Палестино-израильское урегулирование в контексте визита вице-президента США М.Пенса на Ближний Восток

В воскресенье вечером вице-президент США Майкл Пенс прибыл в Израиль – самую продолжительную остановку своего ближневосточного турне. Задача перед ним была двоякая. С одной стороны, учитывая высокий уровень напряженности в регионе, сформировавшийся на фоне иерусалимской декларации Д.Трампа, американская администрация пыталась не делать ставку на палестинский вопрос. Эту установку охотно поддержал и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, на еженедельном заседании кабинета министров в тот же день сообщивший: «Мы обсудим усилия администрации Трампа по блокированию агрессии Ирана и иранской ядерной программы», сместив тему конфликта на задний план формулировкой «продвижение мира и безопасности».

С другой стороны, пребывание посланника Вашингтона в Иордании продемонстрировало, что стремление заключить сделку мечты по-прежнему живо и сильно. В Аммане М.Пенс, по сути, повторил ставшую знаменитой фразу Д.Трампа о том, что количество государств, созданных по итогам урегулирования, будет зависеть от их собственного желания, заменив ее формулировкой: «Соединенные Штаты поддержат решение по принципу двух государств для израильтян и палестинцев, если они согласятся на это». Вместе с тем он сделал и серьезный шаг к применению новой стратегии США на палестино-израильском направлении, позволив себе, как было сказано в прессе, «согласиться не согласиться» с иорданским монархом. Последний в ходе переговоров с вице-президентом США явно намекал, что Вашингтону следует покаяться за свой проступок с Иерусалимом, таким способом попытавшись вернуть все к привычному порядку вещей, когда Израиль и Америка извиняются, а палестинцы не делают ничего.

Нынешний визит еще раз показал, что этот сценарий применять сегодня в США не хотят. Однако и Иорданию со счетов никто не списывает. Мало того, королевству, при должном подходе и понимании американских замыслов, может быть уготована более весомая роль, но для этого потребуется убеждать в неправоте не Вашингтон, а Рамаллу. Эту точку зрения подтверждает и израильское электронное издание Times of Israel, которое, ссылаясь на американские источники, пишет, что задача переубедить Палестинскую национальную администрацию (ПНА) была поставлена перед М.Пенсом на переговорах в Иордании и Египте.

Вместе с тем после всплеска внимания к Каиру летом и осенью, на фоне его активных усилий по преодолению гуманитарного кризиса в Газе и спонсированию межпалестинских переговоров о единстве, закончившихся, по сути, вновь ничем, сейчас египетская сторона свою роль утрачивает. Косвенно подтверждает этот факт повестка дня состоявшихся в египетской столице консультаций, охватившая вопросы соблюдения прав человека и борьбы с терроризмом. Вместе с тем на недовольство Вашингтона повлияло и поведение местных властей, которые объявили М.Пенса гостем «второго порядка», что вылилось в соответствующее формирование программы пребывания. Вновь от встречи отказались и местные религиозные лидеры.

Пожалуй, самой важной составляющей всего турне стал все же Израиль, как бы это не звучало. Во-первых, он представляет собой одну из сторон конфликта, будучи одновременно единственным готовым участвовать в мирной инициативе. Во-вторых, любое урегулирование, каким бы оно в итоге не оказалось, для подтверждения своей справедливости неизбежно потребует уступок с израильской стороны, но вот какими они будут сказать пока, действительно, сложно. Как серьезный реверанс в сторону израильских интересов традиционно рассматривается предложение Д.Трампа отступить от принципа двух государств для двух народов, но далеко не все, даже в самом Израиле согласны с таким подходом.

Как утверждает экс-глава Моссада, а ныне эксперт, сотрудничающий с Haaretz, Шабтай Шавит, наличие у США мирной стратегии оправдало бы все недавние шаги Д.Трампа от переноса посольства до отказа спонсировать палестинских беженцев, но без нее существующая и выглядящая крайне разрозненной череда действий, прежде всего, разрушает сам Израиль, которому два государства необходимы главным образом для себя и сохранения национального характера, а не из соображений заботы о палестинцах. В дипломатических кругах также далеко не все согласны с целесообразностью приезда М.Пенса и его способностью что-то изменить. Так, бывший генеральный консул Израиля в Нью-Йорке Алон Пинкас, рассуждая о визите на страницах Yedioth Ahronoth, говорит, что он не имеет цели.

Впрочем, общего израильского позитивного настроя на фоне иерусалимской декларации Д.Трампа это не омрачает. Глава правительства организовал прием для американского гостя на самом высоком уровне, беспрестанно отмечая заслуги США в деле продвижения интересов ближневосточного государства, а также называя М.Пенса другом страны. Выяснив намерения ближайших соседей Израиля, Б.Нетаньяху и М.Пенс более открыто стали говорить о мирном процессе. В частности М.Пенс сообщил: «сейчас здесь я полон надеж, что мы находимся на начальном этапе новой эры обновленных дискуссий, направленных на мирное разрешение длящегося на протяжении десятилетий конфликта, который оказывает негативное воздействие на этот регион».

В итоге можно прогнозировать, что возможная американская мирная инициатива прямо или косвенно будет иметь тенденцию к регионализации. Разумеется, без палестинцев в итоге обойтись будет нельзя, но для их привлечения и убеждения в принятии плана США особую роль должны будут сыграть именно региональные игроки, среди которых на нынешнем этапе выделяется, скорее, Иордания, а не Египет. Эти договоренности, в свою очередь, требуют пересмотра решения по Иерусалиму и уступок со стороны Израиля. И если в первом случае М.Пенс дает понять, что отступать от намеченного плана Д.Трамп не будет, надеясь, что местные лидеры рано или поздно забудут про свои ритуальные заявления о святых местах и вспомнят о политических соображениях, то второй вопрос по-прежнему остается открытым.

52.26MB | MySQL:103 | 0,544sec