураты)  И Хафтар, и Сарадж уже были в  Каире в середине декабря прошлого года  с намерением объявить, что они достигли соглашения о воссоединении армии. Однако в этом случае не было сделано никаких заявлений, и они провели только сепаратные встречи с президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси. Как мы видим, в этом ключевом вопросе еще очень далеко от компромисса, а это объективно делает любые планы по проведению всеобщих выборов мало реализуемой затеей.

52.26MB | MySQL:103 | 0,730sec