Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (12 – 18 марта 2018 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с Сирией. Вооруженные силы Турции и формирования оппозиционной Дамаску Сирийской свободной армии (ССА) 18 марта установили контроль над городом Африн – центром курдского кантона на севере САР. Ситуация в Восточной Гуте под Дамаском коренным образом изменилась в позитивном направлении.

На прошедшей неделе исход беженцев из Восточной Гуты принял массовый характер. По состоянию на 18 марта территории, контролируемые боевиками незаконных вооруженных формирований (НВФ), во время ежедневных гуманитарных пауз покинули более 73 тыс. человек. В генштабе ВС России заявили об «уникальной по масштабу гуманитарной операции». ООН подтверждает добровольный выход беженцев через гуманитарные коридоры из Восточной Гуты. Происходит доставка гуманитарной помощи в этот район. При посредничестве российского Центра по примирению враждующих сторон в Сирии приостановлены боевые действия в районе города Дума.

Тем временем в периоды между гуманитарными паузами правительственной армии Сирии вместе с союзниками удалось значительно уменьшить территорию, находившуюся под контролем НВФ в Восточной Гуте. Продолжаются обстрелы Дамаска боевиками террористической группировки «Джебхат ан-Нусра» (запрещена в РФ). Одновременно боевики экстремистских исламистских группировок, действующих на севере провинции Хама, с целью замедления или срыва наступления сирийской армии в Восточной Гуте предприняли попытку наступления, которая была успешно отражена.

12 марта американский постпред в ООН Н. Хейли на заседании Совбеза заявила, что США готовы вновь нанести удар по Сирии, если всемирная организация окажется неспособна добиться прекращения огня в Восточной Гуте. В ответ постпред России в ООН В. Небензя подчеркнул, что контртеррористическая операция в пригороде Дамаска не противоречит резолюции СБ ООН 2401, и власти Сирии вправе продолжать ее. Минобороны России готово принять меры против возможного ракетного удара США по Дамаску «как по ракетам, так и носителям, которые их будут применять», если будет угроза российским военным, заявил 13 марта начальник Генштаба ВС РФ генерал армии В. Герасимов. В этот же день генерал В. Герасимов обсудил ситуацию в Восточной Гуте в телефонном разговоре с председателем Комитета начальников штабов ВС США генералом Дж. Данфордом. Москва жестко и по всем каналам предостерегла Вашингтон от удара по Дамаску со стороны возглавляемой США коалиции, заявил 14 марта глава СМИД РФ С. Лавров.

Турецкие войска и формирования ССА на минувшей неделе продолжали в рамках операции «Оливковая ветвь» наступление в курдском кантоне Африн против отрядов курдских сил и 18 марта установили контроль над городом Африном. Курдские отряды «Сил народной самообороны» (СНС), покинувшие Африн, объявили о переходе к тактике партизанской войны против турецких войск на севере Сирии. В Анкаре заявили, что не собираются передавать Дамаску территорию Африна, которую Турция контролирует в результате операции «Оливковая ветвь». Там будет создана зона безопасности.

Серьезные противоречия сохраняются между Турцией и США по Сирии. Усилия возглавляемой США антитеррористической коалиции не будут полностью легитимными при участии в них курдов партии «Демократического союза» и «Сил народной самообороны», заявил глава турецкого МИДа М. Чавушоглу. Турция продолжит диалог с США по Сирии, чтобы прийти к ощутимым результатам на земле, но американцы должны вывести курдские формирования из Манбиджа к востоку от реки Евфрат, если хотят сотрудничать с Турцией в Сирии, заявил 16 марта президент Турции Р. Т. Эрдоган.

Сирийский вопрос был главным на переговорах в Москве глав МИД России и Турции С. Лаврова и М. Чавушоглу, прошедших 14 марта. По их итогам Лавров заявил, что Россия и Турция координируют усилия по выполнению резолюции Совбеза ООН по Сирии 2254 и достижению целей, поставленных в рамках астанинского процесса. Турция не ставит перед собой цель захватить территории Сирии, подчеркнул Чавушоглу.

16 марта в Астане прошли переговоры глав внешнеполитических ведомств России, Турции и Ирана С. Лаврова, М. Чавушоглу и М. Д. Зарифа По их итогам было объявлено, что международная встреча высокого уровня в Астане по урегулированию ситуации в Сирии пройдет в середине мая 2018 г. Министры заявили, что четыре зоны деэскалации продолжат функционировать в Сирии. Россия, Турция и Иран как гаранты перемирия в Сирии продолжат сотрудничество для ликвидации «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) и других террористических группировок. Три страны призвали представителей правительства и оппозиции Сирии поддержать работу сирийской конституционной комиссии, а также выступили за обеспечение безопасного гуманитарного доступа в затронутые конфликтом районы Сирии. Была выражена готовность продолжить выполнение резолюции СБ ООН 2401 по Сирии. По словам С. Лаврова, попытки отрицать роль астанинского процесса в сирийском мирном урегулировании «совершаются теми, кто рассчитывает на распад этого государства и создание благоприятных для геополитических игр условий».

Генерал армии В. Герасимов сообщил 14 марта, что у России имеется достоверная информация о подготовке боевиками в Сирии инсценировки применения правительственными войсками химоружия против населения. После этой провокации США планируют предоставить мировому сообществу т. н. доказательства гибели мирных жителей и нанести ракетно-бомбовый удар по правительственным кварталам Дамаска. В Генштабе ВС РФ заявили, что есть признаки того, что США готовятся нанести удар по Сирии.

В Москве считают, что США, Великобритания и страны международной антиигиловской коалиции игнорируют выполнение резолюции СБ ООН 2401 по Сирии, а США препятствуют прибытию любых представителей гуманитарных организаций и миссии ООН в сирийский город Ракка, где сложилась катастрофическая гуманитарная ситуация. Кроме того, американские военные на востоке провинции Дейр-эз-Зор в Сирии противодействуют возвращению районов под контроль сирийских властей.

США резко сократили число боевых операций, которые выполнялись с авиабазы Инджирлик в Турции и рассматривают возможность сокращения численности размещенного там на постоянной основе персонала. Постепенно уменьшается число семей американских военнослужащих, находящихся на территории базы. Сейчас в Инджирлике базируются американские истребители F-22 Raptor и F-15 Eagle, а также самолеты-заправщики. По словам военного представителя США, вопрос о сокращении масштабов использования турецкой авиабазы «рассматривается уже некоторое время».

Отношения между США и Турцией находятся в точке разрыва, Вашингтон должен начать сдерживать свои обещания, заявил 13 марта глава турецкого МИД М. Чавушоглу. По его словам, «для того, чтобы этого окончательно не произошло, были созданы в феврале рабочие группы. И мы поставили условие: если вы опять не будете соблюдать ни одно свое слово, то мы не будем больше терпеть». М. Чавушоглу также заявил, что Инджирлик является в первую очередь турецкой авиабазой.

14 марта Евросоюз решил выделить Турции обещанные 3 млрд евро для борьбы с миграционным кризисом.

Президент США Д. Трамп 13 марта принял решение продлить еще на один год санкции против Ирана, введенные в связи с разработкой баллистических ракет в этой стране, «поддержкой международного терроризма» и нарушениями прав человека. При этом речь не идет о санкциях, снятых с Тегерана после реализации соглашения об иранской ядерной программе.

«Шестерка» международных посредников (пять постоянных членов СБ ООН и Германия) и Иран подтвердили неукоснительное соблюдение Тегераном договоренностей в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе. Об этом было заявлено 16 марта по итогам заседания Совместной комиссии стран «шестерки» и Ирана при координации со стороны Евросоюза. Напомним, что Совместная комиссия стран «шестерки» и Ирана остается единственным механизмом, уполномоченным рассматривать ход выполнения СВПД. Участники заседания Совместной комиссии на уровне политических директоров подтвердили, что СВПД по ядерной программе Тегерана полностью остается в силе.

13 марта правительство Саудовской Аравии одобрило документ о национальной атомной программе. Программа подразумевает, что королевство будет привержено исключительно мирному использованию атомной энергии в соответствии с лимитами, установленными в международных соглашениях. Кроме того, Саудовская Аравия обязуется максимально эффективно утилизировать радиоактивные отходы без негативных последствий для окружающей среды.

Наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман заявил 15 марта, что королевство «не стремится к обладанию ядерной бомбой, но, без сомнения, если Иран разработает ядерную бомбу, мы как можно скорее последуем этому примеру». По мнению принца Мухаммеда бен Сальмана, «Иран не является соперником Саудовской Аравии. Армия Ирана не входит в пятерку [крупнейших] армий мусульманского мира. Саудовская экономика больше, чем иранская. Иран далек от того, чтобы быть равным Саудовской Аравии».

Глава Пентагона Дж. Мэттис 14 марта провел в Кабуле встречу с президентом Афганистана А. Гани и премьер-министром страны А. Абдуллой, в ходе которой обсудил новую стратегию Вашингтона в Южной Азии, а также намерения талибов начать переговоры с афганским правительством. Мэттис высоко оценил недавнее предложение Гани начать переговоры с движением «Талибан» без предварительных условий. Вместе с тем, Дж. Мэттис подчеркнул, что предложение о мире не снимает необходимости проведения наступательных операций против талибов, а также напомнил о важности достижения военных успехов афганскими силами безопасности.

15 марта Совет Безопасности ООН приветствовал предложение афганского правительства о привлечении движения «Талибан» к прямым мирным переговорам и призвал талибов принять его без предварительных условий.

На прошедшей неделе в Израиле завершились американо-израильские учения по ПРО «Можжевеловая кобра-2018». В них приняли участие примерно 2500 американских военнослужащих и около 2000 израильских военных. В ходе мероприятия была смоделирована ситуация, при которой Израиль вынужден вести войну на нескольких фронтах. Напомним, что совместные учения двух стран по ПРО проводятся каждые два года.

В Йемене представитель шиитских мятежников-хоуситов сообщил 16 марта, что видит положительные признаки в переговорах с КСА, однако «не верит в их успех». На данный момент между движением и королевством ведутся непрямые переговоры. Посредником выступает Оман. Целью переговоров является «прекращение войны и агрессии против Йемена». При этом, как считают хоуситы, КСА «пытается выиграть время, но у него нет намерений снять блокаду и прекратить агрессию ни в ближайшее время, ни позднее». Тем временем Эр-Рияд подписал 15 марта соглашение о внесении депозита в размере 2 млрд долларов в Центробанк Йемена, который по-прежнему находится в Сане, контролируемой хоуситами. По оценке экспертов, сам факт консультаций между хоуситами и КСА «еще не означает конечного прогресса и достижение компромисса. По многим причинам, в том числе и роли Ирана, который не готов просто так оставить завоеванное с таким трудом пространство влияния в Йемене».

13 марта федеральные власти Ирака официально отменили запрет на международные рейсы в аэропорты курдской автономии в Эрбиле и Сулеймании, введенный в ответ на несанкционированный Багдадом референдум о независимости Иракского Курдистана в сентябре 2017г. Обеспечение безопасности в воздушных гаванях отныне переходит в ведение МВД Ирака, аэропорты также будут подключены к единой системе пропусков и пограничного контроля в Багдаде. Аэропорты в Эрбиле и Сулеймании возобновили 14 марта прием и отправку международных рейсов.

 

 

Приложение

 

 

Об некоторых особенностях отношений между ОАЭ и Ираном

 

 

Отношения Объединенных арабских Эмиратов с Ираном на всем протяжении их истории носили сложный, а в отдельные периоды откровенно недружественный характер.

Главным фактором, влияющим на отношения между двумя соседними государствами и в значительной степени их формирующим, является территориальный спор о принадлежности трех островов в Персидском заливе — Абу-Муса, Большой и Малый Томб, которые Иран оккупировал в 1971г. незадолго до провозглашения независимости ОАЭ. При этом каждая из сторон считает вопрос о своем праве на владение островами «не подлежащим сомнению». Отметим, что три острова, несмотря на свои небольшие размеры, занимают важное стратегическое положение, находясь в наиболее узкой восточной части Персидского залива и вблизи Ормузского пролива, соединяющего Персидский залив с Аравийским морем. Именно по этому морскому пути проходит весомая доля мирового экспорта нефти, и осуществляется значительная часть внешней торговли стран зоны Персидского залива.

Проблема спорных территорий накладывает негативный отпечаток на весь комплекс эмиратско-иранских отношений, препятствует развитию сотрудничества и плодотворного политического диалога между Абу-Даби и Тегераном. ОАЭ увязывают решение вопроса о принадлежности островов с процессом улучшения двусторонних связей с ИРИ, требуют возвращения островов под свой суверенитет, включая их территориальные воды, воздушное пространство, континентальный шельф и исключительную экономическую зону. В данной связи в Абу-Даби подчеркивают, что все военные и административные меры, принятые Ираном на спорных территориях, являются недействительными и не имеют никакой юридической силы, независимо от того, как долго будет продолжаться их оккупация.

Проблема трех островов приобрела международное звучание в силу поддержки позиции ОАЭ со стороны арабских государств, в первую очередь аравийских монархий, а также ряда других стран. Арабские страны призывают ИРИ признать суверенитет ОАЭ над островами и прекратить их оккупацию.

Попытки дипломатического разрешения проблемы путем переговоров успеха не имели из-за жесткости позиций обеих сторон и в последние годы ОАЭ и ИРИ не предпринимали шагов по возобновлению диалога по островам. Отметим, что нынешнее состояние территориальной проблемы с эмиратами Иран вполне устраивает, так как он продолжает прочно контролировать спорные острова. Таким образом, решение спора между соседними государствами не имеет перспективы быстрого решения, и еще в течение длительного времени будет негативно сказываться на двусторонних отношениях.

В отношении ИРИ руководство ОАЭ в целом придерживается общей политической линии большинства стран-членов ССАГПЗ, которые не спешат налаживать диалог с Ираном, обвиняя его во вмешательстве во внутренние дела своих стран и стремлении к доминированию в регионе. Между Эмиратами и Ираном сохраняется глубокое взаимное недоверие.

В Абу-Даби заявляют, что Тегеран ведет «экспансионистскую региональную политику, нарушающую принципы суверенитета и осуществляющую постоянное вмешательство во внутренние дела соседних стран». Подчеркивается, что региональные государства Персидского залива надеялись, что ядерная сделка ИРИ с ведущими мировыми державами, заключенная в 2015 г., изменит «враждебный подход» Тегерана, но эти надежды были быстро разрушены». Эмиратское руководство в этой связи считает, что «Иран, не теряя времени, продолжает свои усилия по подрыву безопасности в регионе за счет агрессивной риторики, грубого вмешательства, производя вооружение ополченцев и развивая свою программу создания баллистических ракет».

После прихода в 2017 г. к власти в США президента Д. Трампа в Абу-Даби заявили, что полностью поддерживают новую американскую политику в отношении Ирана и подтвердили свою приверженность работе с Вашингтоном против ИРИ.

Серьезные разногласия имеются в позициях двух стран по отношению к ситуации в Йемене, Ираке и гражданской войне в Сирии. В ОАЭ считают, что, поддерживая Б. Асада, шиитских мятежников-хоуситов в Йемене и вмешиваясь во внутренние дела Ирака, Иран в своих интересах «обострил разделение среди данных наций».

Руководство эмиратов обоснованно опасается стремления Ирана стать доминирующей силой в зоне Персидского залива, неуклонного роста военного потенциала северного соседа, особенно ракетного оружия, ВВС, ВМС, активной подготовки к масштабному использованию ассиметричных способов ведения войны. Для парирования иранской военной угрозы ОАЭ считают необходимым создание действенных оборонительных механизмов, в том числе путем укрепления военного сотрудничества с ведущими странами Запада, которые рассматриваются Абу-Даби в качестве гаранта внешней безопасности страны. На сегодняшний день эмираты имеют договора о сотрудничестве в сфере обороны и безопасности с Великобританией, США и Францией. Интенсивно идет и наращивание собственного военного потенциала.

Эмираты выступают против создания Ираном ядерного оружия. В Абу-Даби выступают за политико-дипломатическое решение ядерной программы ИРИ и поддержали соглашение между Тегераном и «шестеркой» международных посредников по этой проблеме. ОАЭ настоятельно призывают Иран «продолжить сотрудничество с МАГАТЭ и международным сообществом для того, чтобы развеять страхи и сомнения, высказанные по поводу характера и целей» его ядерной программы».

У властей ОАЭ имеются опасения насчет иранской политики поддержки шиитских общин в соседних странах. Ведь только в эмирате Дубай проживают до 400 тыс. граждан ИРИ (30% населения), а всего иранцы составляют до 25% населения эмиратов. В Абу-Даби опасаются возможного негативного воздействия иранцев и шиитов из других стран на стабильность в государстве.

Вместе с тем, «Абу-Даби в отличие от Эр-Рияда не рассматривают Тегеран в качестве своего основного регионального противника. Это место для них уверенно занимает тот же Катар и курируемые им «Братья-мусульмане». Военная доктрина ОАЭ в этой связи не рассматривает Иран в качестве «потенциального агрессора». Даже, несмотря на «наличие проблемы спорных островов».

Прохладные политические отношения между ОАЭ и Ираном не сильно влияли на коммерческие отношения между двумя странами, которые давно связаны общими интересами в торговле. Многие иранцы открыли свои офисы в этой стране еще во время ирано-иранской войны 1980-х гг. и международных санкций, введенных против Тегерана из-за его ядерной программы. Характерно, что эмираты были одной из четырех-пяти стран, которые поддерживали свои экономические отношения с Ираном в течение санкционных лет. Самый высокий уровень торговли между двумя странами был зафиксирован именно в годы санкций в размере около 30 млрд. долларов.

В то же время торговля Ирана с ОАЭ снизилась после ядерной сделки 2015 г. Эмиратские власти наложили строгие ограничения на торговлю с иранцами, что связано с обострением отношений между ИРИ и аравийскими монархиями в 2016 г из-за нападений на саудовские диппредставительства в Иране вслед за казнью в КСА шиитского шейха Н. ан-Нимра.

В Тегеране также перестали рассматривать ОАЭ в качестве крупного торгового партнера в постсанкционный период, «так как иранская экономика открыла свои двери для глобальных рынков», и по политическим причинам. В иранских деловых кругах считают, что после реализации Совместного всеобъемлющего плана действий, который снял санкции против Ирана в январе 2016 г., «важность торговых отношений с ОАЭ снизилась. Ситуация изменилась, теперь Южная Корея, которая не заключила ни одной сделки с Ираном в период санкций, вошла в число главных пяти торговых партнеров Ирана. Германия, которая даже не входила в десятку торговых партнеров Ирана во времена санкций, теперь входит в пятерку ведущих европейских стран, из которых мы импортируем продукты. Мы отмечаем, более чем стопроцентный рост торговли с Европой после отмены санкций». Еще одной причиной снижения важности ОАЭ как торгового партнера Исламской Республики является то, как эмираты относятся к иранским торговцам, например, лишая их возможности пользоваться банковскими услугами Emirates NBD, одной из крупнейших банковских групп на Ближнем Востоке. Существуют также трудности с выдачей виз.

Тем не менее, существует значительный торговый потенциал в отношениях между двумя странами. Несмотря на значительное снижение товарооборота, Эмираты сохранили свое место второго по величине торгового партнера Ирана. Через ОАЭ шли и идут основные экспортно-импортные операции Ирана.

52.26MB | MySQL:103 | 0,562sec