Саудовская Аравия: о реформе системы экспортно-импортного и таможенного оформления грузооборота

Программа реформирования экономики в Саудовской Аравии включает значительную часть, связанную с оптимизацией логистической инфраструктуры.  Главным образом это относится к морским портам, через которые в страну поступает львиная дола импорта и вывозится экспортная продукция. Саудовская Генеральная организация морских портов и таможен в рамках новых задач пытается сократить время, затрачиваемое на обработку и складирование морских контейнеров, прибывающих из-за рубежа, до трех суток. Или, менее того. Главным инструментом в этом властям королевства видится внедрение информатизации процессов складского учета, предварительное таможенное декларирование товаров и грузов и авансовая оплата таможенных платежей, еще до прибытия контейнеров в порты королевства.

Первым шагом на этом пути должно стать предоставление электронных деклараций и внесение авансовых пошлин. Затем, по прибытию груза в порт, он перегружается на трейлер и без задержки следует на площадку досмотра. Все процедуры, по словам источника в Генеральной организации морских портов и таможен, «будут существенно упрощены и ускорены, с тем, чтобы занять не более суток».

Для бесперебойного функционирования всех звеньев этой системы предусматривается объединение информационных баз администраций портов, таможенной службы, импортеров, а также других причастных к процессу учреждений и ведомств, таких, как министерства финансов и статистики.

Импортеры могут получить контейнер сразу вслед за завершением всех формальностей, что сократит время пребывания контейнера в порту до трех суток. Для сравнения, сейчас это срок насчитывает 14 суток, самое малое – 8.

Сама инициатива была сформулирована во время инициативной компании по обработке контейнеров, которая проводилась Генеральной организацией морских портов и таможен во всех портах в целях повышения инвестиционной привлекательности и повышения их производительности. Так, удалось сократить количество необходимых процедур с 12 до всего 2, а вместо прежних 9 обязательных для декларирования экспортных характеристик, также оставлено две. Введение электронного документирования и предварительного декларирования грузов, в совокупности с этими новшествами доказали: время на обработку контейнера вполне может не превышать 24 часов.

Нововведения также призваны изменить бытовавшую практику пристрастного отношения со стороны государства в отношении импортеров. Так, за 2017 год в рамках коммерческого делопроизводства в Саудовской Аравии было рассмотрено 2600 судебных исков, вызванных разночтениями между импортерами и государственными органами. Причиной разногласий стали: несовпадения завяленных характеристик товара с реальными, нарушение сроков контрактных обязательств, задержки в ввозе, которые кстати, послужили основанием для разбирательств в более чем 55% из общего числа дел.

Согласно данным статистики, полученным порталом «Аль-Иктисадыйя» в министерстве правосудия, большинство (80%) всех слушаний пришлись на коммерческие суды в Эр-Рияде, в Восточной провинции и в Джидде. В столице королевства рассматривалось 861 дело, в Джидде – основном порте страны – 716 и оставшиеся – в Восточной провинции. Даже там, где нет морских портов, например, в Медине и в Мекке, и там, в соответствии с прежним законодательством, импортерам зачастую приходилось судиться с чиновниками: 148 слушаний состоялись в Медине и 82 судебных заседания прошли в Мекке.

Министерство правосудия не осталось не охваченным новшествами и также внедряет электронную систему учета исковых заявлений и оплаты пошлин и штрафов. Это позволит сократить затраты на процессуальные действия и, согласно плану руководства ведомства, определит срок рассмотрения дела в 20 дней с момента подачи искового заявления.

Количество судебных заседаний по коммерческим искам не должно будет превышать 3, с момента уведомления ответчика об иске. Никакие продления допускаться не будут, кроме чрезвычайных обстоятельств, типа болезни одной из сторон или ее представителя, делающей их присутствие невозможным. В целом, по мнению экспертного сообщества внутри королевства, нововведения хорошо корреспондируются с общей линией на «цифровизацию» и информатизацию администрирования и хозяйствования в стране и существенно упростит и ускорит отправления десятков процедур и различных действий. Ранее, судебные заседания по коммерчески делам могли рассматриваться месяцами, что не раз становилось поводом для претензий и жалоб со стороны как саудовских, так и зарубежных бизнесменов.

Устранение таких препон призвано привлечь инвесторов и поддержать частный сектор экономики. Кроме того, авансирование и упорядочение платежей и сборов, полезно для бюджета, в котором власти королевства решили учесть все, до последнего филса.

Еще одной новостью стало распоряжение Генеральной таможенной службы все пограничным таможенным постам, сделанное на основании решения Министерства транспорта о сокращении срока освобождения от уплаты складских пошлин с 10 до 5 дней. Решение вступает в силу с 1 марта. Оно, как вышеупомянутые меры, призвано ускорить грузооборот и экспортно-импортное оформление, и связано с уже внедряемым таможенниками режимом оформления «за 24 часа».

Действия транспортных и фискальных властей королевства являются частью программ реформ, известных как программа «Виденье 2030», и по мере отработки, положительно скажутся на скорости перевалки и оформления грузов. Экономический эффект, по оценке авторов реформ, оценивается в сотни тысяч риалов, ранее тратившихся на складирование и охрану грузов, печатание десятков тысяч бланков и форм, оплату чиновников. Ну, и на взятки последним, не без того.

52.2MB | MySQL:103 | 0,486sec