О реальных и потенциальных методах воздействия США на Рамаллу

Ситуация с американским участием в палестино-израильском урегулировании сложилась двойственная. С одной стороны, только ленивый не успел обвинить администрацию Д.Трампа в отсутствии т.н. «сделки мечты», по-прежнему существующей лишь в умах ряда чиновников США, таких как Д.Кушнер или Д.Гринблатт, которые при каждом удобном случае клянутся, что работают над ней. С другой стороны, событий на этом треке происходит много, однако,  в условиях фактического отказа Рамаллы от диалога, если, конечно, не считать таковым резко негативные заявления М.Аббаса в адрес посла США пока еще в Тель-Авиве Д.Фридмана, служат они преимущественно развитию американо-израильских отношений.

«Три государства для трех народов»

Первое событие, достойное внимания в данном контексте, – назначение на должность советника президента США по национальной безопасности Дж.Болтона. Его называют очередным «ястребом» в окружении Д.Трампа и преимущественно связывают изменения, которые он способен привнести в американскую внешнюю политику, с ужесточением курса по отношению к Тегерану. Однако и палестинцам, да и не только палестинцам, можно ждать от него сюрпризов.

Все мы хорошо помним теперь уже хрестоматийную фразу Д.Трампа о том, что он не склонен замыкаться на идее создания двух государств для двух народов, предпочитая такое количество тех самых государств, которое устроит враждующие стороны. Тогда часть экспертов, а также ряд представителей иорданского истеблишмента обеспокоились тем, что таким образом президент США пытается оживить крайне нежелательную для них идею палестино-иорданской конфедерации. Базируется она на простой логике, в соответствии с которой, раз уж в Хашимитском королевстве проживает по разным оценкам от двух до трех с небольшим миллионов палестинцев, то можно допустить, что и государство в лице Иордании у них тоже есть.

Так вот, критически настроенный к палестинцам Дж.Болтон пошел дальше. Еще в 2016 г., реагируя на действия тогдашней администрации во главе с Б.Обамой по реанимации мирного процесса, он сообщил в интервью, что считает принцип двух государств давно нерелевантным. Мало того, в 2009 он написал статью для Washington Post, в которой вообще предложил вернуться к идее «трех государств для трех народов», руководствуясь которой ответственность за палестинцев должны разделить между собой Иордания и Египет, получая соответственно часть Западного берега и Газу.

Удивительно, но статья по-прежнему не утратила своей актуальности даже в той части, которая касается описания регионального политического фона, где Ливан дестабилизируется «Хизбаллой», а Сирия все дальше смещается в сторону Ирана. Также любопытно, что Дж.Болтон не испытывал иллюзий по поводу реакции Каира и Аммана на уготованные им трансформации. Наоборот, новый советник, а тогда эксперт и бывший посол США при ООН предвидел, что они будут негативными. Однако он посчитал несправедливым, что бремя ответственности за палестинцев всецело легло на Израиль, в то время как Египет и Иордания радостно отстранились, а Палестинская национальная администрация (ПНА), которую все пытались выдать за легальную власть, оказалась, цитируя Дж.Болтона, «мертворожденной».

Наконец, по отношению ко всему региональному процессу, а точнее тому, что Ближнему Востоку в действительности нужно, автор употребил слово «перестройка», написанное транслитом, которая должна произойти извне. США явно могут выступить её локомотивом, вот только попытка прямого переноса перестроечной реальности в её более привычной российскому читателю трактовке на ближневосточную почву, если автор, вдруг, подразумевал нечто подобное, может не обрадовать даже израильтян, которые поблагодарили Д.Трампа за то, что он привел в свою команду еще одного их преданного друга.

Впрочем, пока в экспертном сообществе страны преобладают все же позитивные настроения. Как отметил израильский эксперт, профессор А.Бен-Цви, страна не могла желать лучшего, поскольку кадровые перестановки в США отражают и своего рода изменение подхода к Израилю, который будет восприниматься теперь не только через призму стратегических интересов Вашингтона, но и важного идеологического партнера, чего, как утверждает аналитик, не могло быть при Р.Тиллерсоне и Г.Макмастере.

Деньги, которые обходятся палестинцам слишком дорого

Помимо идеологического сдвига США подготовило для палестинцев и изменения в экономической сфере, которые явно призваны заставить вынужденную «затянуть пояса» ПНА задуматься о своем поведении. 25 марта глава израильского правительства Б.Нетаньяху поблагодарил за одобренный в конце минувшей недели Конгрессом «Акт Т.Форса», предусматривающий замораживание средств, выделяемых ПНА, до тех пор, пока она финансово поддерживают террористов и их семьи. Как сказал премьер-министр: «Я полагаю, это мощный сигнал Соединенных Штатов, которые меняют правила. Они (США – авт.) не готовы принять правду прошлого, я бы сказал, ложь прошлого, и жить с этим. Они просто раскрывают ложь за ложью и поддерживают истину за истиной».  

То, что обрадовало израильтян, не могло не озаботить палестинцев, для которых, несмотря на браваду, ситуация по-прежнему ухудшается. Комментируя пятничное решение американской стороны, посол ООП в Вашингтоне Х.Зомлот, который, как выяснилось, страдает не от запрета на общение с американской администрацией, а от того, что это она им не интересуется, обвинил нынешние американские власти в подрыве усилий их предшественников по созданию двух государств для двух народов. Все происходящее он назвал политически мотивированными действиями, которые «наносят серьезный ущерб перспективам мира на Ближнем Востоке».

Казалось бы, происходящее вписывается в единую линию, предусматривающую давление на Рамаллу и поддержку Иерусалима. Вот только несколько озадачивает оговорка, сделанная в газете Jerusalem Post в связи с принятием «Акта Т.Форса», свидетельствующая, что та часть американской администрации, которая работает над мирным проектом, не очень довольна этим дополнительным прессингом, обрушившимся на ПНА, без которой воплотить на практике «сделку мечты» не получится.

Есть и еще одна серьезная угроза, заключающаяся в росте численности палестинцев. В понедельник представитель ЦАХАЛа, выступавший на заседании комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне, заявил, что количество населения на палестинских территориях варьируется от 4,5 до 5 млн. А это, практически в два раза больше, чем израильские власти предполагали. Разумеется, парламентарии заявили о необходимости предоставить дополнительную информацию о подсчетах, параллельно отметив, что зарегистрированными на территориях могут оставаться даже те, кто там давно не живет или вовсе никогда не был, что в общем не удивительно для тех, кто передает статус беженца по наследству. Впрочем, если демографическая ситуация действительно такова или близка к этому, перспективы американо-израильских инициатив могут оказаться весьма неутешительными.

52.18MB | MySQL:103 | 0,469sec