Дипломатическая борьба вокруг создания механизма расследования случаев применения химического оружия в Сирии

США призывают Совет Безопасности ООН вновь создать независимый механизм расследования обстоятельств предполагаемых химических атак в Сирии. Об этом заявила постоянный представитель США при ООН Никки Хейли, выступая в понедельник на заседании Совета Безопасности, посвященном ситуации вокруг якобы имевшего место 7 апреля использования боевых отравляющих веществ в населенном пункте Дума близ Дамаска. «Мы уже представили и распространили в Совете проект резолюции, которая требует обеспечения неограниченного гуманитарного доступа к населению Думы. Мы также призываем Совет незамедлительно создать вновь по-настоящему профессиональный и независимый механизм для [расследования] атак с применением химического оружия в Сирии, в том числе имевшей место в эти выходные дни. Мы надеемся, что наши коллеги в Совете присоединятся к нам, как уже было прежде», — сказала Хейли. Случаи химических атак в Сирии должны быть расследованы с помощью независимого механизма, утвержденного Советом Безопасности ООН. Об этом в понедельник на заседании СБ ООН по ситуации в Сирии заявила постоянный представитель Великобритании при организации Карен Пирс. «Мы считаем, что сирийский режим несет ответственность за последнее нападение, но есть возможность разобраться в этом, а именно с помощью организации независимой миссии для поиска фактов по итогам независимого расследования. Мы полагаем, что нет законных причин не поддерживать призыв к Совбезу создать независимый механизм расследований», — сказала она. «ООН может создать совместный механизм расследования, и он выявит, кто несет ответственность», — добавила она. С утверждением о том, что 7 апреля в городе Дума в Восточной Гуте под Дамаском было применено химоружие, выступил ряд неправительственных организаций, в том числе «Белые каски». В заявлении, размещенном 8 апреля на сайте этой организации, говорится, что при бомбардировке города использовались, в частности, бомбы с хлором, погибли десятки человек, в больницы с признаками отправления доставлены местные жители. МИД РФ это сообщение назвал информационным вбросом, а в Минобороны России заявили, что «Белые каски» известны своими фейковыми новостями. Ранее в российских ведомствах неоднократно предупреждали о готовящихся в разных регионах Сирии провокациях и инсценировках применения химоружия правительственными войсками. В данном случае отметим единую и солидарную позицию Вашингтона и Лондона по вопросу воссоздания «независимого органа расследования применения химоружия». Не ошибемся, если предположим, что скоро к этим усилиям присоединиться и Париж. И делается это ровно в той связи, что попытки западных стран создать такой орган вне рамок ООН и при отсутствии Москвы в нем потерпел неудачу. А такая попытка была осмысленно предпринята в прошлом месяце, когда в Гааге на полях 87-й сессии Исполнительного совета Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) по инициативе Франции и ее союзников по «антиасадовскому клубу» состоялась презентация «Международного партнерства по борьбе с безнаказанностью применения химического оружия». «Призыв к колеблющимся безотлагательно присоединиться к партнерству присутствовал в выступлениях практически всех делегаций, представленных в Исполнительном совете ОЗХО стран НАТО и ЕС, а также государств-единомышленников, — указали тогда в российском дипведомстве. — При этом абсолютно ни у кого из них не возникает и тени смущения по поводу того, что созданный формат подрывает основополагающие положения КЗХО». В министерстве указали, что истинная цель созданного в Париже формата — отстранение от власти правительства Башара Асада «посредством создания критической массы весьма сомнительных, а зачастую и просто сфальсифицированных доказательств якобы [имеющего место] виновности Дамаска в применении химического оружия». «Вполне очевидны и заложенные в учредительные документы «партнерства» модальности реализации этой задачи — совместное продавливание в СБ ООН и ОЗХО антисирийских санкционных решений на основе закрепленных в его учредительных документах соответствующих политических обязательств», — добавили в МИД РФ. Это была явная попытка создать такой альтернативный орган. Он в общем-то уже существовал и благополучно почил в бозе в силу его откровенной ангажированности. Напомним, что в ноябре прошлого года по итогам расследования химатаки в Хан-Шейхуне Москва воспользовалась правом вето в Совете Безопасности ООН, воспрепятствовав продлению мандата миссии ООН и Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО), известной как Совместный механизм по расследованию (СМР), которая расследовал применение химического оружия в Сирии. 1 ноября 2017 года Белый дом осудил вето России на план ООН: «Попытки России подорвать и ликвидировать СМР демонстрируют полное неуважение к страданиям и людским потерям, вызванным применением химического оружия, и полное отсутствие уважения к международным нормам». 2 ноября замминистра иностранных дел России Сергей Рябков, комментируя заявление США, выдвинул Вашингтону ответное обвинение: «К сожалению, не без влияния США те инструменты, которые призваны заниматься установлением истины, а именно: соответствующая миссия ОЗХО, совместный механизм расследования ООН оказались не в состоянии выполнить должным образом свой мандат». Сергей Рябков тогда добавил, что «американские коллеги безосновательно… обвинили правительство Сирии в применении химического оружия в населенном пункте Хан-Шейхун 4 апреля». Позже на специальном брифинге в Москве директор департамента МИД России по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Михаил Ульянов обвинил расследователей СМР чуть ли не в трусости: «Все свои расследования миссия вела дистанционно. Вообще-то это уже скандал, налицо попытка ввести в заблуждение международное сообщество». Михаил Ульянов также сообщил, что Москва представит свой проект резолюции о продлении мандата СМР: «Это будет серьезный проект, который основан на тщательном анализе накопленного за два года опыта, он будет направлен на устранение выявленных недостатков». Таким образом, Москва сочла нужным объясниться по поводу своего блокирования работы СМР, понимая имиджевые риски такого шага. В этой связи вся суть вопроса в данном случае состоит в том, что идет борьба за «свой» проект создания СМР между Москвой и Западом. При этом кардинальных возражений против создания такого органа у сторон нет. Отметим также, что все дискуссии в отношении возможной «химатаки» в Восточной Гуте пока сводятся к тому, что на Западе стараются под градусом нынешней истерии просто протолкнуть свой проект создания такого органа. При этом понятно, что он должен использоваться в в будущем для дальнейшей обструкции Москвы и Дамаска в случае новых «химатак». Рискнем предположить, что они тут же участятся в случае образования этого «независимого» органа. Вообще надо понимать, что «химатаки» становятся универсальным инструментом сдерживания Москвы в Сирии. Понятно, что в глобальном смысле политику Москвы на сирийском направлении это не изменит, но ситуацию с вопросом представительств Москвы на таких площадках надо корректировать однозначно. При этом большой надежды нет и на объективность ОЗХО, в котором доминируют представители западных стран. Даже несмотря на то, что постоянный представитель России в ООН В.Небензя призывает вести расследование нынешнего эпизода в Восточной Гуте именно через этот орган. Заключение этой организации по предыдущим эпизодам большого оптимизма не внушает. В этой связи Москва очевидно начинает пожинать плоды своей дипломатической бездеятельности в предыдущие годы, что позволило США и их западным союзникам в общем-то максимально поставить под свой контроль практически все ключевые органы ООН, начиная с ОЗХО и заканчивая департаментом по миротворческим операциям, которым почему-то традиционно руководят бывшие высокопоставленные сотрудники военной разведки Франции. Есть конечно вопрос вклада в бюджет ООН, но вместо того, чтобы бесконечно оплачивать антироссийскую истерию в ПАСЕ, можно было подумать над концентрацией усилий именно на ключевых точках влияния на международных площадках. Этот вопрос уже давно назрел и требует серьезных корректировок в аналитических выкладках в отношении таких реперных участков со стороны российского МИД.

52.26MB | MySQL:103 | 0,520sec