Об израильской стратегии в отношении сектора Газа

В 2005 году Израиль ушел из сектора Газа в соответствии с планом «одностороннего размежевания». Палестинцы вдруг впервые с 1967 г.  получили  «государство в пути» – контроль над внешними границами Газы, возможность свободно перемещаться между Сектором и Западным берегом р. Иордан, а также внешним миром. Тогда им необходимо было на деле показать способность управлять – решать вопросы безопасности (разоружить террористические группировки) и социально-экономические задачи.

В соглашении о «режиме передвижения и доступа»  от 2005 года, охватывавшем целый комплекс пограничных и транспортных проблем сектора Газа, учитывались требования израильской безопасности и условия социально-экономического развития анклава. Однако соглашение никогда так и не было выполнено, т.к. в 2006 году ХАМАС победил на парламентских выборах, а Израиль не признал власть исламистов и отказал новому правительству в каком-либо сотрудничестве. А те в свою очередь не прекращали заявлять об израильской оккупации и блокировании сектора Газа от внешнего мира. На данном этапе ситуация складывается таким образом, что ни Израилю, ни ХАМАСу военная конфронтация не нужна, хотя зачастую и представляется единственным способом решения проблем.

Проф. Университета Бар-Илан и старший научный сотрудник Центра стратегических  исследований Бегин-Садат Гилель Фриш считает, что с уходом Израиля из сектора Газа политика сдерживания в анклаве просто провалилась по сравнению с успешной «бескомпромиссной стратегией» по отношению к арабам на Западном берегу р. Иордан. Реальность такова, что подконтрольные палестинцам территории – будь то «зона А» на Западном берегу р. Иордан, или сектор Газа – превращаются в рассадник терроризма и плацдарм для нападения на Израиль и его граждан.

ШАБАК (Служба общей безопасности Израиля) совместно с ЦАХАЛом (Армией обороны Израиля) и полицией в 2017 году предотвратили 400 террористических атак, организованных в основном ХАМАСом. На вопрос «может ли Палестинское государство пресекать действия террористов вместо израильских служб безопасности?» Фриш отвечает фактом. Он напоминает о том, где были нейтрализованы террористы, застрелившие в январе 2018 года раввина Разиэля Шеваха. Это произошло в Дженине, находящемся в подконтрольной ПНА «зоне А». В то время как похитители Гилада Шалита так и не были наказаны. Более того, его похищение привело к тому, что на свободу из израильских тюрем была отпущена тысяча террористов. Так что миротворческие усилия должны соответствовать реальному положению дел; и присутствие Израиля на Западном берегу р. Иордан остается незаменимым, по крайней мере, до тех пор, пока не будет найдена эффективная альтернатива[i].

Выгодно ли Израилю палестинское примирение?

Палестинское руководство, расколотое с 2007 года на правящее в секторе Газа  ХАМАС и на ФАТХ, который управляет Западным берегом р. Иордан, намеревалось примириться не раз. Последняя по времени попытка была предпринята в октябре 2017 года под эгидой Египта, однако, результат тот же. Напрашивается вывод о том, что шансы на успех в реальном примирении сторон будут только в том случае, если произойдут кардинальные изменения в ПНА или в Газе или везде одновременно.

Существует два варианта развития ситуации – соглашение о  примирении окончательно развалится, как и все предыдущие, или будет выполняться частично. Во втором случае, забота о социально-экономическом обеспечении Сектора лежит на ПНА, включая контроль над пограничными переходами, в то время как военное крыло ХАМАСа (бригады «Изз ад-Дин аль-Кассам») остается независимым. В этом случае возможно восстановление экономики сектора Газа, однако возрастает вероятность вооруженного конфликта с Израилем[ii].

На данном этапе логика непримиримой борьбы ХАМАСа с Израилем пока еще подчиняется стремлению интегрироваться в палестинскую политическую систему и легитимизироваться с целью получения контроля над всем палестинским политическим пространством. Хотя основные разногласия с ФАТХом остались неразрешенными: вступление ХАМАСа в ряды ООП, проведение палестинских выборов и судьба вооруженных отрядов исламистов.

Ни один шаг ПНА так же не является искренней попыткой достичь примирения. ХАМАС и ФАТХ ведут политическую игру, в которой каждая сторона стремится переиграть своего политического противника и добиться поддержки большинства палестинцев.

Задача не из легких. Первая дилемма для Палестинской национальной администрации заключается в предотвращении усиления ХАМАСа до такой степени,  чтобы это могло навредить имиджу ПНА в глазах палестинской общественности. Любое улучшение ситуации будет считаться заслугой ХАМАСа, сбавит накал критики в адрес исламистов за плачевное положение дел в Секторе и укрепит их политические позиции. С другой стороны, если ПНА будет чинить препятствия или не предпринимать мер, направленных на улучшение жизни в анклаве, то Рамалла сама попадет под еще больший шквал обвинений в положении дел в сектора Газа.

Другая дилемма, стоящая перед главой ПНА Махмудом Аббасом, – не допустить, чтобы этот примирительный процесс привел к налаживанию прямых отношений между Газой и странами Ближнего Востока, а также за его пределами. Если это произойдет, то ХАМАС в глазах мирового сообщества станет вполне легитимным  партнером, а не запрещенной террористической группировкой, страдающей от международных санкций.

В результате сложилась парадоксальная ситуация, в которой ПНА, с одной стороны, заинтересована в том, чтобы давление на ХАМАС продолжалось и усиливалось. При этом социально-экономическая ситуация в анклаве будет только ухудшаться. А с другой стороны, М.Аббасу всячески необходимо поддерживать представление о правительстве в Рамалле не только как о структуре, распространяющей свою власть на сектор Газа, но и руководстве, всячески заботящемся о 2 млн жителей анклава. Задача состоит в том, чтобы люди рассматривали ПНА в качестве единственной силы, способной направить необходимые ресурсы для восстановления Сектора, в частности, наладить регулярные выплаты зарплат местным служащим.

Некоторые аналитики полагают, что Израилю следует поддерживать процесс примирения между ХАМАСом и ПНА, т.к. это может стабилизировать положение в секторе Газа. Хотя шансы на успех в этом деле невелики, само наличие такого процесса может служить стратегическим интересам Израиля и позволит сформировать реальность, которая окажется благоприятной как для Израиля, так и для населения сектора Газа. При этом Израилю необходимо балансировать между продолжением политики сдерживания ХАМАСа и предотвращением эскалации напряженности.

В случае ответа на запуск ХАМАСом или другой террористической организацией ракет из сектора Газа Израиль должен придерживаться существующей политики, согласно которой ХАМАС несет полную ответственность за любое нападение и обстрел с территории анклава.

Израилю будет невыгодна ситуация, в которой процесс примирения был бы прекращен из-за военной активности ЦАХАЛа. В данном случае стратегический интерес Израиля заключается в том, чтобы сделать палестинцев ответственными за срыв соглашения. Отсюда важность обеспечения сложного баланса между обязанностью военного реагирования, сдерживанием и использованием возможностей для улучшения стратегической реальности продолжения процесса примирения.

Поэтому Израилю важно будет развивать сотрудничество с правительством национального согласия и особенно с палестинскими и египетскими службами безопасности для предотвращения проникновения оружия с Синая, Израиля и ПНА в Газу, а также для обеспечения регулярного и эффективного потока строительных материалов и прочих товаров на нужды гражданского населения.

Помимо прочего необходимо поддержать требование Аббаса создать «один орган власти, один закон, одну военную структуру». Это должно подталкивать лидеров ХАМАСа к ликвидации военного крыла и отказу от вооружения. Хотя шансы, что они на это пойдут, невелики[iii].

От «сопротивления» не откажутся

Генерал-майор в отставке, старший научный сотрудник Центра стратегических исследований Гиршон Хакоэн полагает, что даже если соглашение между ФАТХом и ХАМАСом приведет к разоружению боевого крыла исламистов, то идея сопротивления все равно никуда не денется[iv].

Высказываются предположения, что ХАМАС, утрачивая важный инструмент в борьбе с Израилем – подземные тоннели, постепенно разрушаемые ЦАХАЛом – не только не откажется от своего военного крыла, но активизирует террористическую деятельность на Западном берегу р. Иордан.

Дело в том, что Израиль планирует завершить строительство подземной стены вдоль 60-километровой границы с Газой к 2019 году. Это инженерное решение стоит $42,5 млн за километр. Оно предусматривает размещение на стене электронных датчиков, которые соединены с пунктами ЦАХАЛа по сбору развединформации, беспилотными летательными аппаратами, разведывательными устройствами и радарами. Каждый из них передает сигналы о подозрительной деятельности в центр управления сбором информации. Проект стал результатом исследований и разработок, предназначенных для предотвращения проникновения террористов по тоннелям из Сектора в израильские населенные пункты, расположенные недалеко от Газы.

Эли Кармон, старший научный сотрудник Международного института борьбы с терроризмом в Герцлии считает, что из-за финансовых проблем (усугубляемых еще и тем, что Катар под давлением США перекрывает поток денежных средств в Газу) ХАМАС вряд ли будет инициировать столкновение с Израилем в ответ на разрушение тоннелей и строительство стены.

Командующий Южным военным округом армии генерал-майор Эяль Замир заявлял о том, что «ситуация в Газе стабильна; ХАМАС сдерживается сам и пресекает атаки со стороны других мелких исламистских группировок». Однако после 30 октября 2017 года, когда ЦАХАЛ уничтожил подземный тоннель вместе с десятком исламистов, последовал еще один подрыв аналогичного сооружения 10 декабря 2007 года, только уже без жертв. К тому же решение президента США Дональда Трампа по Иерусалиму (6 декабря 2017 года) вывело лидеров ХАМАСа на митинги гнева с призывами уничтожить Израиль.

ХАМАСовцы активизировали дистанционное управление террористически-ми группами на Западном берегу р. Иордан, подготавливаясь к возможной войне в Газе. Они используют влияние кланов, которые им сочувствуют и ведут соответствующую пропаганду. Так же, с помощью Тегерана исламисты могли попытаться доставить туда ракеты, опираясь на приказ Верховного лидера ИРИ аятоллы Хаменеи оказать помощь террористическим формированиям, орудующим на Западном берегу р. Иордан. Израиль «продолжает готовиться, т.к. ситуация взрывоопасна и в любой момент может привести к столкновению».

Для завершения проекта строительства подземной стены Израилю нужно время и стабильность. Правильно было бы разделить тоннели на те, которые прорыты на территорию Израиля (их нужно уничтожать) и те, которые находятся в пределах Сектора. В отношении последних целесообразно предпринимать различные секретные меры для вывода их из строя[v].

Помимо обнаруженных и нейтрализуемых Армией обороны Израиля тоннелей, прорытых из сектора Газа на израильскую территорию, ХАМАС соорудил лабиринт тоннелей под самой Газой. «Все это напоминает разветвленную сеть метро. Они предназначены для того, чтобы в случае нового конфликта боевики могли беспрепятственно передвигаться и переправлять оружие вне поля зрения ЦАХАЛа». Однако Замир утверждает, что «в командовании Южным военным округом не только внимательно наблюдают за их деятельностью, но и решают, каким образом сделать так, чтобы этот «подземный город превратить в смертельную ловушку для террористов».

Израильские военные подготовили карту с гражданскими объектами в Газе, которые ХАМАС использует в качестве прикрытия своей военно-террористической деятельности. К примеру, один из объектов – шестиэтажное жилое здание, возле которого ХАМАС соорудил подземный ход. Другой – дом, в котором проживает семья с пятью детьми, связан с тоннелем, ведущим к мечети. Этот тоннель позволяет исламистам передвигаться под землей, прикрываясь щитом из мирного населения.

Генерал-майор Э.Замир предупреждает, что ХАМАС «ставит под угрозу гражданское население Газы». В Израиле «надеются, что затишье продолжится, но вынуждены предпринимать меры и быть в состоянии повышенной боевой готовности»[vi].

В 2017 году в Израиле  (56% респондентов) были уверены в том, что в 2018 году начнется очередная военная операция израильской армии в Газе. Об этом свидетельствуют данные, полученные Израильским институтом демократии (проф. Тамар Герман) совместно с Тель-Авивским университетом (проф. Эфраим Яар) в июне 2017 года. Опрос показал, что 35% респондентов ожидали войны с ливанской «Хизбаллой», при этом 9% думали, что неминуемо вооруженное столкновении с Ираном, а 16% – с Сирией.

Треть опрошенных (36.5%) полагали, что вполне вероятно начнется третья интифада. А в случае ее начала 76% израильтян готовы были принять вызов и сделать все от них зависящее.

ЦАХАЛу доверяет 82% израильтян. В то время как 57% еврейского населения Израиля уверено, что правительство примет правильные решения в случае начала вооруженного конфликта. Такую точку зрения разделяет лишь 36% арабских граждан страны. 2/3 израильтян считают, что их государство защищено хорошо.

Большая часть израильского общества (61.5%) не думают, что вскоре начнутся израильско-палестинские переговоры, несмотря на заинтересованность Д.Трампа. 50% еврейских респондентов и 60% арабов уверены в том, что израильское правительство не заинтересовано в подписании мирного соглашения с палестинцами, а 74% так же думают относительно ПНА (80% евреев и 43% – арабов)[vii].

«Гуманитарная катастрофа» в Газе

ХАМАСу необходимо выходить из финансового кризиса и прорывать изоляцию. Для этого им нужен Египет, и в Каире он уже открыли офис. Зависеть от таких друзей, как Турция, которая имеет ограниченные возможности в оказании помощи, рискованно.

В 2017 году в рамках противостояния за политическое лидерство с ХАМАСом ПНА ввела санкции, которые ухудшили и без того непростую социально-экономическую ситуацию в секторе Газа. Это привело к активизации еще одного донора – Катара, который готов оказывать помощь Газе, минуя Рамаллу, что еще больше подрывает авторитет Аббаса.

Тем временем, проблема жителей сектора Газа заключается не только в прекращении выплат зарплат госслужащим со стороны ПНА, но в сокращении поставок электроэнергии (из Израиля и Египта), топлива и воды (из Израиля). Перебои с поставками были вызваны отказом Аббаса платить поставщикам за потребляемые Сектором объемы. Катар компенсирует затраты на топливо. А Израиль, получив финансирование, готов был построить газовую сеть и дополнительную линию электроснабжения в Газу, но по этому поводу не достигнута договоренность с Рамаллой.

Авигдор Либерман на 17-й ежегодной конференции в Герцлии заявил, что «Аббас говорит, что хочет укротить ХАМАС, на самом же деле он старается втянуть Израиль в конфронтацию с ним»[viii].

Вероятно, Аббас взял пример с Нетаньяху, который не раз приостанавливал перевод собранных Израилем налогов на счета ПНА в моменты политической напряженности[ix]. Так произошло в 2008 году, когда премьер-министр ПНА Салям Файяд призвал ЕС не возобновлять контакты с Израилем. Аналогично Израиль поступил и в 2011 году, когда заморозил $100 млн налоговых поступлений для ПНА в отместку за принятие ПНА в ЮНЕСКО[x].

Как бы то ни было, заключенное межпалестинское перемирие под эгидой египтян при благоприятном отношении администрации Трампа не встретило противодействия со стороны Израиля, который не собирается препятствовать мерам по облегчению социально-экономического положения в Газе.

Более того, помимо того, что это постоянно делают палестинцы, некоторые официальные лица в Европе и Израиле предупреждают о надвигающемся гуманитарном кризисе, о возможном эпидемиологическом «взрыве» в секторе Газа.

Эксперты задаются вопросом – в Газе вроде не было семилетней войны с международным терроризмом, в ходе которой под боевиками побывали миллионы граждан, как это произошло в Сирии и Ираке. Тем не менее, там не зафиксировано массовых эпидемий и голода. ХАМАСовцы – основной источник новостей о надвигающемся гуманитарном кризисе – управляют анклавом железным кулаком. Немногие развитые демократии в мире могут похвастаться таким низким уровнем убийств как в Газе. К тому же в Секторе не закрываются больницы (отличающиеся высоким уровнем обслуживания по стандартам развивающегося мира), госучреждения, школы и высшие учебные заведения. Продолжительность жизни там составляет 73 года, что на четыре года выше, чем в среднем по миру. На одном палестинском информационном портале размещена фотография молодых людей, занимающихся серфингом на побережье Сектора. На сайте ХАМАСа (alresalah.ps) – сообщение о процветающем бизнесе подержанных автомобилей, которые переделываются местными умельцами в «совершенно новые» машины.

Джейсон Гринблатт, специальный посланник президента США Дональда Трампа на Ближнем Востоке, так же спрашивает: «Почему ХАМАС не направляет около $100 млн, поступающих от Ирана на разрешение гуманитарного кризиса?»

Все очень просто. Распространением слухов о надвигающейся гуманитарной катастрофе ХАМАС добивается того, чтобы больше грузовиков въезжало в Газу, тем самым увеличились налоговые поступления. Ведь им необходимо содержать  вооруженные отряды (численностью 30 тыс. чел.) и структуры безопасности, приобретать контрабандное оружие для пополнения складов и запасов ракет, строить подземные сооружения.

Как Израиль должен реагировать? А.Либерман как то посетовал, что «невозможно в кабинете министров обсуждать израильскую стратегию в секторе Газа, т.к. через минуту это окажется в СМИ»[xi].

Эксперты же полагают, что об оказании гуманитарной  помощи не должно быть и речи до тех пор, пока ХАМАС не прекратит торговлю телами погибших израильских солдат, пока не освободят двух психически больных израильтян, которые пересекли границу Сектора и были заключены в тюрьму. ХАМАС заинтересован в возобновлении бесперебойных выплат зарплат, значит необходимо обложить налогом помощь, поступающую на нужды движения. Из полученных средств нужно выплачивать людям зарплаты. Одновременно ХАМАС должен разоружать своих боевиков и уничтожить арсеналы оружия. Египтяне могут помочь в налаживании этого процесса.

Израилю вместе с мировым сообществом следовало бы напрямую работать с жителями анклава и подталкивать их к акциям массового протеста против устраиваемой ХАМАСом торговли телами, строительства тоннелей и запусков ракет по Израилю, вызывающих ответные меры с израильской стороны. Ведь во время этих операций страдают именно они, простые жители, в то время как лидеры ХАМАСа и их семьи находятся в надежных укрытиях.

В любом случае Израиль должен быть готов к началу реального (хотя это и маловероятно) гуманитарного кризиса. Чтобы избежать такой ситуации, ХАМАСу необходимо четко  разъяснить, что он должен прекратить свои террористические атаки. Никакого кризиса не наступит, если организация ограничиться полицейскими функциями, т.к. единственным наиболее эффективным инструментом является соблюдение правопорядка[xii].

В июне 2017 года глава военной разведки Израиля (АМАН) Герци Галеви на ежегодной Международной Герцлийской конференции «Баланс сил и национальная безопасность Израиля» сообщил, что Иран ежегодно выплачивает ХАМАСу до $50 млн и около $70 млн «Исламскому джихаду», базирующемуся в секторе Газа. Генерал возложил вину за перебои с электричеством и нехватку стройматериалов в Секторе исключительно на ХАМАС, т.к. Израиль пропустил в Газу конвой из грузовиков с материалами «в четыре раза превышающий необходимый объем для строительства одного из  самых больших домов  мире. Однако ХАМАС использует эти стройматериалы для ведения войны, а не восстановления». Галеви подчеркнул, что Израилю необходимо «заставить ХАМАС расставить приоритеты» – либо движение направляет средства на оплату электроэнергии и прочие социальные проекты, либо на свое вооружение[xiii].

С одной стороны, Израилю необходимо время для завершения строительства оборонных сооружений на границе с сектором Газа. С другой – объективный расклад сил и сложившаяся в анклаве ситуация делают и ХАМАС не заинтересованным в том, чтобы вступать в вооруженное противостояние с Израилем. Он должен заняться нормализацией жизни в анклаве. Помимо этого существует еще такой фактор неопределенности, как ожидаемый уход с поста главы ПНА Махмуда Аббаса. На данный момент весь палестинский политический процесс определяется предстоящими изменениями во властных структурах ПНА. Что касается возможной скорой отставки израильского премьер-министра Б.Нетаньяху, то будь она досрочная или плановая, это вряд ли изменит стратегию Израиля в обеспечении безопасности не только на своих южных рубежах.

[i] Фриш, Г. В Дженине террористы получают по заслугам, а в Газе – нет // Центр стратегических исследований Бегин-Садат. 23.01.2018. URL: https://besacenter.org/perspectives-papers/israel-counterterrorism-jenin/ (на англ.яз.)

[ii] Брум, С. ПНА и ситуация в Секторе Газа // Институт исследования национальной безопасности. 02.2018. URL: http://www.inss.org.il/he/wp-content/uploads/sites/2/2018/01/GazaCrisis_HEB_5-35-42.pdf (на иврите)

[iii] Михаэль, К., Достри, О. Сложная задача разрушать тоннели террористов, продолжать сдерживание и избегать эскалации напряженности // Институт исследования национальной безопасности. 10.2017. URL:  http://www.inss.org.il/he/publication/אתגר-השמדת-מנהרת-הטרור-והמתח-בין-שימור/ (на иврите)

[iv] Примирение между ФАТХ и ХАМАС: сопротивление как выражение веры // Центр стратегических исследований Бегин-Садат. 05.12.2017. URL: https://besacenter.org/perspectives-papers/fatah-hamas-reconciliation/ (на англ. яз.)

[v] Михаэль, К., Достри, О. Сложная задача разрушать тоннели террористов, продолжать сдерживание и избегать эскалации напряженности // Институт исследования национальной безопасности. 10.2017. URL:  http://www.inss.org.il/he/publication/אתגר-השמדת-מנהרת-הטרור-והמתח-בין-שימור/ (на иврите)

[vi] Лаппин, Я. Стена в Газе могла бы изменить стратегию ХАМАСа // Центр стратегических исследований Бегин-Садат. 12.10.2017. URL:  https://besacenter.org/perspectives-papers/idf-gaza-tunnels-wall/ (на англ.яз.)

[vii] Большинство израильтян: в следующем году очередной виток напряженности с Газой // Институт израильской демократии. 05.07.2017. URL: https://www.idi.org.il/articles/16241 (на иврите)

[viii] Либерман, А. «Махмуд Аббас говорит, что хочет усмирить ХАМАС, на самом деле он втягивает нас в конфронтацию в Секторе Газа» // IDC Herzliya Conference. URL: http://www.herzliyaconference.org/?CategoryID=681&ArticleID=4278&SearchParam=עזה (на иврите)

[ix] Израиль собирает налоги и таможенные сборы (ежемесячно около $100 млн) для ПНА, которая не имеет собственных  портов и аэропортов и т.д. Эта сложная система сбора средств регулируется Парижским протоколом 1994 года.

[x] Израиль не перевел  $120 млн налоговых поступлений для ПНА в отместку за голосование в ООН // Россия Сегодня. 02.12.2012. URL: https://www.rt.com/news/israel-withholds-tax-funds-084/ (на англ. яз.)

[xi] Либерман, А. «Махмуд Аббас говорит, что хочет усмирить ХАМАС, на самом деле он втягивает нас в конфронтацию в Секторе Газа» // IDC Herzliya Conference. URL: http://www.herzliyaconference.org/?CategoryID=681&ArticleID=4278&SearchParam=עזה (на иврите)

[xii] Фриш, Г. Как Израилю следует решать «гуманитарную катастрофу» в Газе // Центр стратегических исследований Бегин-Садат. 14.02.2018. URL: https://besacenter.org/perspectives-papers/israel-handle-gazas-humanitarian-disaster/ (на англ. яз.)

[xiii]Глава АМАНа раскрыл данные о финансировании Ираном антиизраильских террористических групп // Israel and Staff.com. 24.06.2017. URL:  https://www.israelandstuff.com/idf-intel-chief-exposed-irans-funding-of-anti-israel-terror-groups (на англ. яз.)

52.34MB | MySQL:103 | 0,493sec