В свете продолжающего присутствия подразделений Сил специальных операций ВС США в Сирийской Арабской Республике и их вовлеченности в вооруженное противостояние с правительственными силами и отрядами наемников представляется необходимым проанализировать опыт американских военных специалистов в ходе самой долгосрочной межвидовой войсковой операции ВС США в Афганистане, которая в ближайшее время перейдет на новый этап в связи с начатой передислокацией дополнительных сил в это азиатское государство, которое привлекает внимание Москвы, Исламабада и Пекина.
По данным публикаций китайских специализированных военно-политических и военно-технических изданий, военно-политическое руководство США намерено до середины 2018 г. реализовать план по наращиванию военного присутствия в Исламской Республике Афганистан и для этого американские военные в принципе располагают всеми необходимыми техническими средствами, к которым следует отнести:
– тяжелые военно-транспортные самолеты С-5 Galaxy и С-17 Globemaster III – обеспечивают доставку личного состава и техники с континентальной части североамериканского континента через Германию;
– средние транспортные самолеты С-130 Herkules для быстрого перемещения подразделений между укрепленными военными базами на территории ИРА, а также его модификации, предназначенные для обеспечения огневой поддержки подразделениям на «земле», проведения психологических операций и дозаправки в воздухе
– средние транспортно-боевые вертолеты серии НН-60 и конвертопланы CV-22;
– малые транспортные самолеты типа U-28A (пр-во компании Pilatus Aircraft Швейцария) и С-145 (пр-во компании PZL, Польша).
Следует отметить, что первые два типа самолетов созданы исключительно для перевозки личного состава, военной техники, вооружений, боеприпасов и других генеральных грузов. Именно С-5 и С-17 позволяют Центральному командованию ВС США сосредоточить практически в любой точке земного шара группировку численностью от 1500 до 3000 военнослужащих в течение двух-четырех дней.
Известно на базе среднего транспортника С-130 американские конструкторы создали большое количество модификаций, которые активно задействует Командование ССО ВС США в ИРА. Так, для десантирования групп/отрядов специального назначения в глубокий тыл противника предназначены самолеты в модификации МС-130J Commando II.
Следует отметить, что за счет установки дополнительных пилонов под крылом данный самолет может выступать в роли бомбардировщика, оптико-электронная система разведки и наведения Sniper XR позволяет экипажу с высокой точностью поражать стационарные объекты противника.
Огневую поддержку спецназовцам на передовой обеспечивают «летающие батареи» – АС-130W Stinger II (так же известен как Spectre или Spooky), которые укомплектованы одной пушкой калибра 105 мм, двумя автоматическими пушками калибра 40 мм. Как известно, в китайских источников «проходила» информация о том, что один из таких самолетов мог быть привлечен для нанесения удара по колонне 4-ого корпуса ВС САР при наступлении на один из нефтепромыслов в районе г.Дейр-эз-Зор.
По информации китайского специализированного военно-технического издания «Наука и техника военно-промышленного комплекса» для дозаправки транспортно-боевых вертолетов и конвертопланов, обеспечивающих высадку и эвакуацию спецназа была задействована 9-я эскадрилья ВВС США (входит в состав 27-ого крыла ВВС, предназначенного для обеспечения деятельности ССО), на вооружении которой находятся самолеты-заправщики MC-130J Commando II. По данным китайских специалистов, пилоты данного подразделения подготовлены для проведения воздушной дозаправки винтокрылых машин численностью до эскадрильи в ночное время (возможно только при использовании очков ночного видения), что обеспечивает максимальную скрытность от зенитных пушечных и ракетных средств поражения противника.
Для переброски подразделений в дневное время американские военные используют малые турбовинтовые самолеты швейцарского и польского производства, которые замаскированы под гражданские борта. Простота управления и обслуживания позволяет использовать эти летательные аппараты в режиме «24/7», а их небольшие размеры обеспечивают возможность перевозки их более крупными самолетами военно-транспортной авиации ВВС США.
Кроме нанесения воздушных ударов, огневого прикрытия, высадки десанта (160-й авиационный полк «Ночные сталкеры» (ВБ «Форт Кэмпбэлл») и медицинской эвакуации подразделений (528-я бригада обеспечения боевой устойчивости (ВБ «Форт Брэгг»), а также дозаправки вертолетов/конвертопланов американские военные используют самолеты ЕС-130J Commando Solo III для ведения специальной пропаганды на противника.
Восемь операторов через свои боевые посты и соответствующую аппаратуру могут вести трансляцию на радио (частоты AM/ FM/HF) и телевизионные приемники противника и местного населения. Известно, что информационно-пропагандистские материалы готовят военнослужащие 4-й группы информационной поддержки ВС США (фактически состоит из двух полноценных батальонов психологических операций).
Анализ соответствующих публикаций позволяет перечислить подразделения ВВС США, которые на регулярной основе обеспечивают деятельность подразделений ССО, а также выполняют задачи в интересах Центрального командования ВС США. К таковым следует отнести: 352-е крыло (АвБ Spangdahlem, Германия); 193-я эскадрилья (АвБ «Харрисбург»); 16-я эскадрилья (структурное подразделение 27-ого крыла, АвБ «Кэннон»); 9-я эскадрилья (АвБ «Кэннон»); 919-е крыло (фактически резервное подразделение 10-й армии ВВС, АвБ «Эглин»). Взаимодействие между указанными подразделениями обеспечивали военнослужащие 112-й батальон связи 528-ой бригады (ВБ «Форт Брэгг»).
В отношении группировки ССО, которую МО США применяло в ИРА известно, что на ротационной основе в «афганских командировках» (стандартная продолжительность 280 суток) побывали военнослужащие следующих соединений и формирований:
– 10-я горная дивизия (ВБ «Форт Драм»);
– 101-я воздушно-десантная дивизия (ВБ «Форт Кэмпбэлл»);
– 82-я десантно-штурмовая дивизия (ВБ «Форт Брэгг»);
– 75-й полк рейнджеров (ВБ «Форт Бэннинг»);
– 4-я группа информационной поддержки (ВБ «Форт Бэннинг»);
– отряды «Дельта»;
– группы спецназа ВМС США «Морские котики»
Как отмечают китайские специалисты, военнослужащие указанных подразделений оказались вполне способны выполнять самые сложные боевые задачи в условиях горной местности и жаркого климата Афганистана, а именно:
– поиск и ликвидация полевых командиров в ходе продолжительных поисков и марш-бросков;
– захват и контроль объектов (парашютный десант из Аммана на аэродром Кандагара);
– спасение экипажей сбитых вертолетов или представителей международных организаций.
Следует отметить, что при проведении специальных операций в боевые группы ССО (численность от 9 до 12 в/с) включали оперативных сотрудников ЦРУ США, которые обеспечивали координацию усилий, а также на месте подтверждали точность разведывательных данных, однако в большинстве случаев даже это не помогло повысить эффективность мероприятий.
Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с китайскими специалистами, что именно подразделения ССО ВС США выполнили основную часть задач по борьбе с движением «Талибан» и «Аль-Каидой», однако необходимо отметить основной проблемный момент – полевые командиры указанных организаций исламистского толка практически не сосредотачивали значительных сил для противостояния американскому спецназу и именно по этой причине сохранили свою боеспособность. Зачастую исламисты действовали группами по 8-10 человек, которые успешно использовали сложный рельеф местности для отрыва от преследователей из ССО ВС США.