Итоги Конгресса сирийского национального диалога в Сочи: взгляд из Ирана

29-30 января т.г. в городе Сочи прошел Конгресс сирийского национального диалога. Официальные два пленарных заседания были проведены на второй день. Соглашение о проведении Конгресса  было достигнуто во время переговоров глав Ирана, России и Турции, состоявшихся в том же городе в ноябре 2017 года.

По итогам саммита, участники пришли к соглашению о создании конституционного комитета, уполномоченного заниматься разработкой нового проекта Конституции САР. В состав комитета войдут 150 человек, представляющих различные организации, группы и партии Сирии. Иран, Россия и Турция также будут иметь своих представителей в конституционной комиссии.

В своем итоговом заявлении участники Конгресса подчеркнули необходимость сохранения территориальной целостности и суверенитета Сирии, и ее армии. В заявлении подчеркивается право сирийского народа на прямое и демократическое определение будущего своей страны на основе выборов и право выбора политической, экономической и социальной системы.

Заявление Сочи также осуждает все формы и типы терроризма, экстремизма и религиозного сектантства, подчеркивается уважение прав человека, свободы и равенство для всех, независимо от религии, цвета кожи, этнической принадлежности или пола.

Тем не менее, не все приглашенные оппозиционные группу согласились принять участие в Конгрессе. Из приглашенных 1600 человек, по данным иранских СМИ, приняли участие – более 1500. Бойкотировали мероприятие из наиболее значимых оппозиционных сил Сирийская национальная коалиция – главная оппозиционная правительству Башара Асада группа, и делегация «Демократической партии сирийского Курдистана» («Курдский демократический союз»). Позиция курдов и Сирийской национальной коалиции обусловлена тем, что они полностью подконтрольны США. Кроме того, курды обвиняют Россию в содействии турецкой военной операции в Африне. Однако отдельные представители курдского национального меньшинства все же участвовали в сессиях в частном порядке.

Еще одна группа, прибывшая из Турции, отказалась покидать территорию аэропорта пока не будут сняты все государственные флаги Сирии. Также в Конгрессе отказались участвовать такие страны, как США, Франция и Великобритания, по мнению которых сирийское правительство не ведет переговоры должным образом. Западные державы признают переговоры только под эгидой ООН, которые по сей день не достигли никаких значимых результатов ни в Женеве, ни в Вене.

Ситуация с сирийскими флагами стала не единственным казусом на Конгрессе. Недовольство выразила и турецкая сторона. Поводом стало присутствие Михрача Урала – турецкого коммуниста алевита сирийского происхождения, известного также под именем Али Кайяли. Он является лидером одной из вооруженных оппозиционных групп бругады Искендерун, действующих на северо-западе Сирии, ранее называвшейся Народный фронт за освобождение Искендеруна. В 1980-ом году он сбежал из турецкой тюрьмы и продолжал свою борьбу против турецкого режима из Сирии. Имел тесные связи с лидером курдского движения Абдуллой Оджаланом.  Именно М.Урала Турция подозревает в организации теракта Рейханлы в 2013 году. В связи с этим Министерство иностранных дел Турции обратилось за разъяснениями к российской стороне.

Иранскую сторону на  Конгрессе представлял старший помощник министра иностранных дел ИРИ по особым политическим вопросам Хоссейн Джабери Ансари. Комментируя задержку начала Конгресса по причине наличия сирийских флагов, Х.Д.Ансари сообщил, что подобные требования оппозиции не являются новыми, они выдвигались и на переговорах в Астане, поэтому особой сложности эти инциденты не вызвали. Он отметил, что оппозиционеры ищут предлоги, чтобы перенести переговоры и выдвигают для своего участия условия, которые не могут быть приняты.

По его словам, значение этого Конгресса заключается в том, что значительное количество представителей всех сирийцев (сторонников и противников Башара Асада) собрались вместе. «Самое главное для нас – это создание комитета по мониторингу конференции в Сочи и комиссии по вопросам, связанным с конституцией Сирии», — отметил иранский представитель до официального начала мероприятия. «Работа этих комитетов начнется по окончании межсирийского национального диалога в Сочи, и Иран надеется, что это начало позитивного развития стабильного политического процесса, который положит конец кризису в стране», — добавил Х.Д.Ансари.

В кулуарах сочинского Конгресса Х.Д.Ансари провел переговоры с некоторыми представителями сирийской оппозиции. В частности, он встретился с Хайтамом Манной — лидером группы «Ценности, гражданство, право», Леви Хусейном — главой группы «Бана ад-Доуле» («Строительство страны»), Рандой Кассис — лидером движения «Плюралистическое общество», Майсой Кариди — одной из лидеров движения «Национального фонда демократии», Миной Каним — заместителем председателя «Бана ад-Доуле», Асмой Куфтару — членом Консультативного совета женщин.

Х.Д.Ансари провел переговоры и с представителями России и Турции, а также — Китая Се Сяо, который подтвердил готовность своей страны сотрудничать с Тегераном по сирийскому урегулированию и борьбе с терроризмом.

За два дня до своего визита в Сочи Х.Д.Ансари провел консультации с президентом Сирии Башаром Асадом и министром иностранных дел  Валидом аль-Муалемом в Дамаске, где обсудил ситуацию на севере арабской республики, в частности – Африне, и сотрудничество между двумя странами.

Как отмечают иранские СМИ, с точки зрения участников, как внутренних, так и из- рубежа, двухдневный Конгресс в Сочи является самым крупномасштабным форумом за прошедшие семь лет кризиса в Сирии. Создание конституционной комиссии является важным шагом в разрешении конфликта. И, несмотря на усилия США и Запада снизить значение Конгресса, вплоть до давления на спецпредставителя генсека ООН Стаффана де Мистиру (его участие до последнего оставалось под вопросом), в целом Конгресс достиг своих основных целей, пусть  и не в том масштабе, как ожидала Россия, сообщает иранское агентство Tasnim.

Иранский эксперт по России Шаиб Бахман в интервью агентству ILNA отмечает, что с самого начала подготовки сочинского Конгресса никто не ждал, что удастся решить фундаментальные вопросы, но тот факт, что в Сочи удалось собрать представителей различных оппозиционных и этнических групп, можно считать достижением российского правительства. Подобного события за все годы конфликта не было, и то, что было зафиксировано в заключительном заявлении, можно резюмировать следующим образом: объединение течений и групп, которые были даже противниками друг друга, является важным достижением сирийского урегулирования. Эксперт добавил, что ожидать чего-то большего на данном этапе не приходится.

Ш.Бахман отметил, что европейцы и американцы, а также их арабские союзники, пытаются усилить свою роль и роль своих подконтрольных оппозиционных групп на переговорах в Женеве, поэтому всячески препятствовали переговорам в Астане и Конгрессу Сочи. Но важно, что в Сочи собрались представители в основном местного населения, и их приоритет — решение внутренних проблем Сирии. Если раньше Запад и его созники считали, что имеют за собой «первое и последнее слово» в конфликте, то сейчас баланс сил и поражение различных вооруженных групп снизили их влияние. Конечно, часть сирийской оппозиции будет продолжать саботировать переговоры и далее, потому что они заявили, что не откажутся вооруженной борьбы, и не будут присутствовать на переговорах.

По мнению Ахмада Вахшите, редактора проекта Russia Viewer, модель интересов России и США на сирийском поле заставила Москву занять более активную политическую позицию. «Похоже, что русские все больше понимают позицию мягкой силы во внешней политике и поэтому стремятся играть ключевую роль в мирном процессе на Ближнем Востоке, пытаются играть посредническую роль в отношениях Ирана и Саудовской Аравии, или прикладывают усилия для начала палестино-израильских переговоров. Таким образом, Москва хочет максимально использовать свои преимущества в ходе переговоров под своей эгидой»,- пишет эксперт.

Он также отмечает, что США, фактически, покинули Ближний Восток, и передали конфликтные зоны России. Это не означает, что Вашингтон идет на уступки Москве. Наиболее вероятным кажется, что США не желают нарушать порядок «игры», в которой главным действующим лицом является Россия.

А.Вахшите считает наиболее важным не только конституционное установление порядка и безопасности, но его практическую реализацию, и в данном вопросе важно, чтобы США и Россия имели общую стратегию.

Эксперт Шаиб Бахман в беседе с информационным агентством Tasnim, говоря о целях сочинского форума, сказал: «Главная цель Конгресса — установить национальную стабильность в Сирии с присутствием участников, которые каким-то образом могут внести свой вклад или сыграть свою роль в будущем. Для Ирана, России и Турции важным является то, что помимо переговоров между внешними игроками, участники внутреннего конфликта смогли собраться вместе и обсудить важные вопросы, в том числе политическое будущее и конституцию», — отметил Ш.Бахман.

Что касается присутствия курдов, эксперт сказал, что вокруг их участия  в Конгрессе было проведено несколько переговоров, т.к. Турция против участия части курдов из партии «Демократический союз», признанной Турцией террористической организацией. Курды отказались приехать на саммит в связи с турецкой военной операцией «Оливковая ветвь» в Африне. С другой стороны, на протяжении всего прошедшего года США пытались использовать курдов «в качестве своей пехоты» в Сирии, и отсутствие курдов на Конгрессе снизило политический вес США.

Исходя из освещения проведения Конгресса сирийского национального диалога  в иранскихСМИ, а также заявлений представителя Исламской Республики по Сирии, можно отметить, что в Иране данный форум рассматривают с точки зрения его значения, нежели итогов. На данном этапе, Иран достиг поставленных целей. Очевидно, что кардинальных решений от Конгресса не ждала ни одна из сторон, учитывая, что до последнего не был известен даже окончательный список участников.  Арабские СМИ пишут об оказанном давлении со стороны России и Турции на ряд оппозиционных групп с целью заставить их принять участие в Конгрессе. Значение  Конгресса же заключается в том, что он окончательно утвердил роль стран-посредников, особенно — России, в процессе политического урегулирования сирийского конфликта, в то время как США и поддерживаемые ими группы остались «за бортом» мирного процесса.

52.2MB | MySQL:103 | 0,472sec