Результаты опроса: позиции право-религиозной коалиции в Израиле неколебимы

В четверг были обнародованы результаты опроса общественного мнения, проведенного по заказу Двадцатого канала Израильского телевидения рамат-ганским Институтом Смита, хорошо известным в Израиле частным научным учреждением, возглавляемым доктором Рафи Смитом и специализирующимся на обследованиях общественного мнения различного рода. Опросом была охвачена представительная выборка из 550 взрослых израильских граждан (18 лет +). В центре упомянутого опроса находился один вопрос: «За какую политическую партию вы проголосовали бы, если бы выборы в Кнессет проводились сейчас.

Согласно полученным данным, если бы выборы в Кнессет проводились сейчас, крупнейшей фракцией в нем остался бы возглавляемый премьер-министром Биньямином Нетаньяху Ликуд. Он получил бы 30 мандатов (всего в Кнессете 120 депутатов), как и в Кнессете нынешнего созыва.

Второй по величине фракцией стала бы, согласно результатам упомянутого опроса возглавляемая депутатом Кнессета Яиром Лапидом оппозиционная центристская партия «Еш атид». Она получила бы 19 мандатов (12 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).  Заметное усиление этой партии предсказывалось и другими опросами общественного мнения, проводившимися в Израиле на протяжение последних месяцев. Однако все предыдущие опросы показывали, что «Еш атид» получит более 20 мандатов. Таким образом, можно говорить о некотором ослаблении поддержки центристов избирателями.

Возглавляемый Ави Габаем парламентский блок «Сионистский лагерь», который объединяет левые партии Авода и «Тнуа», получил бы только 13 мандатов вместо тех 24 мандатов, которые у него есть сейчас. Серьезнейшее, по сути, катастрофическое ослабление «Сионистского лагеря» предсказывается всеми без исключений опросами общественного мнения, проводившимися на протяжении последних месяцев и даже года.

12 мандатов получил бы открыто антисионистский парламентский блок Объединенный арабский cписок (14 мандатов в Кнессете нынешнего созыва), в состав которого входят коммунисты, исламисты и светские арабские националисты. Надо отметить, что некоторое электоральное ослабление Объединенного арабского списка показывали и предыдущие опросы общественного мнения.

10 мандатов получила бы возглавляемая министром просвещения Нафтали Беннетом религиозно-сионистская партия «Еврейский дом» (сейчас у нее только 8 мандатов). Это сравнительно небольшое усиление превратило бы «Еврейский дом» во вторую по силе фракцию право-религиозной коалиции. В настоящее время таковой является возглавляемая министром финансов Моше Кахлоном правоцентристская партия «Кулану». В Кнессете нынешнего созыва у нее 10 мандатов, однако, согласно результатам опроса общественного мнения, проведенного Институтом Смита, она получила бы только 7 мандатов. То есть, фактически «Еврейский дом» и «Кулану» в определенном смысле меняются места. Следует отметить, что как ослабление партии «Кулану», так и усиление партии «Еврейский дом» предсказывались и всеми предыдущими опросами такого рода.

Помимо партии «Кулану», по 7 мандатов получила бы ашкеназская ультраортодоксальная религиозная партия «Еврейство Торы» (6 мандатов в Кнессете нынешнего созыва) и возглавляемая депутатом Кнессета Тамар Зандберг радикально левая партия МЕРЕЦ (5 мандатов в Кнессете нынешнего созыва). Некоторое усиление обеих этих партий также предсказывалось предыдущими опросами общественного мнения.

По 5 мандатов, согласно данным этого опроса общественного мнения, получили бы возглавляемая министром внутренних дел сефардская ультраортодоксальная религиозная партия ШАС (8 мандатов в Кнессете нынешнего созыва), возглавляемая министром обороны Авигдором Либерманом партия «Наш дом – Израиль» (ровно столько же мандатов у нее есть и сейчас) и новая, еще не имеющая названия партия, о создании которой объявила недавно депутат Кнессета Орли Леви-Абукасис. Следует пояснить, что в Кнессет нынешнего созыва она прошла по списку  партии «Наш дом – Израиль» (НДИ), но позднее вышла из состава ее фракции и образовала фракцию одиночки из-за того, что, когда НДИ вошла в состав правящей коалиции, лично ей, депутату Орли Леви-Абукасис, не предложили пост министра. Создается впечатления, что теперь гипотетическая партия Орли Леви-Абукасис оттянула часть голосов у «Еш атид». Нельзя исключить того, что определенную роль в это сыграло ее происхождение: она родилась в семье репатриантов из Марокко в то время, как Яир Лапид родился в семье репатриантов из Венгрии и однозначно воспринимается как «европеец». Вполне вероятно, что этот его имидж мог при появлении альтернативной партии «против всех», если угодно «партии протеста», оттолкнуть часть его потенциальных избирателей восточного происхождения.

Так или иначе, партии, входящие в состав нынешней правящей коалиции, суммарно получили бы, согласно результатам данного опроса общественного мнения, 64 мандата. Этого вполне достаточно для создания новой устойчивой правящей коалиции. Правда, сейчас у этих партий суммарно 67 мандатов. Казалось бы, некоторое ослабление право-религиозного лагеря налицо. Однако следует учитывать, что гипотетическая партия депутата Орли Леви-Абукасис вне всякого сомнения тоже будет принадлежать к праворелигиозному лагерю. Соответственно в потенциале база нынешней правящей коалиции даже расширится, составив 69 мандатов. Не подлежит никакому сомнению, что в таких условиях не может быть и речи о создании альтернативной, левоцентристской правящей коалиции, которая позволила бы левым вернуться к власти.

52.29MB | MySQL:106 | 0,688sec