О переговорах Марокко с ЕС по Западной Сахаре

Представители делегации Марокко во главе с министром иностранных дел и международной кооперации североафриканского королевства Насером Буритой и личный посланник генсека ООН по Западной Сахаре, экс-президент ФРГ Хорст Кёлер обсудили во вторник 6 марта с.г. перспективы урегулирования конфликта вокруг Западной Сахары. Согласно заявлению МИД королевства, участие представителей страны «прошло в рамках осуществления постоянного сотрудничества Марокко с ООН ради достижения окончательного политического урегулирования регионального спора вокруг марокканской Сахары».  В ходе встречи с Кёлером марокканские дипломаты изложили позицию официального Рабата относительно путей решения многолетнего конфликта. Они, в частности, напомнили о заявлениях, сделанных королем Мухаммедом VI в ноябре 2017 года в речи, приуроченной к 42-й годовщине «Зеленого марша» на Западную Сахару. Тогда монарх подчеркнул, что «ни одно решение вопроса о Сахаре невозможно вне полного суверенитета Марокко над своей Сахарой, вне инициативы об автономии, которую международное сообщество признало серьезной и заслуживающей доверия».  В декабре 2017 года генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш в интервью журналу»Жён Африк» заявил, что рассчитывает на скорое возобновление переговорного процесса по Западной Сахаре. На вопрос издания о том, должен ли переговорный процесс завершиться проведением референдума о судьбе Западной Сахары, как это предусмотрено многочисленными резолюциями Совета Безопасности ООН, Гутерриш ответил, что речь идет о «политическом процессе диалога в рамках резолюций ООН». «Будет сделано все, чтобы вновь его запустить, и чтобы резолюции ООН были соблюдены», — сказал он. Напомним, что конфликт вокруг Западной Сахары — один из самых длительных в современной истории. В прошлом сахарские провинции находились в зависимости от марокканских султанов, в эпоху колониализма и вплоть до 1975 года этими территориями владела Испания, а после отказа Мадрида от притязаний на Западную Сахару туда вошли марокканские войска. Одновременно Фронт ПОЛИСАРИО при поддержке Алжира развернул вооруженную борьбу и провозгласил независимую Сахарскую Арабскую Демократическую Республику (САДР). Марокко считает Западную Сахару своей неотъемлемой частью и допускает лишь предоставление ей широкой автономии в составе королевства. Боевые действия в зоне конфликта продолжались до 1991 года и были прекращены после того, как в регион была направлена миссия ООН. С июня 2007 года Марокко и Фронт ПОЛИСАРИО провели серию переговоров по западносахарскому вопросу, однако все они завершились без значимых результатов.
В этой связи отметим, что срочная инициация встречи министра иностранных дел королевства со спецпредставителем ООН была не случайной. В данном случае помимо апелляции к ООН, министр иностранных дел пытался воздействовать на ситуацию через связи экс-президента ФРГ прежде всего в Брюсселе. Дело в том, что решение суда Европейского союза (CJEU) в конце прошлом месяца об исключении Сахарских рыболовных угодий из соглашения о рыболовстве между Марокко и ЕС по последствиям является катастрофическим для режима в Рабате. Это решение напрямую затронет ряд семей этого региона, на которых опирается Мухаммед VI, чтобы поддерживать связи с ПОЛИСАРИО в рамках урегулирования застарелого конфликта. Это прежде всего семья Джумани, чья компания «Самак Сахара» управляет четырьмя морозильными судами из Дахлы. По личному распоряжению марокканского монарха она в начале этого года была включена в список сторон, пользующихся льготными тарифами в рамках соответствующих соглашений между Марокко и ЕС. Глава «Самак Сахары» Мохтар аль-Джумани, который является членом Королевского Консультативного совета по делам Сахары (КОРКАС), был назначен королем в 2015 году шейхом ордена Уиссам-Эль-Арх в рамках обеспечения «защиты целостности королевства». Его братья Сиди Сулух и Мухаммед Салем, которые являются директорами этой же компании, характеризуются экспертами как ключевые игроки на сахарской политической сцене в рамках укрепления влияния Рабата на территории Западной Сахары. Первый сейчас является мэром Дахла, второй представляет провинцию Эль-Лаайюн в Палате представителей королевства. Братья также владеют рыболовной компанией Societe De Peche du Sud de l’Atlas (SPSA), который базируется в Агадире, но при этом оперирует в сахарских водах. Еще один клан Западной Сахары, который пострадал от решения европейского суда, возглавляет Али Эрразм, который был избран членом Тарфайской области в Палате представителей Марокко в 2015 году от правящей сейчас в королевстве исламской Партии справедливости и развития и по протекции короля также является членом ордена Уиссам-Эль-Арх. Его сын, Мухаммед Эрразм является управляющим директором Laayoune Proteine (производство продукции рыболовства и протеина) и депутатом провинции Эль-Лаайюн в палате представителей. Он также является председателем комиссии по иностранным делам палаты советников этой структуры. Третий пострадавший от вердикта европейского суда — семья Дерхем (производство морепродуктов), чей представитель Ркиа Дерхем сейчас присутствует в марокканском правительстве, а сама семья полагается Рабатом одним из ключевых инструментом своего влияния в Западной Сахаре. Таким образом, Брюссель целенаправленно ударил по самым больным местам Рабата.
В этой связи Марокко и Европейской комиссии потребуется в кратчайшие сроки предпринять усилия для оперативного пересмотра соглашения о рыболовстве, с тем чтобы включить в него Сахарские рыбопромысловые площадки. Существующий протокол, который европейский суд сейчас отменил, выводит Западную Сахару из этого соглашения, а сам он истекает 14 июля с.г. Марокканский министр иностранных дел Насер Бурита и министр сельского хозяйства и рыболовства Азиз Акхануш в настоящее время предпринимают гигантские усилия для того, чтобы выиграть время. При этом в общем-то переговоры по этому вопросу (и по всему сельскохозяйственному соглашению в целом) сейчас буксуют, и решение европейского суда эксперты связывают с тем, что марокканские власти пропустили крайний срок (22 февраля) подачи соответствующих поправок к соглашению Марокко — ЕС в области сельского хозяйства. По нему Западная Сахара выводится за рамки соответствующего договора. Затянуть этот процесс у марокканской дипломатии очевидно не получилось. Одновременно для того, чтобы придать переговорному процессу необходимую динамику Бурита произвел перестановки в своей переговорной команде. 15 февраля он назначил Омара Амгара директором департамента МИД по делам ЕС и средиземноморских процессов. Ранее он возглавлял отдел отношений Марокко и ЕС и долгое время входил в состав марокканской делегации в Брюсселе. Посол Марокко в ЕС Ахмед Реда Чами в это же время заключил контракт от лица государства с крупной лоббистской европейской фирмой GPlus и разорвал соответствующие конракты с ESL European Affairs. При этом ряд экспертов говорит о том, что за нынешним решением Европейского суда стоит стремление серьезных европейских игроков в рыболовной области вывести сахарские компании из формата соглашений Марокко-ЕС для того, чтобы организовать их поглощение. И якобы в этой связи уже имеются соответствующие договоренности с руководством ПОЛИСАРИО.

52.24MB | MySQL:103 | 0,551sec