Святым Местам ислама грозит рейдерский захват? Часть 1

9 января 2018 г. было объявлено о создании комитета Al Haramain Watch. За этим комитетом, созданным в Малайзии, стоят Катар, Турция и Иран. Прошлая суннитско-шиитская попытка отнять исламские Святые Места у династии Саудитов была предпринята в 1979 г., когда одновременно начались два восстания: во-первых, восстание под хомейнистскими лозунгами в саудовской Восточной провинции Эль-Хаса; во-вторых, захват Мекки, включая Мечеть Аль-Харам, группой Джухаймана. Связующим звеном этих двух восстаний была общая для суннизма и шиизма вера в Махди, исламского Спасителя. Хомейнисты руководствовались идеей о том, что, в сущности, Махди уже пришёл в мир с победой Исламской революции, олицетворённый, в его отсутствие, факихом, исламским учёным (концепт вилаят-э факих). А группа Джухаймана в Мечети Аль-Харам продемонстрировала присутствующим верующим-мусульманам уже пришедшего в мир Махди, юношу по имени Мухаммад Ибн-Абдалла, имя, которое имеется в предсказаниях о приходе Махди. (См. А.А.Игнатенко. Халифы без Халифата. М., 1988. С. 35, 22, поиск: «махди»). Большая историческая загадка – существовала ли координация между этими двумя восстаниями.

Задача комитета Al Haramain Watch сформулирована в его арабском названии: «Международный комитет наблюдения за управлением Саудовской Аравией Двумя Святыми Местами» (араб. Аль-Хайʼа ад-дувалийя ли-муракаба идара ас-Саудийя ли-ль-Харамайн»). В первом материале, опубликованном на сайте Al Haramain Watch, Саудовская Аравия обвиняется в том, что она, контролируя Святые Места, во-первых, «уничтожает исламский характер» Мекканского комплекса – Каабы и Мечети Аль-Харам, расширяя и модернизируя его, а во-вторых, «политизирует» паломничество – хадж и умру (малый хадж), создавая препятствия для паломничества мусульманам из неугодных стран. Официальный сайт Al Haramain Watch начал публиковать материалы, подтверждающие эти обвинения.

Что касается «уничтожения исламского характера» Мечети Аль-Харам, то здесь, учредители Al Haramain Watch, по-видимому, имеют в виду строительство в Мекке, рядом с паломническим комплексом гигантской гостиницы, которая стала возвышаться (тут просится слово «царит») над Мечетью Аль-Харам, уступая немного по высоте самому высокому в мире зданию – Бурдж-Халифа в Дубае (ОАЭ).

Мало того, в здание на высоте 380 метров от уровня фундамента вмонтированы часы, подаренные королём Абдаллой, о чём есть соответствующая надпись на часах, —

Они внесены в Guinness World Records как самые большие в мире башенные часы. Не афишируется тот факт, что часы сделаны в Германии. И получается, что результат мысли и труда «неверных» германцев вознесён над Каабой, что хорошо видно на фото вверху. «Неисламский» характер этой затеи с часами, вероятно, стал ясен учредителям комитета после прочтения текста Guinness: «Объект (часы. — А.И.) уже превратился в местную достопримечательность и наверняка положительно повлияет на количество приезжающих сюда туристов. К тому же, многих такие рекорды вдохновляют искать место, где можно продать часы и купить новые, еще более дорогие» (http://guinness-records.net/samye-bolshie-bashennye-chasy/). Всё это в сумме не может не подаваться как профанация Святых мест.

Что касается «политизации» паломничества, то тут основатели комитета Al Haramain Watch подразумевают (насколько обоснованно, другой вопрос) неспособность (или нежелание) Саудовской Аравии обеспечить свободный доступ мусульман из разных стран мира в Святые Места. Они апеллируют к якобы существовавшим (реально – созданным самим Катаром) проблемам с паломничеством катарских мусульман после объявления бойкота Катара летом 2017 г., который (бойкот) сам Катар называет «блокадой». А также имеют в виду якобы особое отношение саудовских властей к паломникам из Ирана, который сам «политизирует» хадж, устраивая политические манифестации во время него, а также то, что в 2015 г. в Мекке во время хаджа погибло в давке, возможно, спровоцированной ими самими, несколько сотен иранцев. Что дало рахбару Хаменеи повод потребовать «интернационализировать» Святые Места, отобрав их у Саудовской Аравии.

Заявленная цель комитета Al Haramain Watch — передача исламских Святых Мест под «международный контроль» под лозунгом «интернационализации», с каковым требованием Иран выступает уже давно. Что предполагало бы изъятие Святых Мест у Саудовской Аравии и передачу их кому-то другому. Иран понимает, что шансов стать вместо КСА куратором Святых Мест у него нет, во всяком случае сейчас, когда он не может разобраться со святыми местами шиизма в Ираке и Сирии. И Иран действует в координации с Катаром и Турцией.

Катар и Турция – заявленные кандидаты на этот «международный контроль». Турция начала работу над созданием альтернативной паломнической инфраструктуры хаджа к Святым Местам, расположенным на территории Саудовской Аравии (естественно, без согласоваия с самим королевством). В декабре 2017 г. президент Турции Р.Т.Эрдоган посетил Судан, и Турции был передан на 99 лет (ходят слухи, что, на самом деле, в вечное пользование, без ограничения сроков) остров Суакин в Красном море –

турецкими властями было заявлено, что на о.Суакин будет создан перевалочный пункт для отдыха паломников, следующих в Мекку. (По некоторым сведениям, Турция хочет создать там военнукую базу. Но одно другому не мешает: для силового, рейдерского захвата Святых Мест какая-то форма военного вмешательства под предлогом «защиты Святых Мест ислама» вовсе не исключена. Можно представить «клещи», в которые, в определённых условиях, зажимают Святые Места с юга, из Йемена проиранские хоуситы и с запада – турецкие халифатисты-неоосманы.) Что касается самих Мекки и Медины, то они, по мнению Эрдогана, являются бывшими турецкими территориями, отбитыми у Турции британцами. Мекка была под властью османских турок до 1916 г., Медина – до 1919 г. И доктрина неоосманизма, которой следует Эрдоган, предполагает возвращение этих территорий, наряду с другими территориями арабских стран на Ближнем Востоке и в Северной Африке под контроль Турции. Мнимая неспособность Саудовской Аравии обеспечить паломничество является для Турции хорошим предлогом для действий, направленных на возвращение в какой-то форме территорий, которые, как и суданский о.Суакин, были когда-то, исторически в совсем недалёком прошлом, турецкими. Неоосманизм по-эрдогановски предполагает также восстановление Халифата, в столице которого, в Стамбуле до 1924 г., когда Халифат был упразднён Кемалем Ататюрком, сидел османский халиф — Абдул-Меджид II, последний из османских халифов, в одностороннем порядке узурпировавших этот пост у арабов. А восстановление Халифата предполагает восстановление поста халифа…

Аравийцы осознают эту опасность, исходящую от Катара, Турции и Ирана. В июле 2017 г. глава МИД Саудовской Аравии Адель аль-Джубейр заявил, что требования Катара об интернационализации паломничества мусульман в Мекку (хаджа) является «объявлением войны» в отношении королевства: «Требования Катара к интернационализации Святых Мест являются агрессией и объявлением войны против королевства». В августе 2017 г. во время встречи с главой МИД РФ Сергеем Лавровым министр иностранных дел ОАЭ Абдалла бен Заед аль-Нахайян, сообщил российскому министру о том, что Иран и Турция «проводят политику в духе колониализма и вмешиваются в арабские дела» («Коммерсантъ», 30.08.2017 — https://www.kommersant.ru/doc/3396994).

«Младоаравийцы» работают над антитурецкой мобилизацией арабов Аравии и всего Ближнего Востока. В декабре 2017 г.  глава МИД ОАЭ Абдалла бен Заед  аль-Нахайян на своей учётной записи в Twitter воспроизвёл (как один 137 515 пользователей Twitter, которые воспроизвели этот твит) твит некоего д-ра Али аль-Ираки (о нём ниже) —

Содержание твита: османские турки в Аравии были оккупантами, которые не то что являлись хранителями, а были грабителями Святых Мест и совершали преступления против мирного арабского населения в Медине, и не только. Приводится известный из истории пример с вывозом по железной дороге из Медины в Турцию османским комендантом Медины в период арабского восстания против Османской империи в 1916-1919 гг. Фахреддин-пашой множества артефактов и рукописей, которых набралось на целый железнодорожный состав. Твит завершается словами: «Это – предки Эрдогана, такова история их отношений с арабами».

Показательно, что этот твит был размещён как закреплённый на учётной записи некоего Али аль-Ираки, т.е. «Али Иракца», что наверняка псевдоним, типа «Русский Иван». В аватаре учётной записи этого «иракца» – изображён король Саудовской Аравии Сальман бен Абдель Азиз, названный «Сальман Решительный». Так что, вероятнее всего, это – учётная запись, специально созданная саудовцами для антитурецкой мобилизации арабов.

На этой учётной записи стали публиковаться многочисленные твиты об османских турках в Аравии и в целом на Ближнем Востоке. Все они заканчиваются своего рода хештегом, взятым из закреплённого твиттера (см. выше): «Это – предки Эрдогана, такова история их отношений с арабами». Например, размещён твит о печально знаменитом Джемаль-паше (1872-1922), получившем у арабов прозвище аль-Саффах, т.е. Кровавый. Только 6 мая 1916 года по его приказу в Дамаске и Бейруте были повешены несколько тысяч шиитов, христиан и маронитов. Твит завершается фразой: «Это – предки Эрдогана, такова история их отношений с арабами».

Эрдоган заявил, что нападки на Турцию со стороны некоторых арабских лидеров связаны с их «неуспешностью и даже предательством». «Те, кто обвиняет наших предков в краже священных реликвий и доставке их в Стамбул, вызывают жалость. Это не кража, а защита от разграбления со стороны [британских] оккупантов». Т.е. он признал факт вывоза аравийских реликвий и артефактов. И, наверное, надо ждать требования Саудовской Аравии к Турции эти ценности, особенно – религиозные, исламские, вернуть их законному владельцу. А ещё Эрдоган назвал именем Фахреддина-паши улицу, на которой стоит посольство Объединённых Арабских Эмиратов.

52.31MB | MySQL:110 | 0,532sec