Обзор альманаха «Турция в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 7

Продолжаем разбор упомянутого в заголовке Альманаха и, прежде всего, напомним, что в предыдущей части материала мы завершили рассмотрение основных моментов, связанных с внутриполитическим ландшафтом Турции и текущей повесткой дня всех главных политических движений страны в 2017 году. Переходим к тому, чем жила в ушедшем году Администрация президента Турции Р.Т.Эрдогана.

Сразу заметим, что Администрация президента жила ровно тем же самым, чем и политические движения страны – а, именно, референдумом 16 апреля, в ходе которого, по словам Альманаха, народ дал добро на статус «президента-основателя» (что имеется здесь в виду сказать сложно, может тот факт, что Реджеп Тайип Эрдоган является одним из основателей правящей Партии справедливости и развития (ПСР) и теперь президент получил возможность быть партийным, а то ли, бери выше, что действующий турецкий президент является основателем новой Турецой Республики и фигурой, сопоставимой с М.К. Ататюрком – В.К.).

Как подчеркивает Альманах, референдум проводился в рамках озвученных руководством страны целей «независимости, демократии и развития» (популизм, конечно, в чистом виде, поскольку движение к цели «независимости» должно означать, что сейчас страна колонизирована, причем после пятнадцатилетнего нахождения во власти ПСР, чего, конечно, быть не может; ну, а слово «независимость», само по себе, избирателям нравится, да и образ «враждебных внешних сил» на него нанизывается с легкостью – В.К.).

Важным индикатором необходимости политической реформы в стране стали те лидерские качества, которые явил миру президент Эрдоган в ходе попытки военного переворота 15 июля 2016 года, перехватив стратегическую инициативу у путчистов и выведя народ страны на площади и улицы страны (говоря об этом, Альманах, по сути, сам загоняет себя в угол, невольно подтверждая мрачные комментарии оппозиции о том, что политическая система в Турции была перекроена под «одного человека» и его лидерские качества, а отнюдь не как следствие чаяний избирателей — В.К.). «Активный и влиятельный» президент Турции, после успешного всенародного волеизъявления, стал участником и ответственным абсолютно за все процессы, происходящие в стране и за её пределами (честно говоря, 16 апреля 2017 года ничего не поменялось; просто то, что раньше было только де-факто, после референдума стало оформлено в качестве де-юре – В.К.).

Следующий подзаголовок документа звучит как «Внутренняя политика». Главным событием с точки зрения президентской Администрации стало возвращение президента в «родную гавань». Иными словами – его возвращение к руководству Партией справедливости и развития. Как напоминает Альманах, Р.Т.Эрдоган стал президентом на выборах 24 августа 2014 года, когда он, впервые в турецкой истории, был напрямую избран турецким народом, а не депутатами Великого национального собрания (Меджлиса) Турции. Но, уважая требования Конституции страны, он был вынужден сразу освободить место лидера ПСР (в пользу Ахмета Давутоглу – В.К.), несмотря на то, что процедура голосования сделала его статус выше, чем у любого доселе избранного президента страны.

Поправки, принятые на конституционном референдуме 16 апреля 2017 года, исключили требование о президентской беспартийности (читай, равноудаленности президента ото всех политических движений страны – В.К.) и уже 2 мая Р.Т.Эрдоган был зарегистрирован в качестве кандидата в члены ПСР. А 21 мая, на внеочередном Конгрессе ПСР, был единогласно избран, причем в ранге единственного кандидата на пост.

Возвращение Р.Т.Эрдогана в ПСР проходило под тезисом об «усталости металла» (то бишь, самой партии – В.К.) и о необходимости её кадрового обновления и омоложения. Особенно в том, что касается организации работы ПСР в регионах. Это привело к череде отставок – лишились своих постов мэры Анкары, Стамбула, Бурсы, Нигде, Дюздже и Балыкесира.

Как отметил в дальнейшем сам Р.Т.Эрдоган – курс на омоложение рядов не является лишь только политикой ПСР. Он является гораздо большим – требованием турецкого народа. И если проигнорировать сейчас это требование, то, по его словам, народ сделает свой выбор уже на избирательных участках, до чего доводить не стоит (притчей во языцах в Турции стали те драконовские методы, которые якобы были применены с тем, чтобы добиться «добровольного» ухода градоуправителей в отставку с угрозами тюремных сроков не только для них самих, но и для членов их семейств; хотя, разумеется, никаких официальных подтверждений /в виде, допустим, заявлений «пострадавших»/ этим слухам нет и быть не может просто по определению – В.К.).

Одним из важнейших пунктов экономической повестки дня президента Р.Т.Эрдогана в новых условиях стала борьба с безработицей и стабилизация курса национальной валюты (насколько успешная, это большой вопрос, ибо определение безработицы – всегда на совести статистических агентств, а вот курс национальной валюты – это цифра объективная и всем известная; на момент написания этой статьи турецкая лира серьёзно ослабла по отношению к основным мировым резервным валютам – к евро /4,68 лир за 1 евро/ и к доллару /3,76 лир за 1 доллар/, а ведь не так далеки еще те времена, когда за доллар в стране давали 1,5 лиры, а за евро — около 2 лир, а психологическими отметками считались 2 и 2,5 соответственно – В.К.).

52.31MB | MySQL:103 | 0,651sec