Россия и Саудовская Аравия: энергетическое сотрудничество в двустороннем и многостороннем форматах. Часть 5

Государственная компания Saudi Aramco ведет коммерческие переговоры с российской компанией «Новатэк», в ходе которых стороны согласовывают позиции и вырабатывают предложения с целью подписания юридически обязывающего соглашения по развитию проекта «Арктик СПГ – 2».

Мощность «Арктик СПГ – 2» – 19,1 млн т в год. Стоимость проекта компания предварительно оценила примерно в 20 млрд долларов. Строительство завода может начаться в 2019 году, производство СПГ – в 2022–2023 годах.

Интерес саудовской компании к российскому проекту по производству сжиженного природного газа (СПГ) подчеркивает, что отношения между Россией и Саудовской Аравией находятся на доверительном уровне. «Наши российские коллеги предложили возможность инвестиций во второй этап “Ямал СПГ” (речь идет о проекте “Арктик СПГ-2”). Это большой проект. Он станет частью газовой стратегии Aramco», – заявил министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Саудовской Аравии, председатель совета директоров Saudi Aramco Х.аль-Фалих.

Впервые об интересе Saudi Aramco к проектам «Новатэка» стало известно осенью прошлого года. Перспективы сотрудничества обсуждались во время первого в истории государственного визита саудовского короля в Россию[i]. В декабре 2017 года Х.аль-Фалих продемонстрировал, что интерес саудовской стороны весьма предметен, став почетным гостем церемонии открытия первой очереди завода «Ямал СПГ».

Председатель правления компании «Новатэк» Л.В.Михельсон сообщил, что Саудовская Аравия собирается потреблять газа больше, чем у нее есть сегодня. При этом монархия заинтересована участвовать во всей цепочке создания СПГ: в добыче, сжижении, транспорте и маркетинге.

По данным статистического справочника BP Statistical Review of World Energy 2017, на конец 2016 года запасы газа в Саудовской Аравии составили 8,4 трлн куб. м. При этом в 2016 году страна добыла и потребила 109,4 млрд куб. м газа. Саудовского газа пока хватает на обеспечение потребностей внутреннего рынка. Однако скромный портфель газовых добычных активов приводит к тому, что нефть нередко используется в качестве топлива электростанций. Удельный вес «черного золота» в балансе первичного потребления энергии в королевстве составляет 63%. Если Saudi Aramco решит войти в арктический проект «Новатэка», этот шаг будет способствовать диверсификации рисков развиваемого газового бизнеса саудовской компании, а также поможет монархии обеспечить покрытие растущего внутреннего спроса в будущем.

Удельный вес России в мировой торговле СПГ составляет 5,5%. К 2035 году показатель планируется довести до 15–20%. Отрадно, что «Новатэк», невзирая на сложности, сумел запустить первую линию завода «Ямал СПГ» в срок и без увеличения стоимости проекта. Это положительно скажется на готовности инвесторов участвовать в следующих проектах российской компании. Стратегия «Новатэка» предполагает строительство в российской Арктике целого кластера СПГ-заводов. К 2030 году компания рассчитывает построить на полуостровах Ямал и Гыдан мощности по сжижению до 55 млн т газа в год.

В экспертной среде справедливо отмечено, что прямой доступ к поставкам российского СПГ (особенно с учетом напряженных отношений с соседним Катаром – ведущим в мире поставщиком СПГ) может стать важным вкладом Saudi Aramco в обеспечение энергобезопасности королевства. В свою очередь, «Новатэку» важно привлечь иностранные инвестиции и расширить географию рынков сбыта СПГ. Таким образом, партнерство российской и саудовской компаний вполне способно принести выгоду обеим сторонам.

На минувшей неделе Х.аль-Фалих сообщил, что в течение ближайших десяти лет Саудовская Аравия намерена удвоить добычу природного газа[ii]. Пока саудовский газ используется лишь на внутреннем рынке, но не исключен сценарий, при котором в будущем монархия начнет экспортировать «голубое топливо». В долгосрочной перспективе удельный вес газа в мировом энергобалансе, скорее всего, возрастет. При этом спрос на «голубое топливо» заметно повысится в Китае, который является надежным партнером королевства, активно закупая саудовскую нефть. Как представляется, Саудовская Аравия с успехом могла бы поставлять китайским потребителям не только «черное золото», но и природный газ.

Возвращаясь к внутреннему рынку королевства, стоит подчеркнуть следующее: за счет увеличения добычи природного газа страна способна снизить потребление нефти и увеличить объем ее экспорта. Примечательно, что в рамках венских письменных договоренностей Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК), в которую входит Саудовская Аравия, для большинства членов картеля ввела ограничения по объемам добычи сырья, но не его экспорта. Так, замещая нефть газом внутри страны, монархия сможет увеличить нефтяные поставки за рубеж без нарушения обязательств.

[i]См. об этом подробнее: Касаев Э.О. Энергетическое притяжение Москвы и Эр-Рияда // Стратегия России. 2017. № 12. С. 77–82.

[ii]Mahdi W., Mazneva E. Russians, Saudis May Go Beyond Oil Alliance With LNG Project // Bloomberg, 14.02.2018 с обновлениями 15.02.2018. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2018-02-14/russia-saudis-may-go-beyond-their-oil-alliance-with-lng-deal

62.5MB | MySQL:102 | 0,467sec