Женские палестинские НПО: борьба за собственные права или подстрекательство против Израиля?

Международный женский день, который отмечается 8 марта, помимо своей традиционной атрибутики в виде цветов и поздравлений имеет и серьезный исторический подтекст, заключающийся в борьбе женщин за свои права. Для Палестинской национальной администрации (ПНА), которая прибегает к любым способам для получения международного финансирования, женские неправительственные организации давно перестали быть редкостью. С формальной точки зрения они, как и любые НПО, посвятившие себя «благой» цели отстаивания интересов палестинского населения, находящегося под оккупацией, всеми доступными средствами пытаются вызвать жалость международных доноров. На практике же вся их активность, как и коллег по цеху, сводится к дискредитации Израиля, проводимой на деньги тех, кто хотел бы считать себя посредниками в палестино-израильском урегулировании.

Весьма символично именно этой теме посвятила свой отчет, опубликованный накануне праздника, израильская неправительственная организация NGO Monitor. В документе под названием The Exploitation of Palestinian Women’s Rights NGOs, оформленном, в бело-розовых тонах, более свойственных Дню святого Валентина, проведен подробный анализ таких структур. В списке исследованных НПО фигурируют 25 организаций, возникших с 1965 г. по 2011 г.

Составители отчета исследовали среду, в которой ведут свою деятельность палестинские женские НПО, а также потоки средств, образующие основу их финансирования. По результатам работы они пришли к выводу, что влиятельные международные силы, такие как ООН и ЕС, выделяют деньги на деятельность, якобы направленную на улучшение статуса палестинских женщин. Однако последние под предлогом отсутствия доступа к медицинскому обслуживанию и суду, а также невозможности реализовать экономические или политические права, вливаются в подстрекательство против Израиля, выставляя правительство страны единственным виновным в своих проблемах.

Важно, что в тексте присутствует ссылка на исследование ООН UN Women Study, которое утверждает, что сложившееся в обществе неравноправие корениться в историко-культурных особенностях арабского общества. Последнее не может не наталкивать на мысль, что спонсоры все же понимают, что большинство аргументов, используемых получателями финансирования, в полной мере соответствовать действительности не могут. В итоге, как подчеркнула она из представительниц NGO Monitor О.Дойч после представления отчета, складывается ситуация, в которой финансирование ООН и ЕС не помогает, а препятствует улучшению положения палестинских женщин, поскольку служит достижению ложных целей.

С этим соглашаются и сами местные активистки. В честь международного женского дня палестинские власти анонсировали ряд поправок в законодательство, среди которых возможность для женщин самостоятельно открывать банковский счет или перевести ребенка в другую школу. Главной из предложенных инициатив стала рекомендация главе НПА М.Аббасу внести изменения в уголовный кодекс, отменив возможность смягчать наказания за т.н. «преступления чести». Премьер-министр правительства ПНА Р.Хамдалла пообещал, что это лишь первый шаг на пути к более масштабным преобразованиям. Однако этого местному населению явно не достаточно.

Одно из основных требований тех, кто действительно борется за права палестинских женщин, доля которых, по данным палестинского Центрального статистического управления, составляет порядка 49 % населения, заключается расширении их роли в общественной и политической жизни. По мнению представителя неправительственной организации Al-Haq в современном мире Рамалла должна делать более решительные шаги, а не довольствоваться законодательным закреплением базовых вещей. Проблема с т.н. «преступлениями чести» является еще более сложной. Только в 2016 г. жертвами таких расправ стали 18 местных жительниц, при этом, по утверждению правозащитников, далеко не всегда мотивом убийства была честь семьи. За несколько месяцев 2017 г. петиция в адрес М.Аббаса отменить действие этой нормы собрала более 12000 подписей, но решение проблемы так и не было предложено. В отсутствии выборов и, как следствие, легитимной власти, именно в его руках находятся рычаги, способные изменить ситуацию, и отказ от их использования явно укрепляет недовольство части населения. Вот только рассчитывать, что со сменой М.Аббаса на другого, возможно, более радикально настроенного лидера, женщины добьются расширения своих прав в обществе, тоже не приходится.

Помимо этого в качестве примеров авторы отчета NGO Monitor проиллюстрировали текст с биографиями конкретных палестинских террористок, которые, говоря языком авторов документа, представляются в качестве «ролевой модели, вдохновляющей женщин участвовать в терактах»[i]. Помимо этого отчет снабжен приложениями, в которых представлены изображения из социальных сетей, прославляющие палестинское женское радикальное сопротивление. Эта тенденция отмечается исследователями далеко не в первый раз. Еще в 2007 г. эксперты из Междисциплинарного центра в Герцлии (Израиль) и Университета Иллинойса (США) А.Берко и Э.Эрец подготовили статью, в которой утверждалось, что активизация вовлечения женщин в террор выдается за свидетельство повышения их статуса и значимости в обществе[ii].

Пожалуй, самой важной частью отчета является исследование женских НПО в контексте общего кодекса деятельности палестинских НПО, который был торжественно подписан активистами 400 организаций в феврале 2008 г. Одной из основных его идей стало, разумеется, сопротивление, подразумевающее отказ от любых договоренностей и мирных инициатив с представителями оккупационных сил, т.е. Израиля. Одной из главных зонтичных организаций, стоявших за разработкой и принятием кодекса, стала PNGO (Palestinian NGO Network), в которую входит 13 женских организаций. Она имеет широкий доступ к средствам, выделяемым ООН, одновременно выступая в качестве модератора активности объединенных в нее структур. Этот пример служит дополнительным подтверждением тезиса о том, что направляемое международными донорами финансирование лишь укореняет ложные ценности. При этом сложно утверждать, что те, кто выделяет средства, до конца не отдает себе отчет в том, на что они идут.

Таким образом, представленное исследование, равно как аналогичные работы, публиковавшиеся ранее, лишь подтверждают тенденции, характерные для всего палестинского общества в целом. С одной стороны, продолжается радикализация масс, угрожающая Израилю новым всплеском террористической активности. При этом к ней будут активно привлечены террористки-женщины, для которых борьба с врагом представляется в контексте возможности приобщиться к высшим ценностям сопротивления. С другой стороны, растет недовольство населения своим социально-экономическим положением и политической ситуацией в ПНА, по-прежнему контролируемой М.Аббасом. Отказ последнего сделать более решительные шаги в вопросе закрепления прав женщин может лишь усугубить негативные для палестинского лидера общественные настроения, способствуя приходу к власти более радикальных лидеров. Помимо этого вновь была доказана непрозрачность финансирования ЕС и ООН палестинских НПО, что также рискует обострить их противоречия с Израилем.

[i] The Exploitation of Palestinian Women’s Rights NGOs // NGO Monitor, March 2018. Jerusalem. Israel. 15 p.

[ii] Berko A. Erez E. Gender, Palestinian Women, and Terrorism: Women’s Liberation or Oppression // Studies in Conflict and Terrorism. Vol. 30. Issue 6. 2007. P. 493-519.

52.23MB | MySQL:103 | 0,541sec