О резком обострении ситуации на границе Израиля с сектором Газа

Военная обстановка на границах Израиля продолжает накаляться. После боевых действий между израильскими военно-воздушными силами и иранскими и сирийскими войсками на северном фронте 10 февраля, спустя неделю, 17 февраля, на границе с сектором Газа произошел еще один серьезный инцидент. Около 16:00 террористы привели в действие взрывное устройство, рядом с забором безопасности, недалеко от кибуца «Эйн а-Шлоша».

По предварительным данным, военнослужащие приблизились к забору безопасности после того, как заметили флаг, показавшийся им подозрительным. В этот момент сработал фугас, задействованный удаленно с помощью сотового телефона. Взрывное устройство, вероятнее всего, было заложено во время демонстраций, которые проходили в пятницу вдоль забора.

В результате взрыва четверо военнослужащих получили ранения: двое ранены тяжело, один – в состоянии средней тяжести, состояние еще одного раненого оценивается как легкое.

Данный теракт расценивается как самое серьезное по своим последствиям происшествие на границе с Газой со времени операции «Несокрушимая скала» в 2014 году.
Премьер-министр Биньямин Нетаньяху, находящийся в эти дни с официальным визитом в Мюнхене, отреагировал на инцидент, назвав его очень серьезным и заявил, что Израиль ответит соответствующим образом.

В ответ на действия боевиков израильский танк атаковал наблюдательный пункт «Исламского джихада», расположенный в южной части сектора Газы.

При этом представители ЦАХАЛа полагают, что за взрывом стоит не «Исламский джихад», а ответственность за инцидент возлагается на ХАМАС, регулярно подстрекающий арабов к участию в массовых беспорядках.

По словам начальника Генштаба Гади Айзенкота, военнослужащие ЦАХАЛа действовали в соответствии с инструкцией, предусмотренной для подобных ситуаций: солдаты приблизились к подозрительному предмету, чтобы убедиться, что в нем не замаскирована бомба. По инструкции, если бомба обнаружена – ее должны обезвредить. Понятно, что с данной инструкцией были хорошо знакомы и сами террористы и на сей раз им удалось застать солдат ЦАХАЛа врасплох. Как и в случае с инцидентом, произошедшем на северной границе 10 февраля, теперь военное командование будет вынуждено тщательно проанализировать произошедшее и проверить, не было ли ошибки в действиях солдат. По версии представленной обозревателем газеты «Гаарец» Амосом Харелем инцидент мог стать результатом чрезмерного ощущения неуязвимости со стороны солдат, либо же не полного соблюдения предписаний по безопасности. Так или иначе это создало для врага возможность нанести удар по израильским военнослужащим.

Ответственность за нападение на солдат взяла на себя организация под названием «Комитеты народного сопротивления». Это коалиция различных палестинских военизированных организаций, выступающих против линии мирного урегулирования, проводимой Палестинской национальной администрацией (ПНА) и организацией ФАТХ в отношении Израиля, которая, так же, имеет очень сложные отношения с ХАМАСом.

В воскресенье, 18 февраля министр обороны Израиля Авигдор Либерман в интервью интернет-издаю Ynet («Едиот ахронот») заявил, что за диверсией на границе с Газой стоят боевики Народного фронта освобождения Палестины (НФОП). Так же Либерман подчеркнул, что инцидент не исчерпан, пока не ликвидирован тот, кто совершил данный теракт, но это произойдет в ближайшие дни или в ближайшие недели. Так же он возложил ответственность за ситуацию в Газе на ХАМАС.

Возложение ответственности за происходящее в Газе на ХАМАС со стороны израильского руководства очевидно по двум причинам: во-первых, израильское руководство исходит из того, что организация, которая фактически управляет сектором Газа несет ответственность за предотвращение любых насильственных действий на данной территории. Во-вторых — нападение было совершено под прикрытием народных пятничных демонстраций, которые регулярно проходят вдоль пограничного заграждения между сектором Газа и Израилем.

Несмотря на то, что подобные демонстрации кажутся спонтанными, их организацией руководит ХАМАС. Они проводятся почти каждую неделю с того момента, как началась волна «ножевых» и «транспортных» терактов в октябре 2015 года. Демонстрации используются для выражения солидарности с нападениями на израильтян, а также для выплеска агрессии жителей Газы в связи с тяжелыми условиями жизни в Секторе. Израильская разведка утверждает, что это предпочтительная стратегия действий для режима ХАМАСа, которая позволяет поддерживать массовый протест против Израиля вдоль границы сектора Газа наряду с активной поддержкой террористических нападений на Западном берегу, не прибегая к терроризму в секторе Газа и не допуская нового витка военных действий.

Во многих случаях демонстрации сопровождаются попытками диверсий у пограничного забора, а также попытками пересечь его в сторону израильской территории. В ходе одного из таких инцидентов в октябре 2015 года семь палестинских демонстрантов были убиты огнем ЦАХАЛа. В других случаях так же открывался огонь резиновыми пулями, а иногда и боевыми патронами по демонстрантам, приближавшимся к забору.

Данная ситуация ставит перед командованием ЦАХАЛа серьезную дилемму: предотвращение приближения демонстрантов к забору безопасности ведет к жертвам среди палестинцев и может еще больше усилить напряженность между сторонами. Если же палестинцам позволить беспрепятственно приближаться к пограничным сооружениям во время демонстраций – это станет для них идеальным прикрытием для совершения террористических атак на солдат ЦАХАЛа.

Израиль жестко отреагировал на субботнее нападение на израильских военнослужащих чтобы дать ХАМАСу ясный сигнал, что такие акты агрессии неприемлемы. Но скорее всего это не прекратит подобные инциденты в будущем, так как в целом ситуация в секторе Газа остается без изменений.

С точки зрения военного руководства Израиля приоритетнее сосредоточиться на развития военных действий на северном фронте, так как война вдоль границы с Ливаном и Сирией будет значительно опаснее и дороже для бюджета ЦАХАЛа.  На случай войны в секторе Газа у Израиля, на данный момент, нет стратегических целей. Израильтяне стараются выиграть время, пытаясь завершить строительство защитной стены против туннелей до момента начала очередного витка эскалации конфликта.

Не стоит забывать, что ситуация в самом секторе Газа с каждым днем ухудшается и это, своего рода, бомба замедленного действия. ХАМАС находится в шатком положении, большинство жителей Сектора страдают от тяжелых условий жизни: нехватки питьевой воды, тяжелой санитарной обстановки, ограниченного снабжения электроэнергии и высокого уровня безработицы. Несмотря на то, что можно предположить, что сейчас обе стороны не заинтересованы в эскалации конфликта, сочетание этих двух факторов создает возможность для начала новой конфронтации в любой момент.

Стоит так же учесть тот факт, что возможно в ближайшее время Иран постарается избежать открытой конфронтации на севере страны, в особенности в свете последних заявлений заместителя российского посла в Израиле Леонида Фролова о том, что Россия выступит на стороне Израиля, если Иран нападет на него. Вместе с тем Иран заинтересован в ослаблении Израиля с помощью эскалации конфликта на границе с сектором Газа.

В этой связи логично предположить, что и за субботней диверсией против израильских военных может стоять именно Иран. Как уже упоминалось выше, министр обороны Израиля заявил с полной уверенностью, что за терактом стоят боевики Народного фронта освобождения Палестины. Данная организация имеет штаб-квартиру в Дамаске и пользуется широкой поддержкой Ирана и Сирии. Именно для Ирана наиболее выгодно использование сложившейся на данный момент ситуации в секторе Газа.

Исходя из вышеизложенного можно прейти к выводу, что вероятность нового витка эскалации насилия на границе с сектором Газа достаточно высока несмотря на то, что и Израиль и ХАМАС на данном этапе заинтересованы в этом в наименьшей степени.

62.54MB | MySQL:102 | 0,488sec