Ситуация в Ливане: декабрь 2017 года

Ситуация в Ливане в декабре 2017 года демонстрировала признаки стабилизации. В целом благополучно завершился политический кризис, связанный с отставкой премьер-министра Саада Харири, произошедшей в ноябре 2017 года. Декабрь был ознаменован примирением и консолидацией политических сил Ливана. В частности, многие признаки свидетельствуют о заключении политического перемирия между основными протагонистами политического конфликта: проиранским движением «Хизбалла» и просаудовским движением «Мустакбаль». Три важных события в политической и экономической жизни Ливана произошли на протяжении месяца. Ливанское правительство определило дату парламентских выборов в стране: 6 мая 2018 года. Было объявлено о начале в 2018 году практических работ по бурению на шельфовых газовых месторождениях страны. Одновременно при посредничестве США и ООН в декабре состоялись встречи между ливанскими и израильскими дипломатами по демаркации морской границы.

1 декабря премьер-министр Ливана Саад Харири в интервью французскому журналу Paris Match обозначил свое отношение к политическим процессам, происходящим в Ливане. Он охарактеризовал существование вооруженных формирований «Хизбаллы» как региональную, а не внутриливанскую проблему. С.Харири подчеркнул, что «Хизбалла» не применяет свое оружие в Ливане. Касаясь ее возможного дестабилизирующего влияния на обстановку в регионе премьер-министр подчеркнул, что этот вопрос надо решать на международном уровне. С.Харири отметил, что между его движением «Мустакбаль» и движением «Хизбалла» заключено перемирие, что не означает отсутствие крупных разногласий между ними. Однако для стабильности и процветания Ливана обе партии решили не нападать друг на друга. Одновременно Саад Харири заявил о том, что не боится новой сирийской оккупации Ливана или вмешательства в внутренние дела страны, так как «Россия обещала ему соблюдение ливанской свободы и суверенитета». Тем самым, С.Харири фактически признал, что Ливан находится в российской зоне влияния.

5 декабря 2017 года премьер-министр Ливана Саад Харири объявил об отзыве своей отставки и заявил о своем намерении и впредь исполнять обязанности премьер-министра Ливана. Напомним, что 5 ноября Саад Харири, находясь в Саудовской Аравии, объявил о своей отставке и мотивировал это решение давлением и угрозами со стороны Ирана и «Хизбаллы». Вслед за этим стали появляться спекуляции на тему его возможного задержания в КСА в качестве пленника. «Освобождение» Харири и его возвращение в Ливан состоялось 20 ноября при посредничестве французского президента Эмманюэля Макрона.

Саада Харири поддержал президент Ливана Мишель Аун. 7 декабря он заявил о том, что «Хизбалла» не применяет вооружения внутри Ливана. В связи с этим наличие вооруженных формирований движения, по его мнению, является проблемой политики, а не безопасности. Президент Ливана отметил, что внутри страны «Хизбалла» использовала оружие всего один раз, во время политического кризиса в мае 2008 года. М.Аун также выразил сомнение в том, что Израиль решится развязать новую войну против Ливана. По его мнению, «события 2006 года показали, что прорвать ливанский фронт не так-то легко».

11 декабря в Ливане произошел политический скандал в связи с приездом в страну лидера иракских шиитских вооруженных формирований «Асаиб ахль аль-хакк» (входит в состав «Аль-Хашед аш-Шааби») Кайса аль-Хазали и его посещения ливано-израильской границы в рамках кампании солидарности с «Хизбаллой». Премьер-министр Ливана Саад Харири отметил, что посещение конфликтогенного региона полевым командиром иностранных вооруженных формирований является вмешательством во внутренние дела Ливанской Республики.

20 декабря парламент Ливана принял решение о проведении выборов в высший законодательный орган страны 6 мая 2018 года. Соответствующее распоряжение о проведении выборов в этот день на основе решении парламента подписал министр внутренних дел Ливана Нухад Машнук.

Большой резонанс в Ливане вызвало решение администрации американского президента Дональда Трампа о переносе посольства США в Иерусалим. Президент Мишель Аун отметил 6 декабря, что «решение Трампа является опасным решением, которое подрывает роль США как посредника в процессе ближневосточного урегулирования и отбрасывает мирный процесс на Ближнем Востоке на десятилетия назад. Этот шаг также делает невозможным согласование точек зрения палестинской и израильской сторон». Аун призвал арабские государства «занять единую позицию по сохранению арабской идентичности Иерусалима и не допустить изменения его характера». В то же время премьер-министр Саад Харири отметил в своем твиттере, что «Ливан осуждает и категорически отвергает решение американского правительства». Премьер-министр заявил о «своей солидарности с палестинским народом на высшем уровне и приверженности созданию независимого палестинского государства».

Генеральный секретарь движения «Хизбалла» шейх Хасан Насралла 7 декабря резко осудил решение США и призвал все арабские государства «разорвать свои явные и тайные контакты с Израилем». По мнению Х.Насраллы, Израиль не мог бы так уверенно проводить оккупационную политику, если бы не «потакание со стороны США». «Для Израиля совершенно не важно, что скажут Европа, Россия или Китай, Он знает, что американцы всегда поддержат его агрессивную политику». Он выразил опасение в том, что «в один прекрасный день мы можем проснуться и увидеть, что мечеть Аль-Акса уже разрушена». Х.Насралла призвал к проведению массовой демонстрации в квартале Дахие, которая и состоялась 9 декабря. В тот же день около американского посольства в Ливане Прогрессивно-социалистической партией был проведен пикет. 8 декабря лидер партии «Ливанские силы» Самир Джаджаа охарактеризовал решение администрации Трампа как «провокацию по отношению к арабским мусульманам и христианам».

10 декабря министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль призвал арабские государства к введению политических и экономических санкций против США в ответ на инициативу Дональда Трампа. «Иерусалим не может принадлежать одному государству. Иерусалим хранит завет Авраама, Иисуса и Мухаммеда. Он принадлежит христианам, мусульманам и евреям. Мы все хотим молиться в Иерусалиме и боимся, что нас лишат этой возможности», — заявил Д.Басиль на чрезвычайной сессии ЛАГ в Каире.

Декабрь 2017 года был отмечен активизацией ливанско-американских отношений. 3 декабря в кувейтской газете «Аль-Анбаа» появилось сообщение о том, что Вашингтон намерен предложить Ливану ежегодный пакет помощи в объеме 1 млрд долларов, из которых 500 млнн будут выделены ливанской армии, а оставшаяся половина пойдет на реализацию экономических и инфраструктурных проектов правительства страны. При этом условием выделения гранта, по информации газеты, является то, что «Ливан твердо будет проводить политику нейтралитета и центризма в регионе, и примет новые меры к противодействию отмывания преступных доходов». И то, и другое, является завуалированным намерением ограничить активность «Хизбаллы». 13 декабря состоялась поездка в Ливан руководителя Центрального командования (Centcom) США на Ближнем Востоке генерала Джозефа Войтела. В ходе визита он провел встречи с премьер-министром страны Саадом Харири, министром обороны Якубом Саррафом и командующим ливанской армией генералом Жозефом Ауном. Генерал Войтел объявил о выделении Ливану пакета военной помощи на 120 млн долларов. На эти деньги Ливану будут поставлены 6 легких военных вертолетов и  6 самолетов-беспилотников. Посол США в Ливане Элизабет Ричард подчеркнула, что это вооружение поможет ливанскому государству в «охране границы и контртеррористических операциях».

В декабре 2017 года состоялся долгожданный прорыв в нефтегазовом досье Ливана. 15 декабря министр энергетики Сезар Абу Халиль объявил о начале в 2019 году буровых работ на двух блоках ливанского шельфа – 4-м и 9-м. Тендер на их проведение выиграл консорциум в составе французской компании Total, итальянской ENI и российской компании «Новатэк». При этом многие эксперты выражают сомнение в действительном объеме газовых ресурсов Ливана, говоря о том, что предварительные расчеты были очень преувеличены. Определенный прогресс наметился  в разрешении пограничных споров о морских границах с Израилем. После 2006 года сухопутная граница между Ливаном и Израилем была проложена по линии фермы Шебаа-Накура. Однако линия ее морского продолжения не была определена. В результате три из девяти ливанских газовых боков на шельфе оказались спорными. В прошлом году состоялся определенный прорыв в этом направлении. 23 декабря состоялась встреча высокопоставленных военных Ливана, Израиля и командования сил UNIFIL в Нью-Йорке, где были определены принципы будущей демаркации. Еще одним важным для Ливана вопросом является вопрос о разделе будущих доходов. Нефтяная администрация Ливана, занимающаяся будущей эксплуатацией месторождений в настоящее время находится под контролем Свободного патриотического движения (СПД) Мишеля Ауна и движения «Амаль» Набиха Берри. В намерениях коррупционного обогащения за счет эксплуатации газовых богатств страны политические противники неоднократно обвиняли бывшего министра энергетики Джебрана Басиля. Учитывая проблемы Ливана с коррупцией и борьбу различных религиозных общин за распределение финансовых потоков, страна еще столкнется с немалыми трудностями при эксплуатации природных богатств.

52.19MB | MySQL:103 | 0,557sec