Что стоит за планами создания Свободной зоны Мисураты в Ливии

Ливии как централизованному государству вновь брошен серьезный вызов. Если еще проще, то вызов брошен всем планам ООН и международного сообщества по проведению всеобщих ливийских выборов в этом году. Причем надо отметить, что инициаторы этого вызова на этот раз взяли на вооружение альтернативный от классического пути вооруженного противостояния путь. В основу на этот раз положена экономика, конечно подкрепленная энным количеством штыков, что в принципе само по себе очень сильно напоминает сомалийский вариант на сегодняшний день. Международный аэропорт, второй морской порт, электростанция. Это основные пунктиры будущей Свободной зоны Мисураты (MFZ), которая таким образом заявила публично о грандиозных новых планах по превращению себя в крупную средиземноморскую транзитную платформу. Естественно, что такие планы вызвали закономерную негативную реакцию со стороны правительства национального согласия (ПНС) Ф.Сараджа в Триполи. Началом нынешнего конфликта уже на это раз по линии Триполи-Мисурата стало подписание соответствующего контракта 21 февраля между председателем MFZ Хусейном бен Хамидой и лондонским холдингом Mabco, который принадлежит уроженцу Ливии Джалалу Баайю. На настоящий момент морской порт в Мисурате является крупнейшим по товарообороту. Контрактом предусматривается строительство второго морского порта и международного аэропорта. Также предусматривается, что вся MFZ будет иметь статус свободной зоны, предусмотренной ливийским законом № 9/2000, что позволяет освобождать проходящие через него товары от уплаты таможенных пошлин. Общая стоимость проекта при этом оценивается в 3 млрд долл. США. Хусейн бен Хамида одновременно планирует добиться в рамках этого проекта самодостаточности в энергетике. Именно поэтому с IQ Power США начались переговоры о строительстве солнечной электростанции мощностью 300 МВт. Хотя проект по строительству этого предприятия пока только обсуждается, сама его реализация позволила бы MFZ разорвать свои связи с GECOL (General Electricity Company of Libya), которая находится под контролем Триполи. Ни один из этих проектов не был одобрен ни правительством Ф.Сараджа, ни представителями Мисураты в Триполи, включая человека «номер два» в президентском совете Ахмеда Миитига (последний, впрочем, на сегодня свою позицию поменял), ни председателем Государственного совета Абдул-Рахманом аль-Свейли. Последние двое являются убежденными сторонниками «Братьев-мусульман», а сам А.аль-Свейли в общем-то постоянно демонстрирует свои президентские амбиции. Государственный совет имеет исключительно консультативную роль и был образован в апреле 2016 года в рамках «Ливийского политического соглашения», подписанного под патронажем ООН в декабре 2015 года в марокканском городе Схират (близ Рабата). Большинство его членов — депутаты Всеобщего национального конгресса (бывший временный парламент), потерявшего легитимность с избранием постоянного законодательного органа — Палаты представителей, которая сейчас заседает на востоке страны в Тобруке. После резкого отказа А.аль-Свейли признать легитимность MFZ, мисуратовские кланы послали ему очень недвусмысленный сигнал. 14 марта на него было совершено вооруженное нападение к югу от столицы страны, Триполи. Нападение безусловно носило характер предупреждения. Кортеж А.аль—Свейли был обстрелян из засады во время поездки в город Гарьян (около 60 км к югу от Триполи) и расположенный поблизости Яфран. Сам политик не пострадал, ранения получили двое его охранников. Еще четверо оказавших сопротивление нападавшим полицейских из управлению безопасности Гарьяна были похищены. Из этого можно сделать простой вывод о том, что если бы нападавшие хотели убить А.аль-Свейли, то убили бы. В Госсовете указали, что после того, как атака была отбита, а участвовавшие в ней вооруженные люди скрылись, А.аль-Свейли решил продолжить свою поездку. Ответственность за вылазку в нем возложили на одно из формирований, участвующих в операции «Достоинство», начатой несколько лет назад против экстремистских группировок в стране командующим Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршалом Халифой Хафтаром. Ни при чем в данном случае фельдмаршал, хотя лично он А.аль-Свейли конечно ненавидит. Во-первых, указанный район не является зоной его ответственности. А во-вторых, у мисуратовцев было больше причин немного попугать своего некогда союзника с целью скорректировать его позицию по MFZ в нужном для них направлении. Если бы это были люди Х.Хафтара, то они бы А.аль-Свейли безусловно бы убили. В данном случае за проектом MFZ и этой провокацией стоит самый сильный полевой командир Мисураты, бывший премьер-министр Халифа аль-Гвейли. Глава IQ Power (если быть точнее, то это американо-египетская структура) Шериф аль-Хельва, является одним из его близких соратников. При этом план создания MFZ уже вызвал определенные опасения за рубежом. Помимо того, что стремление Мисураты к автономии рассматривается, как одно из главных препятствий на пути урегулирования ливийского кризиса, порт города стал одним из главных центров контрабанды сигарет в Европу и Африку. Этот бизнес, который приносит сотни миллионов долларов каждый год, является одним из главных источников финансирования ополченцев Мисураты и аффилированных с ними откровенно джихадистских группировок. В частности, те же «Бригады освобождения Бенгази» близкие к «Аль-Каиде» (запрещена в России). Плюс ко всему через Мисурату идет значительная часть всей трансафриканской контрабанды, в том числе оружием, наркотиками и нелегальной миграции. Налог с этого бизнеса также является очень серьезным каналом финансирования местных полевых командиров. Последние находятся под плотным контролем Турции и Катара, которые используют порт Мисураты для переброски оружия и добровольцев на Синай для партизанской войны против Каира. По данным французских спецслужб, на фоне общего бизнеса по контрабанде мисуратовцы имеют очень тесные контакты с рядом джихадистских и радикальных групп в зоне Сахеля, включая и АКИМ.
На сегодня основным вопросом выживания проекта MFZ, за которым стоят те же Доха и Анкара (привлечь в качестве инвестиций в этот проект 3 млрд долларов под силу только им), является готовность мисуратовцев удовлетворить в рамках его реализации интересы ряда крупных зарубежных игроков. Это прежде всего французский логистический гигант Bollore, который подписал еще в 2010 году договор о своем участии в контейнерном терминале порта в Мисурате, и теперь требует подтверждения своих прав. Даже и при условии обструкции этого проекта со стороны международно признанного правительства в Триполи. Несмотря на общий внутриливийский кризис, проект свободной зоны в Мисурате продолжает привлекать иностранных инвесторов. Большой интерес вызывает, в частности, порт, который был менее поврежден, чем порты Бенгази и Триполи. Марокканская холдинговая компания Holmarcom, которая принадлежит влиятельной в королевстве семье Бенсалах, в настоящее время изучает перспективы создания в Мисурате зернового терминала. Ливия ежегодно импортирует более 3 млн тонн пшеницы и из года в год продолжает использовать щедрую систему субсидий от международного сообщества. С 2010 года в Мисурате работает (и не прекращало работать в период гражданской войны ни на день) ливийское дочернее предприятие Toyota, чьи пикапы востребованы всеми радикальными и джихадисткими группировками в Магрибе и зоне Сахеля. Через Мисурату компания Mafaza, которой владеет родственник Абдул-Рахмана аль-Свейли Омар аль-Свели, осуществляет распределение по всей Ливии строительной техники японской компании «Коматсу» и шин из Великобритании «Бриджстоун». Посетивший MFZ 8 марта Ахмед Миитига поддержал высшее руководство как MFZ, так и IQ Power. Сам по себе этот факт только демонстрирует назревающий раскол в правительстве Ф.Сараджа. Одновременно с этим глава IQ Power Шериф аль-Хельва также работает в рамках получения международной поддержки этому проекту. Он рассчитывает на поддержку Кристиана Стоффаеса, который является советником французского оператора сети распределения электроэнергии RTE, а также делегатом ЕС по реализации генерального плана использования солнечной энергии, продвигаемого Брюсселем для региона Средиземноморья. В настоящее время К.Стоффаес ищет международное финансирование для проекта, в частности от Всемирного банка (ВБ) и Государственного департамента США. Однако его миссия пока упирается в ярое сопротивление реализации этого проекта со стороны Триполи.

52.26MB | MySQL:103 | 2,800sec