Действия Ирана в ответ на санкции США

С первого дня своего избрания на пост президента США Дональд Трамп не прекращает усиливать давление на Исламскую Республику Иран. Еще во время своей избирательно кампании он называл ядерную сделку с Ираном «позорной», «плохой», и обещал расторгнуть ее. На сегодняшний день он требует от европейских коллег не расторжения сделки, а внесения новых обязательств для Ирана.

12 января Д.Трамп заявил, что США продляют режим отмены санкций в последний раз (режим необходимо продлевать каждые 120 дней), тем самым дав «шанс» Европе внести изменения в СВПД (Совместный всеобъемлющий план действий).

Недавние протесты и беспорядки в Иране стали поводом для нового обострения ирано-американского противостояния. 6 января США созвали заседание Совета Безопасности ООН с целью принятия мер против иранских властей. Большинство стран выступили за невмешательство СБ ООН во внутренние дела Ирана. В частности, активно против американской позиции выступила российская сторона, тем самым оказав поддержку Ирану и подтвердив статус союзника.

В связи с протестами санкционный список США был расширен.  В него оказались включены еще 14 иранских чиновников правоохранительных органов и организаций. В этот список вошел и глава судебной власти ИРИ Садек Амоли-Лариджани. Согласно системе государственного строя Ирана, судебная власть является одной из пяти ветвей власти, а его глава назначается непосредственно верховным лидером.

Новые санкции были введены под предлогом «нарушения прав человека и оказания вооруженной поддержки терроризму». В ходе беспорядков в ряде иранских городов были арестованы сотни человек, погиб, по официальным данным, 21 человек. С.Амоли-Лариджани в своем заявлении в разгар событий призвал судебные органы наказать виновных в беспорядках по всей строгости закона. В заявлении американского Министерства финансов отмечается, что С.Амоли-Лариджани является ближайшим соратником верховного лидера Али Хаменеи, и он стоит во главе нарушения прав отдельных лиц и граждан, проживающих в Иране.

Напомним, что в 2012 году Садек Амоли-Лариджани был объявлен персоной нон-грата в Европейском союзе в связи с нарушением прав человека во время протестов «Зеленого движения» в 2009 году.

Помимо главы судебной власти, в список вошли:

-Тюрьма Раджаи Шахр

-Голамреза Зиайи, глава тюрьмы Раджаи Шахр

-Организация электронной охраны и кибер-армия КСИР

-Высший совет кибернетики

-Национальный центр кибернетики

-Телекоммуникационная компания Green Wave Communication, расположенная в Малайзии

-Мортеза Разави-иранский религиозный деятель, ученый, преподаватель

— Организация поддержка и модернизации вертолетов Ирана

— Иранская организация авиационной промышленности

— Ши Юхава (гражданин Китая)

-Торговая сеть, действующая в Иране и Китае

-Компания производитель спутниковых систем PASNA,

— Buchang Ceramic Company (Китай)

-Чжоу Йогон — гражданин Китая и представитель компании Buchang Ceramic Co.

 

В свою очередь Иран также обратился к генеральному секретарю и Совету Безопасности ООН с требованием осудить США за нарушение международного права и вмешательство во внутренние дела ИРИ. Речь идет о заявлении американского президента в связи с протестами, в котором Д.Трамп пообещал американскую помощь, «когда придет время».

МИД Ирана сделал официальное заявление, обвинив США в «пересечении всех красных линий в международном сообществе» и предупредил об ответных мерах. Также в заявлении говорится, что ядерная сделка не может быть пересмотрена, а Иран никогда не примет никаких изменений в ней и новых обязательств.

Глава МИД ИРИ Мохаммад Джавад Зариф в своем Твиттере отметил, что политика Д.Трампа и его объявление — это отчаянные попытки подорвать твердое многостороннее соглашение, злонамеренно нарушающее его пункты 26, 28 и 29. «СВПД не будет пересмотрен: вместо того, чтобы повторять устаревшую риторику, США должны полностью подчиниться, точно так же, как Иран».

Накануне заявления США иранский министр иностранных дел заручился поддержкой Европейского союза и России в деле защиты ядерного соглашения. После переговоров с представителями европейских членов договора, М.Дж.Зариф сообщил, что стороны смогли прийти к консенсусу, Иран защитил свое право на дивиденды, а любое действие, подрывающее СВПД, неприемлемо. Он подчеркнул, что Е3 (Франция, Великобритания и Германи) и ЕС полностью осознают, что дальнейшее соблюдение Ираном своих обязательств обусловлено полным соблюдением со стороны США.

Условиями сохранения ядерной сделки Д.Трампа являются следующие пункты:

— Международные инспекторы могут незамедлительно проверять любую местность

— Иран никогда не сможет приблизиться к потенциалу ядерного оружия

— Соглашение и его ограничения должны носить постоянный характер, а не десять лет, и Соединенные Штаты могут немедленно восстановить санкции.

— Иранская ядерная программа и ракетная программа неразрывны в правовой системе США

С точки зрения международного права эти требования не могут быть внесены в СВПД без согласия всех сторон. Также сделка не может быть аннулирована одной из стран, т.к. СВПД является многосторонним документом, и для расторжения нужен консенсус. С другой стороны, международное сообщество уже неоднократно наблюдало  за нарушением международного права со стороны США, и возможен любой исход.

МИД Ирана в одном из своих заявлений также обвинил «милитаристов радикалов» Д.Трампа и «сионистский режим» в союзе с целью расторгнуть ядерную сделку. Эти обвинения не безосновательные. Американский президент прикладывает все усилия, чтобы связать ядерную программу ИРИ  с ракетной. Дело в том, что испытания Ираном баллистических ракет расценивается как угроза главному союзнику Штатов на Ближнем Востоке – Израилю. Множество испытаний показали, что иранские ракеты хоть и неспособны достигнуть США, но дальности их полетов хватает для поражения целей на территории их стран-союзников: Израиля, Турции, Саудовской Аравии и пр.

19 января 20 конгрессменов США внесли законопроект о восстановлении санкций в отношении Ирана, отмененных в январе 2016 года после заключения СВПД, если страна продолжит испытания баллистических ракет, либо строительство инфраструктуры для изготовления ядерного оружия. В свою очередь президент США будет обязан представлять периодический отчет о действиях Исламской Республики.

Еще одним полем противостояния Ирана и Соединенных Штатов является Сирия. Госсекретарь Рекс Тиллерсон заявил, что его страна будет противостоять влиянию Ирана в арабской республике. В этом контексте примечательно решение американцев создать пограничную охрану в Сирии. По словам генерала Райана Диллена, конечной целью является создание 30-итысчного контингента на севере Сирии. Основной ресурс составляют сирийские курды.

Президент Ирана раскритиковал это решение, назвав его нарушением международного права, которое является заговором против территориальной целостности и безопасности Сирии и региона. Ранее официальный представитель МИД ИРИ Бахрам Касеми также назвал формирование возглавляемой США пограничной охраны «очевидным вмешательством во внутренние дела Сирии».

О продолжении противостояния Запада с Ираном и Россией в Сирии свидетельствуют и усилившиеся бои в провинции Идлиб. Противостояние продолжается уже не с формированиями «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) о победе над которыми было официально объявлено,  а между правительственными войсками, вместе с проиранскими и пророссийскими силами, и оппозицией, поддерживаемой США, КСА, Катаром и Турцией.

В документе, продлевающим режим отмены санкций, рассматриваются также возможные последствия выхода США из СВПД. Если изначально большинство аналитиков, считающих невозможной победу Д.Трампа на выборах, не рассматривали всерьез вопрос о выходе американской стороны из СВПД, то после его победы возможности и предположения на эту тему участились. И хотя ЕС выступает категорически против расторжения ядерного соглашения, Иран со своей стороны рассматривает все возможные сценарии. В первую очередь, важны экономические последствия выхода США из ядерной сделки.

Иранский эксперт в области экономики Хасан Тагави считает возможный выход США из договора одна из стратегических ошибок Белого дома на международной политической арене. По его мнению, подобное решение исключать не нужно, учитывая окружение и советников главы Белого дома, которые выступают в защиту радикальной политики. Максимальное использование вакуума в отношениях между Китаем, Россией и Европой с Соединенными Штатами, опора на внутренние возможности экономики страны являются главными факторами сведения потенциальных потерь Ирана от выхода США из сделки к минимуму. Эти вопросы сегодня находятся на повестке дня иранского руководства. Вместе с тем, в Иране не забывают и исторический опыт, когда и Европа, и восточный блок поддержали экономические санкции против Ирана. Поэтому безоговорочное доверие к «вынужденным» партнерам отсутствует.

Депутат Меджиса Мохаммад Махмуд Шах отмечает, что экономика Ирана не столкнется с серьезными проблемами после выхода США из СВПД, т.к. экономических контактов между Ираном и Америкой нет. «Я не считаю, что мы должны приравнивать весь мир к Соединенным Штатам, и есть много стран в мире, которые при принципиальном и умном планировании могут действовать как эффективные союзники для Ирана, и в этих двусторонних отношениях наши национальные интересы будут защищены», — сказал депутат. Тем не менее, опасения Ирана серьезные, и заключается они в том, что Соединенные Штаты имеют возможность оказывать давление на банки других государств, и постоянные угрозы новыми санкциями сдерживают их  от полномасштабных банковских операций с иранскими банками.

Предложенный республиканскими конгрессменами законопроект очередной раз доказывает уверенность американских политиков в безнаказанности своих действий, неуважение и игнорирование суверенитета других государств. Если американское руководство действительно стремилось сдерживать Иран от создания ядерного оружия, то СВПД полностью соответствует этим требованиям. Но на сегодняшний день, очевидно, что цель Вашингтона — контроль над ближневосточной державой, ее военным и экономическим потенциалом.  Но несмотря на методические усилия американского лидера сорвать ядерную сделку, стабильность иранской позиции свидетельствует о том, что Хасан Роухани остается верен своим обещаниям мировому сообществу и не прекращает усилий налаживать доброжелательные отношения со всеми странами. Если СВПД все же будет нарушено, то виновника искать в Тегеране не придется. Иран оставляет за собой право возобновить свою ядерную программу, если сделка будет сорвана.

52.34MB | MySQL:103 | 0,458sec