О попытке возродить межобщинный конфликт в Израиле

Радикально-левая израильская организация «Га-кешет га-демократит га-мизрахит» (буквально — «Восточная демократическая радуга» — иврит) была создана в 1996 году. Она объединила группу интеллектуалов, родившихся в Израиле в семьях репатриантов из стран Востока или привезенных в Израиль детьми (пожалуй, самый известный из них – писатель Сами Шалом Шитрит, родившийся в 1960 году в Марокко и репатриировавшись в Израиль с родителями в 1963 году) – отсюда и название организации. По своей основной идеологии «Восточная демократическая организация» близка к другим радикально-левым израильским организациям, колеблющимся на грани между «в определенном смысле сионистами» и открытыми антисионистами. В этом контексте уместно упомянуть о том, что нынешний генеральный директор этой организации Яэль Бен-Ефет, как и ее предшественница Нурит Хаджадж, является членом открыто антисионистского прокоммунистического блока ХАДАШ (в Кнессете нынешнего созыва он входит в состав парламентского блока Объединенный арабский список). Среди важнейших источников финансирования этой организации – американский фонд New Israel Fund, финансирующий сейчас в той или иной степени деятельность практически всех радикально левых и антисионистских движений и организаций в Израиле.

Специфика «Восточной демократической радуги» состоит в попытках «разыгрывать восточную карту», представить себя в качестве защитницы интересов репатриантов из стран Востока и их потомков, угнетаемым «сионистским ашкеназским истеблишментом». Однако эти попытки не принесли серьезного успеха. «Восточная демократическая радуга» остается в определенном смысле маргинальной организацией на фоне широкой поддержки, которой пользуются среди восточных евреев в Израиле правые и религиозные партии. Такие акции, как публичное выражение поддержки Мордехаю Вануну, уроженцу Марокко, приговоренного израильским судом к пожизненному заключению за разглашение информации, связанной с ядерным реактором в Димоне, не прибавила популярности «Восточной демократической радуге». Мордехай Вануну это, мягко говоря, не тот персонаж, которым подавляющее большинство израильтян восточного происхождения склонно гордиться. Не прибавляет «Восточной демократической радуге» популярности и декларирование некой особой связи евреев-выходцев из арабских стран с арабами.

Однако, несмотря на многолетние неудачи, «Восточная демократическая радуга», получающая, как уже было сказано, финансирование из-за рубежа, не оставляет попыток привлечь к себе внимание израильского общества. Сейчас эта организация разворачивает кампанию критики дискриминации репатриантов из арабских государств в Израиле в 50-х – 60-х годах ХХ века. Несомненно, в свое время это была крайне болезненная проблема. Ее успешно использовали на протяжении многих лет различные политические силы. Однако с 1960-х годов прошли десятилетия, выросли новые поколения израильтян, для которых проблема межобщинной розни мало актуальна. Немало израильтян младших поколений родились от межобщинных браков. Достаточно взглянуть на результаты опросов общественного мнения, показывающих, что сефардская общинная партия ШАС, получившая на выборах 1999 года 17 депутатских мест (из 120) в Кнессете, может сейчас вообще не преодолеть электорального барьера, чтобы понять, что «восточная карта» уже не так сильна, как когда-то.

Тем не менее, «Восточная демократическая радуга» нашла новый информационный повод для того, чтобы вернуться к теме противостояния между европейскими евреями – ашкеназами и выходцами и стран Востока — сефардами. В мае прошлого года на экраны вышел документальный фильм израильского режиссера Давида Дери, сына репатриантов из Марокко, «Салах, по зэ Эрец Исраэль» («Салах, здесь тебе Эрец-Исраэль» — иврит), посвященный тяжелой интеграции в израильское общество репатриантов, прибывших в Израиль из стран Северной Африки, прежде всего, из Марокко в конце 50-х – 60-х годах прошлого века. После того, как этот фильм был показан по 13-му каналу Израильского телевидения в качестве сериала, он приобрел определенное политическое звучание в еврейском государстве.

Обнародование в этом фильме фрагментов ряда архивных документов стало причиной резкой критики руководства Еврейского агентства (Сохнут), занимавшегося приемом новых репатриантов более полувека назад. В этой связи «Восточная демократическая радуга» выдвинула инициативу изменить названия улиц израильских городов, носящих имена высокопоставленных служащих Еврейского агентства (Сохнут) – уроженца Германии Гиоры Йосефаталя (1912-1962), уроженца Буковины  Хаима,Шибы (1908-1971)  и др., которые в свое время и занимались приемом репатриантов из Северной Африки. Особым нападкам подвергался Хаим Шиба, известный врач, лауреат государственной премии Израиля, который в годы массовой репатриации евреев из арабских государств инициировал программу облучения рентгеновскими лучами детей репатриантов с целью борьбы против эпидемии стригущего лишая. Эта сугубо медицинская программа стала своего рода символом дискриминации выходцев из арабских стран в Израиле.

В связи с шумной кампанией, начатой «Восточной демократической радугой», израильская радиостанция FM101.5 провела в минувшее воскресенье специальную передачу для обсуждения темы дискриминации выходцев из арабских стран в Израиля. Ведущий программы, известный ультраортодоксальный религиозный журналист Менди Ризель пригласил уже упомянутого генерального директора этой радикально левой организации Яэль Бен-Ефет, которая изложила взгляды возглавляемой ею организации по данному вопросу.

В качестве оппонента Яэли Бен-Ефет был приглашен бывший мэр города Сдерот Эли Муяль (в прошлом он был членом партии Ликуд, но затем вышел из его рядов), уроженец Марокко, репатриировавшийся в Израиль со своими родителями в 1957 году в возрасте 5 лет.  Он подверг резкой критике кампанию, ведущуюся «Восточной демократической радугой».

Эли Муяль заявил в частности: «Хорошо, что ашкеназы принимали сефардов, а не наоборот (на момент провозглашения независимости Государства Израиль ашкеназские евреи составляли около 90% его населения – В.Ч.), потому что иначе на Ближнем Востоке создали бы еще одно арабское государство. Может быть, стоит сказать правду, поставив перед собой зеркало: Сколько университетов было в Марокко? Что мы знали о развитом мире? Какая технология была в Марокко? Если бы сефарды репатриировались первыми, тут было бы еще одно никчемное вонючее королевство. (…) Когда приходится менять культуру, первое и второе поколение платят за это цену. Это всегда так, и никто не может противостоять этому. Мои и ваши родители заплатили эту цену, и другие родители тоже заплатили эту цену. Это цена, которая была заплачена для того, чтобы построить эту страну».

На вопрос Менди Ризеля: «Была ли эта цена оправданной? Вы ее понимаете?» Эли Муяль ответил: «Конечно. Мы получили независимое государство и демократию. (…) Никакая волна репатриации не проходила на самом деле гладко. При всем уважении невозможно, чтобы в то время, когда семь арабских государств угрожали уничтожить Государство Израиль, возились бы со стригущим лишаем (…) Это были годы войны, я сам прошел облучение против стригущего лишая в 1957 году».

В ответ на процитированные выше высказывания Эли Муяля Яэль Бен-Ефет не нашла никаких логических доводом, а просто обозвала его «расистом», а потом, видимо вспомнив, что он сам сефард и сам родился в Марокко, поэтому едва ли может испытывать расистские предрассудки по отношению к выходцам из арабских стран, обозвала его еще и «коллаборационистом».

Однако не будет ошибкой сказать, что Эли Муяль выразил позицию большинства современных израильских евреев, происходящих из арабских стран, по данному вопросу, утратившему свою прежнюю болезненность и актуальность.

52.22MB | MySQL:103 | 0,885sec