Обзор альманаха «Турция в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 14

Продолжаем разбор упомянутого в заголовке Альманаха, в частности, — раздела «Внешняя политика» и взаимоотношений Турции с США.

Однако, этот раздел пролистываем по диагонали, учитывая два обстоятельства: а) то, куда с момента публикации успело «ускакать» (может лучше сказать «скатиться» — В.К.) турецко-американское «образцовое» партнерство, б) то, что три предыдущих публикации автора на сайте ИБВ, как раз, и посвящены турецко-американским отношениям на современном этапе.

Так, Альманах, анализируя историю американо-турецких отношений прямо указывает на то, что их успех и конструктивность всегда напрямую была связана с фактором личных отношений между первыми лицами двух стран и наблюдающимся между ними «дипломатическим трафиком» (встречи, телефонные разговоры и прочие виды коммуникации). Больше никаких оригинальных мыслей в этом разделе документ не «рожает», повторяя все нынешние проблемы, которые объективно делают турецко-американское партнёрство на этом этапе истории невозможным.

Завершив таким образом с США, переходим к следующему разделу, посвященному контактам с Африкой. Не устанем повторять, что турецкое руководство на «Черный континент» делает особую ставку, что можно заметить из интенсивности открытия своих дипломатических представительств и регулярного воздушного сообщения, даже с самыми неблагополучными точками на карте, типа того же Сомали. Отдельно стоит упомянуть про открытие Турцией своей военной базы в Сомали и, со всей уверенностью можно утверждать, что этим присутствие турецких военных на континенте не ограничится.

Теперь все то же самое, но со слов Альманаха и, в частности, в «упрямых» статистических фактах. В 2016 году суммарный товарооборот Турции с африканскими странами южнее Сахары, согласно данным Турецкого статистического агентства (TUIK) составлял около 4 млрд 220 млн долл. США. В 2017 году, по данным до сентября месяца включительно, эта цифра уже была 5 млрд 295 млн долларов. Совершенно неслучайно (что есть следствие, а что есть причина – отдельная тема – В.К.), что президент Р.Т.Эрдоган стал самым путешествующим лидером Турецкой Республики, за всю её историю, на африканский континент.

Уже 22-26 января 2017 года президент Эрдоган отправился в турне, включившее в себя Танзанию, Мозамбик и Мадагаскар. Не будем перечислять вслед за Альманахом все подписанные в поездке документы. Ограничимся лишь фактом того, что их были – десятки во всех сферах возможного сотрудничества (культурного, экономического, военно-политического и т.д.), как это всегда, собственно, и происходит в случае любого зарубежного визита первого лица любого государства (отличия лишь в практическом наполнении – кому рамочные соглашения о «вечной дружбе и братстве», а кому – многомиллиардные сделки – В.К.). За упомянутой поездкой в течение 2017 года последовали контакты на высшем и высоком уровне с руководствами Эфиопии, Сомали, Бенина, Гвинеи, Сьерра-Леоне, Судана, Конго, Сенегала, Южной Африки, Нигерии, Чада, Туниса.

Подводя черту под африканской активностью турок заметим, что флагман турецких перевозчиков, «Турецкие Авиалинии», осуществляют прямые перелеты из Турции (как правило, из Стамбула – В.К.) в 51 населенный пункт в 32-х африканских странах. Активной гуманитарной (и прочей смежной деятельностью – В.К.) на континенте занимается турецкое агентство «мягкой силы» TİKA (Турецкое агентство по сотрудничеству и координаци). Разумеется, в африканской повестке президента Р.Т.Эрдогана не могла не звучать тема террористической организации Фетхуллаха Гюлена.

Ещё бы, ведь по «разнарядке» между турецкими НКО, в бытность тесного взаимодействия между Гюленом и Эрдоганом, ряд африканских стран были «записаны» за первым, где вменялось в обязанности нести «свет и знание» о Турции, а также развивать экономические проекты; пользуясь такой поддержкой на высшем уровне, оседали гюленисты прочно, а, следовательно, и последующее их выкорчевывание дается трудно и встречается инопартнёрами с лекгим недоумением, «сами же их двигали!».

Следующий раздел Альманаха посвящен рассмотрению отношений между Турцией и Германией. Как указывает документ, отношения между двумя странами в 2017 году сопровождались взлетами и падениями. Выборный период в Германии (с обретающими популярность правыми идеями – В.К.) добавлял страстей в отношения. Важной темой, по-прежнему, являлся вопрос сирийских, и прочих примкнувших к ним, беженцев. Одной из кризисных точек в отношениях стало недопущение турецкой стороной депутатов германского Бундестага на турецкую военную базу «Инджирлик», где несут службу и немецкие военнослужащие. Характерным образом, спала дипломатическая активность канцлера А.Меркель, которая в 2017 году посетила Турцию лишь один раз в то время, как в 2016 году этих посещений было «множество». Следующий раздел, посвященный неприятию немецким руководством конституционного референдума в Турции, смело пропускаем (много раз на эту тему уже писалось – В.К.).

Однако, следующая тема – менее известна широкой публике и скажем про нее пару слов. В частности, речь идет о том, что немецкая сторона обвинила Турецкую исламскую ассоциацию при Управлении по делам религии (Diyanet İşleri Türk İslam Birliği или DITIB) в том, что она занимается «шпионской деятельностью», в частности, передавая Анкаре сведения о «гюленистах» страны.

62.53MB | MySQL:102 | 0,651sec