Саудовская Аравия: какие цели преследует инвестиционный аудит, объявленный властями?

Судя по всему, наводить порядок, саудовские власти решили не только внутри страны, но и снаружи. Речь идет об основной стороне внешнеэкономической деятельности подданных королевства – инвестиционной. Впервые за последние 30 лет, Министерство торговли и инвестиций, совершенно очевидно, понукаемое сверху, взялось за аудит всей внешней инвестиционной деятельности. Очевидна и цель, поставленная окружением наследного принца Мухаммеда бен Сальмана перед чиновниками: найти и пресечь каналы нецелевого использования денег. Иными словами, разобраться, что есть инвестиции, а что – вывод средств из страны под их видом.

Сразу отметим, задача, учитывая объем и направленность саудовских инвестиций, нетривиальная. В них находятся не сотни миллионов, а миллиарды и десятки миллиардов долларов США. Поэтому беспрецедентный характер носит и облик исполнительного механизма – сформировано целых 56 (!) совместных межведомственных комиссий, организованных по странам и направлениям, куда вкладывались деньги, а всем саудовским инвесторам предложено в двухнедельный срок представить подробный отчет «о препятствиях, проблемах и трудностях, с которыми им пришлось столкнуться». Отчеты должны направляться через аппарат торгово-промышленных палат, а контроль за исполнением возложен на Министерство торговли и инвестиций.

Представьте себе, вам поручено сообщить о проблемах, с которыми вы столкнулись при осуществлении инвестиционной деятельности. Вам придется объяснить, что их вызвало и почему. Иными словами, рассказать (написать) все, чем вы занимаетесь. Вот этого и добивается государство, поскольку тогда у него появится возможность «оказать необходимую помощь в устранении проблем», как сказано в директивах министерства, а на деле выяснить, сколько и куда вы вложили и где результат?

Всему этому предшествовала подготовка: КСА заключило ряд двусторонних протоколов и соглашений с некоторыми арабскими и исламскими странами, а также «дружественными» государствами, в целях «развития сотрудничества в торговле и в экономике». На основании этих документов были созданы те самые комиссии, которые и взялись за изучение проблемных, то есть, всех, инвесторов. Цель, повторимся, самая благая. Помочь развить, исправить и поощрить.

Кроме этого, комиссиям отводится роль «координатора, указывающего о тех, или иных инвестиционных перспективах, их наиболее рациональном использовании, в том числе, и с точки зрения их научного обоснования». Переводя этого на нормальный язык, получаем надзирающий орган, который отныне будет на легальных основаниях следить за тем, что и каким образом вы инвестируете.

Формальным поводом для всех этих действий было выбрано положение дел с саудовскими инвестициями в животноводство и производство кормов, расположенные, главным образом, в Судане. Мы уже сообщали о массированных инвестициях из Персидского залива в Африку, призванных обеспечить производство достаточного количества кормового или фуражного зерна, а также сои и ячменя, предназначенных для прокорма крупного рогатого скота, который разводится там же, рядом с фуражными полями. Этим заняты и КСА, и ОАЭ и Катар.  Причина очень проста – в ближайшие несколько десятков лет, дефицит говядины в мире составит около 500 млн тонн. И если птицей страны Залива себя практически обеспечили, то мясом – нет. А для производства мяса требуется большое количество зерна и воды. Поэтому крупные животноводческие комплексы возводят в Африке, где есть (пока еще) вода и можно вырастить необходимое количество фуражного зерна и других злаков (кукуруза, ячмень, овес и пр.), требуемого для питания коров и овец. Ну и само собой, животноводство, при всех современных технологиях, – дело не очень чистое и ароматное, поэтому лучше разместить его подальше от своих ультрасовременных мегаполисов.

Но бизнес этот долгий, пока вырастет скот, даже если он закуплен уже подрощенным, плюс, климатические проблемы, болезни, одним словом, дело не скорое и затратное. Ну, и, разумеется, есть и субъективные факторы: взяточничество местного чиновничества, слабое развитие инфраструктуры, нехватка рабочей силы, транспортные проблемы, законодательство, медицинские аспекты, необходимость развития оросительных систем и пр.

Поэтому ревизии подверглись, в первую очередь, подобные проекты, за которыми последовало все остальное.

По географическому признаку внимание, в первую очередь, обратили на сотрудничество с ближайшими соседями.  Такими, как ОАЭ.

Хусейн Ракиб, обозреватель интернет-портала «Иктисадийя» отмечает, что двусторонние экономические отношения между двумя лидерами ССАГПЗ «прочны, долгосрочны и разносторонни». Объем их сотрудничества самый большой в Совете, а инвестиции, главным образом, сосредотачиваются в сфере недвижимости, в туризме в  других отраслях. ОАЭ является одним из главных торговых партнеров королевства, обе страны активно развивают и сотрудничают в области возобновляемых источников энергии, в нефтегазовой сфере, в опреснении морской воды и в генерации энергии. Объем взаимных инвестиций составляет – 10 млрд долларов США из Саудовской Аравии в ОАЭ, и 9 – наоборот.

Отметим, реальное экономическое сотрудничество между двумя государствами действительно обосновано с точки зрения нужд их экономики и вполне прагматично устроено. Вместе с тем, немало саудовских денег выведено в банки ОАЭ, предоставляющих хорошие возможности для размещения средств без лишнего шума. Особенно, в рамках механизмов экономического сотрудничества, прописанных в регламентах ССАГПЗ.

Разумеется, ни о каких претензиях на официальном уровне по этому поводу мы не услышим, даже на фоне нынешнего противостояния между КСА и ОАЭ в Йемене, но устроить широкомасштабную ревизию саудовских авуаров в эмиратах, Эр-Рияд попытается. С использованием того самого благовидного предлога. Смеем предположить, что ОАЭ окажется самым лояльным для саудовских инвестиций, местом, а все нарушения и проблемы инвесторов будут носить сугубо формальный и моментально устраняемый характер.

62.81MB | MySQL:102 | 0,626sec