Данные социологического обследования израильских эмигрантов в Западной Европе

Государства Европейского союза представляют собой второй по значению после Северной Америки центр притяжения эмигрантов из Израиля. Миграционному потоку из еврейского государства в Западную Европу способствует целый ряд факторов:

  1. Сравнительная географическая близость, позволяющая поселившимся в Западной Европе израильтянам регулярно посещать Израиль.
  2. Культурная близость, вызванная среди прочего тем, что многие израильтяне являются потомками выходцев из европейских стран (Польши, Румынии, Германии, Венгрии, Чехии, Болгарии и т.д.) во втором и в третьем поколении.
  3. Упрощенный режим получения израильтянами видов на жительство и даже гражданства в целом ряде стран ЕС в связи с наличием соответствующих межгосударственных соглашений или местных законов, касающихся потомков выходцев из соответствующих стран.

Поскольку присутствие эмигрантов из Израиля в целом ряде западно-европейских стран стало заметным на уровне местных еврейских общин явлением (их общая численность оценивается примерно в 100 тысяч), исследовательский институт JDC-ICCD, принадлежащий международной еврейской благотворительной организации «Джойнт», штаб-квартира которой находится в Нью-Йорке, совместно с израильской эмигрантской общественной организацией «Махон кегилот» («Институт общин»), штаб-квартира которой находится в Амстердаме, провел в минувшем году в  27 государствах Западной Европы специальное социологическое обследование израильских граждан, постоянно проживающих в них. Обследованием была охвачена представительная выборка из 890 израильтян, проживающих за пределами Израиля в среднем 10 лет. Большинство из них живет в Германии, Нидерландах и Великобритании. Большинство — в возрасте от 30 до 50 лет и имеет высшее образование.

Результаты обследования свидетельствуют в частности о серьезнейшем культурно-идентификационном разрыве, существующем между осевшими в Западной Европе израильтянами и местными еврейскими общинами. Показательно, например, что только 45% израильтян, постоянно живущих в Западной Европе, хотя бы время от времени принимают участие в мероприятиях местных еврейских общин. При этом подавляющее их большинство не являются активными членами еврейских общин.

Марсело Диманштейн, представитель института JDC-ICCD рассказал израильским журналистам относительно результатов упомянутого обследования: «Мы всегда знали, что израильтяне в Европе не примыкают к еврейским общинам, но не знали, сколько это в цифрах. Около половины их них принимают в той или иной форме участие в еврейской деятельности. Это может быть посещение Бейт-ХАБАДа (центры, созданные еврейским религиозным движением ХАБАД в различных странах мира с целью предоставления религиозных услуг постоянно проживающим там или посещающим их евреям – В.Ч.) или участие в праздновании Дня Независимости Израиля, но это еще что-то. (…) Модель поведения израильтян — это потребление услуг, предоставляемых еврейской общиной, по мере необходимости, не еженедельно. Мы видим такое же поведение и среди молодых (местных – В.Ч.) евреев».

Представляется существенным также то, что как отметил Марсело Диманштейн, «порядка половины израильтян состоят в браке с неизраильскими супругами – не важно, евреи они или неевреи. И, несмотря на это, они хотят, чтобы их дети разговаривали на иврите, и чтобы у них была какая-то связь с израильской культурой».

При этом только 14% детей проживающих в Западной Европе израильтян обучаются в еврейских школах. Это намного ниже, чем аналогичный показатель в большинстве местных еврейских общин. Остальные дети израильтян учатся в государственных или в частных нееврейских школах. Подавляющее большинство из них даже не принимает участия ни в какой учебной деятельности местных общин.

Самым распространенным ответом на вопрос «Почему вы ни принимаете участие в мероприятиях еврейской общины?» среди охваченных социологическим обследованием израильтян было: «Они слишком религиозные, а я светский». Так ответили 62% тех израильтян, которые заявили, что они не принимают участия в мероприятиях общины. 42% из них сказали, что не ощущают потребности принадлежать к еврейской общине. 33% ответили, что их никогда не приглашала община, а 22% — что у них не было возможность связаться с общиной. 11% сказали, что в общине к ним плохо отнеслись, а 3% — что их не приняли в общину по соображениям Галахи (религиозного еврейского права), то есть, видимо, из-за наличия нееврейского супруга/супруги.

Такое отчуждение от еврейских религиозных общин не удивляет, если принять в расчет то, что 73% израильтян, проживающих в Западной Европе, заявили, что они светские и только 12% — что они «соблюдают религиозные традиции». 59% характеризуют себя в первую очередь в качестве израильтян и только 38% — в качестве евреев. 13% назвали себя либералами. Лишь немногие израильские эмигранты назвали себя религиозными. При этом среди назвавших себя религиозными израильтян оказались сторонники не только ортодоксального, но и консервативного и даже  реформистсткого иудаизма. Доля участвующих в таких значимых религиозных мероприятиях, как праздничная трапеза Рош га-шана (еврейского Нового года) или пасхальный седер, среди опрошенных находится где-то в районе всего 30%. 43% опрошенных заявили, что нет настоящей эмоциональной связи между ними и местными еврейскими общинами. Несколько больше даже заявили, что отношения между ними и еврейской общиной враждебные. Иными словами, израильские эмигранты в Западной Европе в среднем намного менее связаны с иудейской религией, чем среднестатистический еврей в самом Израиле.

Что же касается повседневного языка общения, то только 55% проживающих в Западной Европе израильтян разговаривают у себя дома на иврите. У остальных живущих там израильтян имеются супруг или супруга, которые не знают иврита. и поэтому они разговаривают у себя дома по-английски или на местном языке конкретного государства.

Однако все приведенные выше факты отнюдь не означают, что израильские иммигранты склонны к полной ассимиляции в местное нееврейское общество и к разрыву связей с Израилем. Как показали результаты обследования, место еврейских общин в жизни проживающих в Западной Европе израильтян занимают израильские социальные сети (официальные или неофициальные). Такие, как выяснилось, существуют на сегодняшний день в 24 западноевропейских государствах. «Эти сети по большей части предназначаются для израильтян с детьми, которые живут в данных странах более нескольких лет, — было написано в отчете о результатах социологического обследования, — Эти сети используются главным образом в качестве общественных центров для ивритоязычных и для членов их семей, среди которых во многих случая есть неевреи или неизраильтяне. Участие в таких мероприятиях проистекает главным образом из желания, чтобы дети могли разговаривать на иврите, изучать израильскую культуру или развивать светскую еврейскую идентичность и чувство принадлежности (в еврейскому государству – В.Ч.)».

62.52MB | MySQL:102 | 0,482sec