Об опасном развитии военно-политической ситуации в Сирии

Начало февраля ознаменовалось обострением ситуации в Сирии, связанном с несколькими факторами. Во-первых, фактическим пробуксовыванием процесса политического регулирования, что показал Конгресс сирийского национального диалога в Сочи. Во-вторых, обозначившейся шаткостью российско-иранско-турецкого альянса в части, касающейся Турции. В-третьих, усилившимся американским давлением на Дамаск, а значит и на Россию как основного союзника законного правительства САР.

Прошедший 30-31 января с.г. в Сочи Конгресс сирийского национального диалога народа продемонстрировал нежелание эмигрантской оппозиции, поддерживаемой внешними спонсорами, прежде всего, Саудовской Аравией и Турцией договариваться с правительством Башара Асада. Высший переговорный комитет в Эр-Рияде бойкотировал Конгресс. Не приехала и делегация курдских «Сил демократической Сирии» (СДС), мотивировав это тем, что Россия не осудила вторжение турецкой армии в Африн. Особенно странной была позиция 40 представителей протурецких группировок, приехавших из Стамбула и представлявших в основном СНС. Они приехали в Сочи, но отказались выходить из здания аэропорта, мотивируя это издевательской, по их мнению, эмблемой конференции. Дело в том, что  на ней должны были быть изображены руки в рукопожатии . На одной из них должна располагаться повязка с нынешним флагом САР (две зеленые звезды на средней белой полосе), на другой – повязка с флагом оппозиции (три звезды). Вместо этого на обеих руках был нынешний флаг САР. Однако бойкот уже приехавшими оппозиционерами конференции объяснялся, конечно, не этими символическими деталями, а недовольством Турции российской политикой в Сирии. Прежде всего, оно было вызвано двумя факторами. Во-первых, продолжающимся наступлением сирийских правительственных войск в провинции Идлиб. Во-вторых, присутствием на Конгрессе сирийского деятеля, считающегося в Турции одним из наиболее опасных террористов. Речь идет об Али Кайяли. А.Кайяли родился в Турции, в молодости принимал участие в деятельности различных левацких группировок в этой стране. В 1990 году он перебрался в САР, где с помощью сирийских спецслужб основал группировку под названием «Фронт освобождения Искандеруна», действовавшую в юго-восточных районах Турции. В 2012 году с помощью сирийских военных он создал собственные вооруженные формирования, принимавшие участие в защите провинции Латакия от джихадистов.

Таким образом, конференция в Сочи свелась к диалогу между проасадовскими силами и внутренней, достаточно конструктивной оппозицией, что можно было бы сделать и в самом Дамаске. Лидер Фронта за освобождение и перемены, бывший вице-премьер САР Кадри Джамиль, выступая 2 февраля в агентстве РИА-Новости по итогам Конгресса, был достаточно оптимистичен. Он выделил два главных позитивных результата конференции. Во-первых, то, что сирийцы  еще недавно бывшие по разные стороны баррикад встретились и пожали друг другу руки. Во-вторых, создание Комитета по выработке сирийской конституции в количестве 50 человек. Однако понятно, что зарубежная оппозиция, бойкотировавшая Конгресс этот комитет не признает и впереди новые, бесплодные и изнуряющие раунды переговоров в Женеве.

Недовольство Турции военно-политическим развитием сирийского кризиса выразилось в том, что 3 февраля с.г. в небе над Идлибом был сбит российский военный самолет Су-25. Катапультировавшийся пилот российского самолета был убит сирийскими джихадистами. Вначале подозрения пали на террористическую организацию «Джебхат ан-нусру» (запрещена в России) , но затем было выяснено, что пуск ракеты из ПЗРК был осуществлен со стороны протурецких группировок. Информация о том что самолет мог быть сбит турецкими клиентами первоначально была оглашена депутатом Госдумы Дмитрием Саблиным, координатором российско-сирийской группы межпарламентского сотрудничества.  Почти одновременно с заявлением Саблина прошло сообщение пресс-службы вооруженных сил Турции о том, что один из турецких танков в районе Африна был подбит с помощью противотанковой ракеты 9М 113 «Конкурс». При этом погибло пять турецких военнослужащих. Таким образом, турки косвенно признали свою вину за сбитый российский самолет. Обращает на себя внимание еще один факт. Если после атаки дронов на российскую авиабазу в Хмеймиме 5 января с.г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган звонил президенту России Владимиру Путину для того, чтобы доказать свою непричастность к данным враждебным действиям, то на этот раз турки хранили молчание.

Представляется, что турецкое недовольство действиями России в Сирии (проявляющееся, кстати, несмотря на «зеленый  свет», данный Россией турецкой военной операцией в Африне) вызвано несколькими факторами. Во-первых, военными действиями Сирийской Арабской Армии в Идлибе, осуществляющимися при поддержке России. В этом случае Турция лишается последнего значительного плацдарма своего влияния в Сирии, который обеспечивают как группировка «Ахрар аш-Шам», так и «Джебхат ан-Нусра», вновь улучившая отношения с Анкарой. Во-вторых, нынешняя схема миротворческого процесса в Сирии обеспечивает гегемонию центральному правительству в Дамаске и лишает турок возможности долговременного военного присутствия в каком-либо регионе Сирии.  Это сильно снижает влияние Анкары на сирийскую ситуацию и действует невозможной реализацию неоосманского проекта создания турецкой зоны влияния в Алеппо. В-третьих, Россия, выступая в качестве фактического гегемона в Сирии, геополитически доминирует во всем Восточном Средиземноморье , к чему в Анкаре тоже пока не готовы.

Американское военное присутствие в Сирии все более становится препятствием к мирному урегулированию ситуации в стране. Это подтверждается  бомбардировкой позиций проасадовских милиций американскими ВВС, произошедшей 8 февраля, в результате которой погибло более ста человек. В то же время, по мнению многих американских экспертов, оно не может кардинально повлиять на ситуацию и содействовать в решении внешнеполитических целей США в Сирии. Такого мнения придерживается, в частности, Роберт Форд, бывший посол США в Ираке и в Сирии (2009-2011 годы), занимавший в 2012-2016 годах пост спецпосланника президента Барака Обамы по сирийскому конфликту. 6 февраля Р.Форд выступил на слушаниях в Конгрессе по сирийской проблеме. При этом он подверг критике решение администрации Дональда Трампа оставить американское военное присутствие в САР на неопределенное время. При этом Р.Форд акцентировал внимание на том, что сирийские операции обходятся США достаточно дорого. В 2016-2017 годах на поддержку сирийской оппозиции, СДС и  гуманитарную помощь беженцам было израсходовано 4 млрд долларов. Р.Форд предлагает Конгрессу добиться от администрации ответа на вопрос, смогут ли США создать силы безопасности на сирийско-турецкой границе из своих курдских клиентов, которые будут в состоянии эффективно действовать без американского военного присутствия «на земле». Роберт Форд подверг критике цели, которые ставит администрация Дональда Трампа в Сирии. Эти цели были озвучены госсекретарем США Рексом Тиллерсоном на выступлении 17 января с.г. в Стэнфордском университете.

Во-первых, это противодействие «Исламскому государству» и «Аль-Каиде» (обе организации запрещены в России). В то же время ИГ в достаточной степени разгромлено, а основной район оперативных действий «Аль-Каиды» («Джебхат ан-Нусры») находится в северо-западной Сирии (Идлиб), где американцы не присутствуют. Во-вторых, принуждение правительства САР к политическому урегулированию вплоть до ухода президента Башара Асада и решению кризиса в рамках Женевского переговорного процесса. По мнению американского дипломата, Женевский процесс в значительной степени мертв. По его словам, «Протесты, которые начались в Сирии в начале революции были обусловлены не отсутствием честных выборов или плюралистической природой режима, а его жестокостью и непредсказуемостью, нарушением «общественного договора», существовавшего в Сирии. Однако режим не только репрессивен, но и очень терпелив. С российской и иранской помощью ему удалось победить в гражданской войне. Нет никаких оснований, что он будет делиться властью». Третьей заявленной целью США является противодействие иранскому влиянию в Сирии. С этой целью американцы удерживают город Эт-Танф, чтобы не допустить открытия в полном объеме сухопутных коммуникаций между Тегераном и Дамаском. В то же время, если речь идет об обеспечении безопасности Израиля, то поставки оружия «Хизбалле» идут через аэропорт Дамаска. Форд убежден, что американское военное присутствие на севере Сирии не является угрозой иранскому присутствию на юге страны и в центре. Для проведения действительно эффективной политике США нуждаются в большей координации военно-политических действий с Израилем   и Иорданией.

По мнению некоторых политологов, 2018 год должен был стать годом окончания военного конфликта в Сирии. Однако реальность показывает, что до реального окончания конфликта еще далеко, учитывая клубок противоречий, в который запутались Иран, Турция. США.

52.24MB | MySQL:103 | 0,667sec