О продовольственном компоненте содействия сирийским беженцам в Турции

В рамках регионального плана ООН по содействию сирийским беженцам в соседних с Сирией странах Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО) анонсировала в апреле с.г. новый долгосрочный план по оказанию помощи сирийцам в Турции, рассчитанный на 2018-2019 гг. В фокусе внимания – оказание содействия 45 тысячам фермерских хозяйств из числа сирийских беженцев и местных общин, проживающих в приграничных с Сирией сельских районах и других регионах с максимально высокой концентрацией сирийских беженцев.

Общий географический охват плана – 230 тысяч бенефициаров в 11 провинциях Турции, предполагаемый бюджет на два года – 96 млн долларов США. Помощь планируется адресная с прицелом на те регионы, где высок потенциал интеграции беженцев на местные рынки труда, без создания дополнительной конкуренции для местных граждан. В структурном плане, предполагаемая стратегия будет охватывать 3 основных направления – 1) поддержка в создании малых аграрных производств, включая обучение в сфере качества питания; 2) обучение фермеров в целях их интеграции в частный сектор и обеспечения постоянного дохода; 3) координация усилий между партнерами в различных секторах по укреплению устойчивости потенциала как сирийцев, так и местных общин.

По оценке ФАО, несмотря на значительные усилия правительств стран, принимающих сирийских беженцев, в первую очередь Турции (здесь размещена их большая часть, а именно 3.6 млн официально зарегистрированных беженцев), степень уязвимости этой категории населения растет с каждым годом. Несмотря на некоторый прогресс в сфере легитимизации беженцев и улучшения их доступа к рынку труда и возможностям трудоустройства, общий социально-экономический статус этих беженцев продолжает стремительно деградировать. В частности, большая их часть даже в Турции (как наиболее продвинутой среди соседей Сирии с точки зрения уровня экономического развития) проживает сегодня за чертой бедности, не имея устойчивого доступа к продовольствию, медицинской помощи и других основных социальных услуг, а также постоянного жилья. Беженцы по-прежнему нуждаются в международной защите и гуманитарном содействии со стороны международных институтов, включая доступ к механизмам социальной защиты.

Нужно отметить, что наиболее бедная часть сирийских беженцев в Турции проживающая во временных центрах размещения, составляет всего лишь 6.5% от общего числа. Эта категория (235 тысяч человек в 21 лагере) полностью, на 100% зависит от внешней помощи. При этом однако не она является самой уязвимой. Сложнее ситуация у отдельных категорий сирийских беженцев, которые базируются бок о бок с местными общинами в отдельных сельских районах страны.

Известно, что большинство сирийских беженцев (93.5%) мигрировали и осели в различных провинциях страны, причем как в сельских, так и городских районах. Половина этого населения – дети. Только в Стамбуле разместилось свыше 500 тысяч сирийских беженцев. Поскольку полагаться на внешнюю помощь (от турецкого правительства либо гуманитарных организаций) им не приходится, многие вынуждены искать новые источники заработка, зачастую полагаясь на помощь родственников, друзей либо местных общин.

Отсутствие регулярного источника доходов вынуждает сирийские семьи в Турции экономить на продовольствии, сокращать рационы и намеренно ухудшать качество питания, переходя на более доступную и дешевую пищу. Они также вынуждены сокращать расходы на здравоохранение и образование.

В продовольственном секторе ситуация вызывает наибольшие опасения. Отсутствие достаточного и качественного продовольствия приводит к необратимым изменениям, особенно сказываясь на уязвимых категориях населения – детях младшего возраста, беременных женщинах и кормящих матерях.  24% детей в возрасте до 5 лет страдают хроническим недоеданием, что сказывается также на общем развитии и способностях к обучению. Для детей, проживающих среди местных общин, эта ситуация может приводить и к социальному разрыву с турецкими сверстниками.

Помимо отсутствия регулярного дохода у сирийским беженцев, есть целый ряд других важных факторов продовольственной недостаточности. Одним из таких факторов является дефицит основных продовольственных продуктов на местных рынках. В соответствии с недавней оценкой ФАО по мониторингу продовольственных рынков в южных провинциях Сирии, продовольственная инфляция также сильно выросла и ограничивает доступ сирийских беженцев к продуктам. Кроме того, как показал мониторинг, большая часть сирийских беженцев, проживающих в аграрных районах Турции, просто лишена доступа к земельным ресурсам и соответственно не может ничего производить. Как следствие, основная доля семейного бюджета таких беженцев расходуется на покупку продовольствия на местных рынках по высоким ценам. Таким образом, их положение становится еще более уязвимым, поскольку зависит целиком от колебаний продовольственных цен на местных рынках и от устойчивости основного дохода семьи.

С другой стороны, наличие значительной части сирийских беженцев среди местных общин увеличило нагрузку на аграрный сектор – для удовлетворения основных продовольственных потребностей и предотвращения дефицита продовольствия понадобилось на порядок увеличить производственные мощности в местном аграрном секторе. Роль сельского хозяйства в обеспечении продовольственной безопасности и стабильности функционирования продовольственных рынков крайне высока. Особенно в плане предотвращения волатильности цен на продовольствие вследствие сбоев в производственном секторе. Также сельское хозяйство потенциально является главным источником заработка и рынком труда для сирийцев, даже при всех имеющихся (как отмечалось выше) ограничениях. На сегодня сельское хозяйство составляет 21% всего трудового рынка Турции, однако по мере его модернизации, доля занятых сокращается. Чтобы этот механизм и далее работал и мог играть устойчивую роль в решении продовольственных проблем сирийских беженцев, необходимы долгосрочные инвестиции в этот сектор и смежные отрасли.

Также необходимо решать и в структурном плане проблему содействия местным турецким общинам, где разместились сирийцы. Не секрет, что с началом массовой волны сирийских беженцев в Турцию, целый комплекс структурных проблем турецких аграрных районов на юге страны всплыл наружу. Это и проблема хронической бедности – приютившие сирийских беженцев местные общины в аграрных районах априори относятся к беднейшим слоям турецкого общества. Но не только. Есть и неурегулированные вопросы в сфере трудового законодательства – почти 82% из занятых в сельском хозяйстве турецких общин не трудоустроены официально, поскольку вовлечение наемных сотрудников в крупные и средние аграрные производства еще с 1950-х гг. оформлялось в качестве так называемых «сезонных рабочих». Статус этот в большинстве случаев сохранился и сегодня и требует урегулирования. Для сирийских беженцев это создает дополнительные барьеры – отсутствие формальных разрешений на длительное трудоустройство, дополнительно к языковому барьеру и высокой конкуренции среди своих. При этом, однако, согласно проведенному под эгидой ФАО в прошлом году исследованию, по наиболее конкурентным и востребованным в частном секторе специальностям высокой квалификации существует большой дефицит на трудовых рынках, который сирийские беженцы не в состоянии заполнить. В частности, речь идет о таких специальностях как уход за животными, управление плантациями и сбор урожая в сложных, трудоемких областях (цитрусовые и оливки), производство и переработка мяса, создание теплиц для цветов и овощей, а также переработка и упаковка продовольствия после сбора урожая.

Таким образом, главной целевой аудиторией предлагаемого ФАО нового двухлетнего плана содействия сирийцам в Турции станут наиболее уязвимые слои населения вне лагерей временного размещения, в первую очередь – женщины, дети и неквалифицированные рабочие. Последним предполагается в ходе обучения и тренировки привить необходимые навыки для последующего трудоустройства в востребованных сферах. На уровне общин стратегия ФАО будет направлена на смягчение социальных диспропорций и неравенств между местными общинами и сирийскими беженцами.

62.83MB | MySQL:102 | 0,461sec