Об инвестициях Всемирного банка в образовательный сектор Афганистана

Одной из наиболее успешных инвестиционных интервенций в Афганистане следует считать хорошо зарекомендовавшую себя с начала 2000-х гг. стратегию устойчивого финансирования донорами и партнерами сектора образования. Именно здесь распределение средств происходило в последнее десятилетие по достаточно прозрачной схеме и действительно принесло неплохие результаты.

Наиболее активно и последовательно на этом направлении в Афганистане работает Всемирный банк. Начиная с 2002 года, Всемирный банк совместно с Доверительным фондом реконструкции Афганистана (общий бюджет фонда на конец 2017 г. составил 10 млрд долларов) и другими партнерами инвестировал колоссальные людские и финансовые ресурсы и добился впечатляющих успехов. В частности, речь идет об амбициозной «Программе повышения качества среднего школьного образования» (Education quality improvement programme, EQUIP) под эгидой Всемирного банка, стартовавшей в 2002 году и завершившейся в декабре 2017 года. Только в периоде 2008-2012 гг. на эту Программу было выделено 210 млн долларов (158 млн из Доверительного фонда плюс грант Всемирного банка на 30 млн долл. и донорский взнос Агентства международного развития США на 22 млн долл.). Впоследствии, программа была продлена на вторую фазу (EQUIP II). Ее общий бюджет составил 408 млн долларов.

Подводя итоги, с 2002 года по настоящее время удалось увеличить количество школьников почти в девять раз — с 1 млн до 8.7 млн детей. В том числе решить гораздо более амбициозную задачу — по сути заново возродить систему образования для девочек, ранее до 2001 года практически утерянную вследствие введенных «Талибаном» запретов и ограничений. В новой конфигурации, пропорция девочек в школах по состоянию на декабрь 2017 года составляет уже 39% (3.4 млн школьниц). Количество школ в стране увеличилось в пять раз  — с 3,4 тысяч до 16,4 тысяч. За этот период благодаря проекту прошли профессиональную подготовку и получили квалификацию более 137 тысяч школьных преподавателей, в том числе 39 тысяч женщин. Кроме того, проект инвестировал в сооружение 1659 новых школ (многие уже полностью построены, остальные строятся), чтобы помочь детям семей, проживающих в удаленных сельских районах с плохой транспортной инфраструктурой. Также проект заложил основы для дальнейшей профессиональной подготовки и переподготовки учителей и передачи знаний и навыков путем создания и внедрения современных обучающих программ и модулей по обмену знаниями.

На последнем этапе (2013-2017 гг.) усилия Всемирного банка и партнеров сконцентрировались на повышении качества образования за счет открытия новых библиотек и компьютерных классов, внедрения современного оборудования и инноваций. Как наглядно демонстрируют результаты, при прозрачной и эффективно работающей схеме достаточно небольших, но адресных грантов и инвестиций, чтобы добиться результатов. В частности, в провинции Панджшер Программа повышения качества образования поддержала 120 школ небольшими грантами (10-15 тысяч долларов каждый) и инвестировала в создание дополнительных 30 школ, добившись в первую очередь значительного роста уровня грамотности среди детей этой провинции, а также признания со стороны местных общин и властей Афганистана в лице Министерства образования. Программа полностью согласована с Национальным стратегическим планом в сфере образования.

Следует отметить, что проект добился и большого международного признания. В ежегодном Докладе мирового развития-2018 реализованная в рамках проекта Всемирного банка школьная программа, базирующаяся на партнерстве и поддержке местных общин была отмечена в качестве успешного примера, который способствовал росту числа обучающихся, их посещаемости и повышению грамотности, особенно среди девочек. Главным фактором успеха явилась модель создания т.н. «школьных советов», сыгравших важную роль в вовлечении местных общин в вопросы школьного управления и опеки.

Думается, инициированная Всемирным банком в Афганистане инвестиционная модель в образовательном секторе является беспроигрышной с точки зрения создания устойчивых механизмов социальной защиты, а также долгосрочного вклада в будущее страны и ее развитие. Также, этот механизм призван служить важнейшим превентивным средством защиты от маргинализации и радикализации афганской молодежи, особенно среди бедных категорий населения и в отдаленных деградирующих сельских районах (следует помнить, что почти 40% афганцев живут за чертой бедности).

В то же время, впереди еще много вызовов и трудностей для развития образовательной системы Афганистана. По-прежнему огромен разрыв между городскими и сельскими регионами страны в уровне школьного образования, а также в наличии инфраструктуры, финансирования и возможностей. Именно на этом направлении сейчас акцентированно работает Всемирный банк совместно с национальным правительством, фокусируясь на бедных семьях в сельских районах, где школьная посещаемость остается низкой – 43% мальчиков и 21% девочек. В национальной стратегии правительства Афганистана поставлена амбициозная задача доведения числа школьников с нынешних 9 млн до 13,6 млн в 2030 году. Для этого потребуются еще большие инвестиции от главных финансовых партнеров, в первую очередь Всемирного банка, а также ооновских организаций, отдельных стран-доноров и профильных международных неправительственных организаций, таких как Save the Children и OXFAM. Одновременно, потребуются более солидные обязательства со стороны афганского правительства, которое на сегодня, по данным Всемирного банка, расходует на образование не более 3-3,5% всего валового внутреннего продукта, что ниже среднего глобального показателя по всем странам, составляющего не менее 6%. До 30 лидирующих в мире стран по этому показателю Афганистан также пока не дотягивает.

Кроме того, активизация вновь с середины 2017 года вооруженного конфликта в Афганистане ввиду усилившейся там активности террористических сетей «Аль-Каиды», «Талибана» и теперь еще и «Исламского государства» (Организации запрещены в России), может стать самым серьезным препятствием на пути дальнейшего прогресса в секторе образования. В частности, только в течение 2017 года в результате конфликта в стране прибавилось 318 тысяч новых внутренне перемещенных лиц, и еще 260 тысяч афганцев мигрировали в соседние страны. Волна внутренних перемещений не могла не повлиять на основные образовательные индексы, включая общую грамотность и посещаемость школ, которые вероятнее всего покажут негативный результат. Этот прогноз отчасти подтвердило недавнее исследование системы образования Афганистана (ноябрь 2017 г.), проведенное под эгидой совместной инициативы REACH, финансируемой двумя крупными гуманитарными неправительственными организациями – французской ACTED (Агентство по техническому сотрудничеству и развитию) и ее близкого партнера, швейцарской IMPACT Initiatives. В частности, исследование показало, что в семьях внутренне перемещенных лиц 23% вообще не посещают школу (а это порядка 300 тысяч детей школьного возраста). Главными препятствиями на пути посещаемости школ среди внутренне переселенных лиц являются социальные факторы (насилие и пр.), а также отсутствие должных условий безопасности. При этом, экономический фактор, безусловно, тоже весьма значим — семьи внутренне перемещенных лиц вынуждены выделять более 50% расходной части своего бюджета на продовольствие, при этом расходуя на образование в среднем не более 4%. Кроме того, как показало исследование REACH, отсутствие бесплатного школьного питания в 97% средних учебных заведений Афганистана также крайне негативно влияет на показатель посещаемости школ.

Таким образом, инвестиции в образовательный сектор являются важной гарантией обеспечения устойчивого роста и входят в приоритетную повестку дня Всемирного банка. Достигнутые за последние десятилетия результаты говорят сами за себя и стимулируют инвесторов и далее продолжать работать на этом треке. Кумулятивный эффект от этой инвестиции, для развития всей социально-экономической системы и формирования нового поколения афганцев, действительно, трудно переоценить. Но даже при условии обеспечения бесперебойного финансирования, политическая дестабилизация, которая грозит разрастанием гуманитарного кризиса, может внести свои коррективы и даже повернуть вспять ранее достигнутые результаты.

52.23MB | MySQL:103 | 0,503sec