Обзор альманаха «Турция в 2017 году» издания Фонда политических, экономических и социологических исследований (Анкара). Часть 28

Продолжаем разбор упомянутого в заголовке Альманаха – в частности, раздела «Внешняя политика». Вслед за подразделом про отношения между Турцией и Сирией следует таковой, посвященный борьбе Турции с так называемой «террористической организацией Фетхуллаха Гюлена» за рубежом. Его мы с читателями целиком пропускаем, как получивший достаточное освещение на сайте Института Ближнего Востока. Более того, пропускаем полностью следующий раздел, озаглавленный «Безопасность и борьба с терроризмом в 2017 году» и начинаем ознакомление с разделом «Экономика».

Он, в свою очередь, разбит авторами на четыре подраздела: «Рост (экономики – В.К.) и занятость», «Внешняя торговля и торговый дефицит», «Государственные финансы», «Монетарная политика».

Пройдемся по ним, опуская ненужные подробности, по возможности, фокусируясь на статистических показателях.

Главным фактором, обусловивших показатели турецкой экономики, продемонстрированные в 2016 году на уровне ниже своих возможностей, авторы документа называют попытку военного переворота. Соответственно, к своим «естественным» показателям страна начала возвращаться в 2017 году, когда вновь обрела политическую стабильность.

Достаточно взглянуть на темпы роста турецкой экономики, которые в трех кварталах истекшего года (по которым на момент написания Альманаха были официальные данные – В.К.) показывали данные на уровне, заметно выше среднемировых отметок: 1-й кв. – 5,3% (по сравнению с аналогичным показателем прошлого года – В.К.), 2-й кв. – 5,4%, 3-й кв. – 11,1%. Если обратиться к таблице, где складываются основные драйверы экономического роста, то заметен рост экспорта, по кварталам, соответственно: 10,9%, 10,7% и 17,2%. Кроме того, заметную динамику, нарастающую к концу года, демонстрируют инвестиции: 2,7%, 8,0% и 12,4%.

При, этом таблица показывает пониженные, по сравнению с экспортом, темпы роста импорта в страну: 0,7%, 1,8%, 14,5%.

Это не должно вводить читателей в заблуждение в том, смысле, что торговый дефицит Турецкой Республики уменьшается. На самом деле, всё дело в том, что импорт в стране продолжается на фоне любой политической конъюнктуры, что, в общем-то, достаточно естественно. Особенно, для страны, главной статьей закупок за рубежом у которой являются энергоносители и прочие полезные ископаемые, а также наукоёмкая продукция. Так что, турецкая экономика демонстрирует растущий торговый дефицит с зарубежными странами. И это — та данность, с которой чисто физически ничего поделать нельзя, если только а) не совершить научного прорыва, создав несколько значимых в мировом масштабе корпораций, чего не предвидится, б) не стать обладательницей неразведанных до сих пор запасов природных ископаемых или же не получить «за условную ренту» доступа к зарубежным энергоносителям, скажем, в близлежащих странах. Из последнего вытекает активность турецкой геологоразведки в Восточном Средиземноморье, ну и тот интерес, который проявляется страной к тем же Мосулу и Киркуку.

Тем не менее, высокие темпы роста турецкой экономики побудили мировые финансовые институты поднять прогноз на темпы её развития, по сравнению с ранее данными оценками. Напомним, что если ранее, согласно Отчёту о состоянии мировой экономики, рост ВВП Турции в 2017 году прогнозировался темпами в 2,5%, то теперь те же аналитики предрекают 5,1%.

Вообще, как свидетельствуют цифры, приведенные в Альманахе, турецкая экономика по темпам своего роста конкурирует и, в определенные периоды времени, даже опережает таковые для Китая и Индии (но здесь, опять же, надо помнить про не слишком успешный для страны 2016 год – экономика просто его отыгрывает – В.К.). Здесь Альманах, правда, не пишет про те кредитные рейтинги, которые ведущие мировые агентства установили для Турции – но это, впрочем, другая история, связанная с политическим прогнозом развития ситуации в стране.

Теперь посмотрим на показатели занятости Турецкой Республики. К 2017 году страна подошла с рекордным, двузначным уровнем безработицы – 13,0%. Однако, на фоне положительных ожиданий от турецкой экономики показатель к середине года заметно снизился, до 10,2%. В дальнейшем, к августу месяцу безработица возросла до 10,6%. В абсолютных величинах это означает наличие в стране 3 млн 404 тысяч неработающих. Тем не менее, Альманах – довольно оптимистичен и заявляет о том, что Турция в течение второго десятилетия 21-го века активно создает рабочие места. Так, в период с 2010 по 2016 год возникло 4,6 млн новых рабочих мест. Тут же авторы документа указывают на то, что с этой точки зрения Турция опережает ведущие мировые экономики – Германия (2,5 млн за тот же период времени), Великобритания (2,4 млн) и Франция (0,7 млн). Единственная страна, кому она уступает – США.

Альманах указывает на два приоритета турецкого руководства: повышение занятости среди молодежи и вовлеченности женщин в национальную экономику (все, кто следил, помнят кампанию «в будущее нельзя лететь с одним крылом» — В.К.). С этой целью реализуется целый ряд экономических программ и мер поощрения. И не случайно, в этом контексте документ говорит о программе создания национального автомобиля, которая должна стать мощным драйвером роста занятости в стране.

52.24MB | MySQL:103 | 0,499sec